24 и 31 января 2025 года в камерном пространстве сцены «Студия» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова прошли премьерные показы спектакля «Главная роль» по мотивам пьесы Николая Коляды «Всеобъемлюще».
Сценическая версия и постановка: Эльдар Трамов.
Сценография и костюмы: Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Музыка: Гиедрюс Пускунигис.
Художник по свету: Александр Матвеев.
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Звукорежиссер: Антон Элькин.
Техническое обеспечение: Дмитрий Лазарев.
Помощник режиссера: Елена Шалевич.
В ролях:
Вера Ивановна, актриса: Елена Мельникова;
Нина Сергеевна, бывшая актриса, суфлер: Елена Ивочкина (Заслуженная артистка России).
Давайте представим себе ситуацию: две актрисы, имеющие за плечами долгие годы творчества, колоссальный опыт, множество сыгранных ролей и реализованных возможностей, оказались в ситуации, когда осталось не так много интересных образов, которые можно было бы воплотить на сцене. В душе, голове и сердце каждой героини спектакля «Главная роль» немало ярких воспоминаний, эмоции, пережитые за годы работы, оставили глубокий след и наложили свой отпечаток на их личности. По сюжету, одна из них мечтает вновь предстать перед зрителями в центральном образе. Для этого артистка Вера Ивановна даже написала пьесу. Теперь ей необходимо выучить материал, продумать все до мельчайших нюансов, чтобы получился маленький шедевр. Тогда, возможно, из ее сочинения получится спектакль. Чтобы отрепетировать, артистка приглашает свою давнюю коллегу Нину Сергеевну, которая давно уже работает в театре на другой должности – суфлером. Попытка поработать вместе вызывает шквал воспоминаний – светлых и мрачных, веселых и печальных, курьезных и драматичных. В этих фрагментах – важная составляющая их большой жизни в искусстве.
По задумке автора пьесы «Всеобъемлюще», послужившей литературной основой спектакля, действие происходит в репетиционном зале некоего театра. Автор сценической версии и режиссер спектакля Эльдар Трамов немного изменил и сократил сюжет, сделав из некоего абстрактного храма искусства знакомое себе и актрисам Елене Мельниковой и Елене Ивочкиной вахтанговское закулисье. События развиваются в камерном пространстве сцены «Студия», где сцена и зрительный зал являются, по сути, единым целым, поэтому у каждого гостя возникает замечательная возможность почувствовать себя соучастником происходящего, искренне сочувствовать и сопереживать героям.
Художник Максим Обрезков превратил сцену в репетиционную комнату, где стоят гримерные столы и ширмы для мгновенного переодевания, а на дальнем плане проглядывают разные элементы реквизита. В спектакле не забыто и главное «ружье», которое все время висит на стене, а в финале обязательно должно выстрелить. Эта «обязанность» возложена на 2 чемодана, с которыми приходит Нина Сергеевна. Несколько раз Вера Ивановна просит коллегу поделиться, что же спрятано в ее багаже. С ответом на этот вопрос суфлер никуда не спешит. Между тем, любопытство в рядах зрителей нарастает с каждой секундой.
Спектакль представляет собой продолжительный диалог двух актрис, одна из которых в итоге вынужденно перешла на другую работу. Они обе долгие годы служат в одном театре, жизнь неоднократно подкидывала им творческие победы и поражения, триумфы и неудачи. Между ними случались ссоры, после которых женщины не горели желанием общаться. Порой дамы игнорировали друг друга десятилетиями. Теперь они уже могут уйти на заслуженный отдых, но любовь к творчеству и непрекращающемуся диалогу со зрителем и дальше зовут их на сцену. Хочется сказать и сделать еще много. Возможно, большие работы великих мастериц еще впереди. Во всяком случае, надежда на это появляется, когда, взявшись за руки, «заклятые подруги» поворачиваются к свету. Ведь это же огни, которые возвещают о начале очередного представления! Пора выходить на новый содержательный разговор с думающим, пытливым зрителем, приходящим в театр для интеллектуального развития и духовного обогащения.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Театра имени Евгения Вахтангова
Сценическая версия и постановка: Эльдар Трамов.
Сценография и костюмы: Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Музыка: Гиедрюс Пускунигис.
Художник по свету: Александр Матвеев.
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Звукорежиссер: Антон Элькин.
Техническое обеспечение: Дмитрий Лазарев.
Помощник режиссера: Елена Шалевич.
В ролях:
Вера Ивановна, актриса: Елена Мельникова;
Нина Сергеевна, бывшая актриса, суфлер: Елена Ивочкина (Заслуженная артистка России).
Давайте представим себе ситуацию: две актрисы, имеющие за плечами долгие годы творчества, колоссальный опыт, множество сыгранных ролей и реализованных возможностей, оказались в ситуации, когда осталось не так много интересных образов, которые можно было бы воплотить на сцене. В душе, голове и сердце каждой героини спектакля «Главная роль» немало ярких воспоминаний, эмоции, пережитые за годы работы, оставили глубокий след и наложили свой отпечаток на их личности. По сюжету, одна из них мечтает вновь предстать перед зрителями в центральном образе. Для этого артистка Вера Ивановна даже написала пьесу. Теперь ей необходимо выучить материал, продумать все до мельчайших нюансов, чтобы получился маленький шедевр. Тогда, возможно, из ее сочинения получится спектакль. Чтобы отрепетировать, артистка приглашает свою давнюю коллегу Нину Сергеевну, которая давно уже работает в театре на другой должности – суфлером. Попытка поработать вместе вызывает шквал воспоминаний – светлых и мрачных, веселых и печальных, курьезных и драматичных. В этих фрагментах – важная составляющая их большой жизни в искусстве.
По задумке автора пьесы «Всеобъемлюще», послужившей литературной основой спектакля, действие происходит в репетиционном зале некоего театра. Автор сценической версии и режиссер спектакля Эльдар Трамов немного изменил и сократил сюжет, сделав из некоего абстрактного храма искусства знакомое себе и актрисам Елене Мельниковой и Елене Ивочкиной вахтанговское закулисье. События развиваются в камерном пространстве сцены «Студия», где сцена и зрительный зал являются, по сути, единым целым, поэтому у каждого гостя возникает замечательная возможность почувствовать себя соучастником происходящего, искренне сочувствовать и сопереживать героям.
Художник Максим Обрезков превратил сцену в репетиционную комнату, где стоят гримерные столы и ширмы для мгновенного переодевания, а на дальнем плане проглядывают разные элементы реквизита. В спектакле не забыто и главное «ружье», которое все время висит на стене, а в финале обязательно должно выстрелить. Эта «обязанность» возложена на 2 чемодана, с которыми приходит Нина Сергеевна. Несколько раз Вера Ивановна просит коллегу поделиться, что же спрятано в ее багаже. С ответом на этот вопрос суфлер никуда не спешит. Между тем, любопытство в рядах зрителей нарастает с каждой секундой.
Спектакль представляет собой продолжительный диалог двух актрис, одна из которых в итоге вынужденно перешла на другую работу. Они обе долгие годы служат в одном театре, жизнь неоднократно подкидывала им творческие победы и поражения, триумфы и неудачