26 и 27 марта 2021 года на исторической сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова проходят премьерные показы спектакля «Театр» (по одноименному роману Сомерсета Моэма в переводе Галины Островской). Жанр постановки определен как иронический роман в пространстве сцены.
Накануне отрывки нового представления, позволяющие увидеть сюжет в развитии (заключительные эпизоды 1-го акта и 2-й акт целиком) показали журналистам. Актеры из дублирующих составов меняли друг друга, в результате за один вечер можно было увидеть всех исполнителей, занятых в постановке.
Инсценировка и постановка: Ольга Субботина.
Сценография и костюмы: Максим Обрезков.
Композитор: Глеб Матвейчук.
Музыкальный руководитель: Татьяна Агаева (Заслуженный деятель искусств России).
Режиссер по пластике: Елена Каралашвили.
Постановка сцен фехтования: Андрей Щукин (Заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия).
Художник по свету: Андрей Тарасов.
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Разработка грима и причесок для образа Джулии Лэмберт: Аслан Ахмадов.
Звукорежиссеры: Руслан Кнушевицкий, Всеволод Семенов.
Помощники режиссера: Наталья Меньшикова, Рогнеда Смирнова.
В ролях:
Джулия Лэмберт, актриса: Лидия Вележева (Заслуженная артистка России);
Майкл Госселин, актер, режиссер, директор театра: Евгений Князев (Народный артист России, лауреат Государственной премии России);
Роджер, их сын: Андрей Петров / Николай Романовский;
Долли де Фриз, совладелица театра, подруга Джулии: Ольга Чиповская (Заслуженная артистка России);
Лорд Чарлз Тэмерли: Андрей Ильин (Заслуженный артист России);
Леди Чарлз Тэмерли: Наталья Масич (Заслуженная артистка России);
Эви, горничная Джулии: Елена Ивочкина (Заслуженная артистка России);
Том Феннел: Константин Белошапка;
Джимми Лэнгтон, антрепренер, невидимый собеседник Джулии: Владислав Демченко (Заслуженный артист России) / Павел Любимцев (Заслуженный деятель искусств России);
Жанна Тэбу, французская актриса, педагог и невидимая собеседница Джулии: Агнесса Петерсон (Заслуженная артистка России);
Полковник Госселин, отец Майкла: Олег Форостенко (Заслуженный артист России);
Миссис Госселин, мать Майкла: Лидия Константинова / Вера Новикова;
Дворецкий: Александр Павлов (Заслуженный артист России);
Миссис Ламберт, мать Джулии: Элеонора Шашкова (Заслуженный артистка России);
Мадам Фаллу, тетя Джулии: Любовь Корнева;
Эвис Крайтон, начинающая актриса: Полина Кузьминская;
Джун, начинающая актриса: Евгения Ивашова;
Джил, начинающая актриса / Официантка: Екатерина Жаркова;
Мисс Филлипс, массажистка: Ирина Калистратова / Вера Новикова;
Театральные критики: Ирина Калистратова, Елена Мельникова, Вера Новикова;
Драматурги: Олег Лопухов, Артем Пархоменко, Василий Цыганцов;
Светские дамы: Ирина Калистратова, Елена Мельникова, Вера Новикова;
Певец в ресторане: Алексей Петров;
Молодой человек на Эдвард-роуд: Олег Лопухов;
Помощник Майкла: Василий Цыганцов.
Сцены из спектакля:
Ф.Шиллер. «Мария Стюарт»:
Елизавета: Наталья Масич;
Мария: Лидия Вележева;
Тальбот: Александр Павлов.
В спектакле принимают участие:
Артисты оркестра Театра имени Евгения Вахтангова:
Михаил Айнетдинов (труба);
Полина Евланова (скрипка);
Валерия Дмитриева (скрипка);
Надежда Кашкина (фортепиано);
Николай Мызиков (контрабас);
Евгений Полтораков (ударные);
Наталья Туриянская (фортепиано).
Студенты Театрального института имени Б.В.Щукина:
Семен Арзуманов;
Георгий Морозенко;
Эюб Фараджев.
Действие происходит в 1936-37 годах в Лондоне.
«Говорят: игра - притворство. Это притворство и есть единственная реальность».
Эти слова мисс Джулия Лэмберт, центральная фигура романа и спектакля «Театр» произносит в конце произведения, испытав разочарование в подлинных, искренних чувствах. Собирательный образ гениальной актрисы создан на основе личностей и характеров выдающихся деятельниц сценических искусств - Элеоноры Дузе, Сары Бернар, Глэдис Купер, Греты Гарбо, Глории Свенсон, Бэт Дэвис, Каролины Гриффитс и др.
Вот что говорит о своем новом детище режиссер-постановщик и автор инсценировки спектакля Ольга Субботина:
«Знаменитый роман английского классика Сомерсета Моэма неоднократно экранизировался. Однако театральных постановок этого блистательного текста не так много. Я понимаю, почему: роман охватывает более тридцати лет жизни английских актеров Джулии Лэмберт и Майкла Госселина, а уместить эту развернутую историю в рамки спектакля сложно, почти невозможно. В Театре Вахтангова мы все-таки попытаемся решить эту задачу. Мне интересно показать в спектакле лишь «наши дни» героев романа, а именно середину 1930-х. Тогда большинство «вкуснейших» персонажей и перипетий их жизней в молодости останется «за кадром», мы не познакомимся ни с обаятельным антрепренером Джимми Лэнгтоном, ни с французской актрисой Жанной Тэбу… Поэтому я предложила сделать острую, динамичную, монтажную форму сценического повествования, не останавливаясь на длинных сценах и монологах.
Не хочу раскрывать всех подробностей, но это будет спектакль не о какой-то конкретной личности, а о ТЕАТРЕ как таковом, о том универсуме, к которому мы все - люди театра - принадлежим, о театре, который для нас и Голгофа, и спасение».
Сценическое пространство исторической сцены Вахтанговского театра представляет собой волшебный, манящий, завораживающий мир закулисья, место, попасть в которое мечтает едва ли не каждый зритель, но позволить себе это могут далеко не все. Здесь кипит самая настоящая жизнь: рождаются новые образы, герои, спектакли; артисты творят, духовно обогащаются, развиваются, растут. Они безгранично верят в предлагаемые драматургами и режиссерами обстоятельства и вовлекают зрителей в этот водоворот неподдельных чувств, эмоций, порывов, страстей.
В театре нет места фальши, лжи и лицемерию. Только здесь актер может по-настоящему любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, верить и предавать, создавать и уничтожать. Сама Джулия Лэмберт говорит со страниц романа С.Моэма, что только на сцене она живет по-настоящему, за пределами работы актриса воспринимает все не более, чем нескончаемую игру.
Все тонкости и нюансы актерских работ можно уловить только после неоднократного просмотра спектакля полностью, но кое-какие выводы можно сделать и на основе показанных фрагментов.
«Театр» - спектакль, рожденный актерами нескольких поколений вахтанговской труппы. Под взаимодействем молодости и опыта появляются неординарные сюжетные линии, конфликты. Очень интересно смотреть за развитием выведенной на сцену жизни закулисья
Лидия Вележева предстает в образе яркой, красивой, изысканной, элегантной, манящей, подобно театральному закулисью, женщины, стройной, подтянутой, одетой с невероятно тонким вкусом и блестящим чувством стиля. В некоторые моменты (главным образом когда героиня находится не на сцене или в репетиционном классе) создается ощущение, что лицо ее, лишенное каких-либо эмоций, скрыто под восковой маской. Это неудивительно, ведь вне своей профессии примадонна лондонского театра только играет роль жены, матери или светской львицы, зато за кулисами преображается в Марию Стюарт, Джульетту, Медею или любую другую классическую героиню.
Жизнь великой актрисы двигается от роли к роли. Каждый творческий застой превращается в череду светских мероприятий, походов в гости и рестораны, общение с малоприятными людьми, обменов слухами и сплетнями, обсуждений неинтересных, но животрепещущих, остроактуальных тем.
Джулия Лэмберт уже давно замужем за Майклом Госселином, некогда актером, а теперь еще и режиссером, и директором театра. Евгений Князев воплощает образ успешного бизнесмена и талантливого постановщика. Холодный, расчетливый делец, в творческой среде он преображается, становится ярким, экспрессивным, эмоциональным, способным выразить в тщательно выстраиваемой мизансцене очень многое.
Их сын Роджер (Алексей Петров, Николай Романовский), рожденный и выросший в театральной атмосфере, не проникся ею, а остался вне творческого мира. В результате юноша, готовящийся поступать в вуз, не может понять родителей, живущих в искусстве и лишь играющих за его пределами.
Константин Белошапка предстает в образе Тома, молодого, привлекательного человека, любовника Джулии. Небогатый бухгалтер, он вступил в связь с актрисой, значительно превосходящей его по возрасту и состоянию, регулярно выходит с ней в свет, дружит с Роджером. В этом персонаже уживается красивая внешность и полное отсутствие благородства, искренности, жажды сильных чувств и серьезных карьерных достижений.
В интерпретации яркой, талантливой молодой актрисы Полины Кузьминской начинающая артистка Эвис Крайтон становится беспомощной, профессионально непригодной, но упорно стремящейся попасть в труппу театра господина Госселина. Отдельно хочется вспомнить эпизод, когда героиня пытается поймать интонацию, с которой ее персонажу надлежит читать монолог. Здесь во всей красе проявляется одна сильнейших сторон вахтанговской школы - особенное, узнаваемое, по-ювелирному виртуозное владение голосом.
Герои спектакля - обитатели и гости театрального закулисья, люди, которые систематически встречаются в храмах искусства. С одной стороны, это актеры, режиссеры и драматурги, а с другой - светские дамы и господа, критики и обслуживающий персонал, а также друзья и родственники артистов. Их взаимоотношения - неофициальная хроника жизни любого театра независимо от репертуара, времени года, общественно-политического строя и экономического положения.
Театральное закулисье никак не может существовать без спектаклей, поэтому Ольга Субботина гармонично вплела в сюжетную канву несколько вставок - играющихся в режиме реального времени фрагментов спектаклей «Ромео и Джульетта», «Мария Стюарт» и «Много шума из ничего».
Музыкальный материал спектакля (композитор Глеб Матвейчук) в исполнении живого оркестра стилистически соответствует эпохе, в которую разворачиваются события. Мелодии гармонично вплетены в сюжет и помогают зрителям поближе познакомиться с характерами персонажей, уловить ревность и отчаяние, счастье и умиротворение, бурю и спокойствие, жажду любви и мести, проникнуться атмосферой творческого поиска и триумфа.
Новая постановка театра имени Вахтангова подоспела аккурат к Международному Дню Театра - празднику, который был утвержден в 1961 году. 27 марта ежегодно объединяет профессионалов и любителей сценических искусств. Инсценировка романа Сомерсета Моэма - прекрасный подарок всем ценителям Прекрасного.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии
Накануне отрывки нового представления, позволяющие увидеть сюжет в развитии (заключительные эпизоды 1-го акта и 2-й акт целиком) показали журналистам. Актеры из дублирующих составов меняли друг друга, в результате за один вечер можно было увидеть всех исполнителей, занятых в постановке.
Инсценировка и постановка: Ольга Субботина.
Сценография и костюмы: Максим Обрезков.
Композитор: Глеб Матвейчук.
Музыкальный руководитель: Татьяна Агаева (Заслуженный деятель искусств России).
Режиссер по пластике: Елена Каралашвили.
Постановка сцен фехтования: Андрей Щукин (Заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия).
Художник по свету: Андрей Тарасов.
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Разработка грима и причесок для образа Джулии Лэмберт: Аслан Ахмадов.
Звукорежиссеры: Руслан Кнушевицкий, Всеволод Семенов.
Помощники режиссера: Наталья Меньшикова, Рогнеда Смирнова.
В ролях:
Джулия Лэмберт, актриса: Лидия Вележева (Заслуженная артистка России);
Майкл Госселин, актер, режиссер, директор театра: Евгений Князев (Народный артист России, лауреат Государственной премии России);
Роджер, их сын: Андрей Петров / Николай Романовский;
Долли де Фриз, совладелица театра, подруга Джулии: Ольга Чиповская (Заслуженная артистка России);
Лорд Чарлз Тэмерли: Андрей Ильин (Заслуженный артист России);
Леди Чарлз Тэмерли: Наталья Масич (Заслуженная артистка России);
Эви, горничная Джулии: Елена Ивочкина (Заслуженная артистка России);
Том Феннел: Константин Белошапка;
Джимми Лэнгтон, антрепренер, невидимый собеседник Джулии: Владислав Демченко (Заслуженный артист России) / Павел Любимцев (Заслуженный деятель искусств России);
Жанна Тэбу, французская актриса, педагог и невидимая собеседница Джулии: Агнесса Петерсон (Заслуженная артистка России);
Полковник Госселин, отец Майкла: Олег Форостенко (Заслуженный артист России);
Миссис Госселин, мать Майкла: Лидия Константинова / Вера Новикова;
Дворецкий: Александр Павлов (Заслуженный артист России);
Миссис Ламберт, мать Джулии: Элеонора Шашкова (Заслуженный артистка России);
Мадам Фаллу, тетя Джулии: Любовь Корнева;
Эвис Крайтон, начинающая актриса: Полина Кузьминская;
Джун, начинающая актриса: Евгения Ивашова;
Джил, начинающая актриса / Официантка: Екатерина Жаркова;
Мисс Филлипс, массажистка: Ирина Калистратова / Вера Новикова;
Театральные критики: Ирина Калистратова, Елена Мельникова, Вера Новикова;
Драматурги: Олег Лопухов, Артем Пархоменко, Василий Цыганцов;
Светские дамы: Ирина Калистратова, Елена Мельникова, Вера Новикова;
Певец в ресторане: Алексей Петров;
Молодой человек на Эдвард-роуд: Олег Лопухов;
Помощник Майкла: Василий Цыганцов.
Сцены из спектакля:
Ф.Шиллер. «Мария Стюарт»:
Елизавета: Наталья Масич;
Мария: Лидия Вележева;
Тальбот: Александр Павлов.
В спектакле принимают участие:
Артисты оркестра Театра имени Евгения Вахтангова:
Михаил Айнетдинов (труба);
Полина Евланова (скрипка);
Валерия Дмитриева (скрипка);
Надежда Кашкина (фортепиано);
Николай Мызиков (контрабас);
Евгений Полтораков (ударные);
Наталья Туриянская (фортепиано).
Студенты Театрального института имени Б.В.Щукина:
Семен Арзуманов;
Георгий Морозенко;
Эюб Фараджев.
Действие происходит в 1936-37 годах в Лондоне.
«Говорят: игра - притворство. Это притворство и есть единственная реальность».
Эти слова мисс Джулия Лэмберт, центральная фигура романа и спектакля «Театр» произносит в конце произведения, испытав разочарование в подлинных, искренних чувствах. Собирательный образ гениальной актрисы создан на основе личностей и характеров выдающихся деятельниц сценических искусств - Элеоноры Дузе, Сары Бернар, Глэдис Купер, Греты Гарбо, Глории Свенсон, Бэт Дэвис, Каролины Гриффитс и др.
Вот что говорит о своем новом детище режиссер-постановщик и автор инсценировки спектакля Ольга Субботина:
«Знаменитый роман английского классика Сомерсета Моэма неоднократно экранизировался. Однако театральных постановок этого блистательного текста не так много. Я понимаю, почему: роман охватывает более тридцати лет жизни английских актеров Джулии Лэмберт и Майкла Госселина, а уместить эту развернутую историю в рамки спектакля сложно, почти невозможно. В Театре Вахтангова мы все-таки попытаемся решить эту задачу. Мне интересно показать в спектакле лишь «наши дни» героев романа, а именно середину 1930-х. Тогда большинство «вкуснейших» персонажей и перипетий их жизней в молодости останется «за кадром», мы не познакомимся ни с обаятельным антрепренером Джимми Лэнгтоном, ни с французской актрисой Жанной Тэбу… Поэтому я предложила сделать острую, динамичную, монтажную форму сценического повествования, не останавливаясь на длинных сценах и монологах.
Не хочу раскрывать всех подробностей, но это будет спектакль не о какой-то конкретной личности, а о ТЕАТРЕ как таковом, о том универсуме, к которому мы все - люди театра - принадлежим, о театре, который для нас и Голгофа, и спасение».
Сценическое пространство исторической сцены Вахтанговского театра представляет собой волшебный, манящий, завораживающий мир закулисья, место, попасть в которое мечтает едва ли не каждый зритель, но позволить себе это могут далеко не все. Здесь кипит самая настоящая жизнь: рождаются новые образы, герои, спектакли; артисты творят, духовно обогащаются, развиваются, растут. Они безгранично верят в предлагаемые драматургами и режиссерами обстоятельства и вовлекают зрителей в этот водоворот неподдельных чувств, эмоций, порывов, страстей.
В театре нет места фальши, лжи и лицемерию. Только здесь актер может по-настоящему любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, верить и предавать, создавать и уничтожать. Сама Джулия Лэмберт говорит со страниц романа С.Моэма, что только на сцене она живет по-настоящему, за пределами работы актриса воспринимает все не более, чем нескончаемую игру.
Все тонкости и нюансы актерских работ можно уловить только после неоднократного просмотра спектакля полностью, но кое-какие выводы можно сделать и на основе показанных фрагментов.
«Театр» - спектакль, рожденный актерами нескольких поколений вахтанговской труппы. Под взаимодействем молодости и опыта появляются неординарные сюжетные линии, конфликты. Очень интересно смотреть за развитием выведенной на сцену жизни закулисья
Лидия Вележева предстает в образе яркой, красивой, изысканной, элегантной, манящей, подобно театральному закулисью, женщины, стройной, подтянутой, одетой с невероятно тонким вкусом и блестящим чувством стиля. В некоторые моменты (главным образом когда героиня находится не на сцене или в репетиционном классе) создается ощущение, что лицо ее, лишенное каких-либо эмоций, скрыто под восковой маской. Это неудивительно, ведь вне своей профессии примадонна лондонского театра только играет роль жены, матери или светской львицы, зато за кулисами преображается в Марию Стюарт, Джульетту, Медею или любую другую классическую героиню.
Жизнь великой актрисы двигается от роли к роли. Каждый творческий застой превращается в череду светских мероприятий, походов в гости и рестораны, общение с малоприятными людьми, обменов слухами и сплетнями, обсуждений неинтересных, но животрепещущих, остроактуальных тем.
Джулия Лэмберт уже давно замужем за Майклом Госселином, некогда актером, а теперь еще и режиссером, и директором театра. Евгений Князев воплощает образ успешного бизнесмена и талантливого постановщика. Холодный, расчетливый делец, в творческой среде он преображается, становится ярким, экспрессивным, эмоциональным, способным выразить в тщательно выстраиваемой мизансцене очень многое.
Их сын Роджер (Алексей Петров, Николай Романовский), рожденный и выросший в театральной атмосфере, не проникся ею, а остался вне творческого мира. В результате юноша, готовящийся поступать в вуз, не может понять родителей, живущих в искусстве и лишь играющих за его пределами.
Константин Белошапка предстает в образе Тома, молодого, привлекательного человека, любовника Джулии. Небогатый бухгалтер, он вступил в связь с актрисой, значительно превосходящей его по возрасту и состоянию, регулярно выходит с ней в свет, дружит с Роджером. В этом персонаже уживается красивая внешность и полное отсутствие благородства, искренности, жажды сильных чувств и серьезных карьерных достижений.
В интерпретации яркой, талантливой молодой актрисы Полины Кузьминской начинающая артистка Эвис Крайтон становится беспомощной, профессионально непригодной, но упорно стремящейся попасть в труппу театра господина Госселина. Отдельно хочется вспомнить эпизод, когда героиня пытается поймать интонацию, с которой ее персонажу надлежит читать монолог. Здесь во всей красе проявляется одна сильнейших сторон вахтанговской школы - особенное, узнаваемое, по-ювелирному виртуозное владение голосом.
Герои спектакля - обитатели и гости театрального закулисья, люди, которые систематически встречаются в храмах искусства. С одной стороны, это актеры, режиссеры и драматурги, а с другой - светские дамы и господа, критики и обслуживающий персонал, а также друзья и родственники артистов. Их взаимоотношения - неофициальная хроника жизни любого театра независимо от репертуара, времени года, общественно-политического строя и экономического положения.
Театральное закулисье никак не может существовать без спектаклей, поэтому Ольга Субботина гармонично вплела в сюжетную канву несколько вставок - играющихся в режиме реального времени фрагментов спектаклей «Ромео и Джульетта», «Мария Стюарт» и «Много шума из ничего».
Музыкальный материал спектакля (композитор Глеб Матвейчук) в исполнении живого оркестра стилистически соответствует эпохе, в которую разворачиваются события. Мелодии гармонично вплетены в сюжет и помогают зрителям поближе познакомиться с характерами персонажей, уловить ревность и отчаяние, счастье и умиротворение, бурю и спокойствие, жажду любви и мести, проникнуться атмосферой творческого поиска и триумфа.
Новая постановка театра имени Вахтангова подоспела аккурат к Международному Дню Театра - празднику, который был утвержден в 1961 году. 27 марта ежегодно объединяет профессионалов и любителей сценических искусств. Инсценировка романа Сомерсета Моэма - прекрасный подарок всем ценителям Прекрасного.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии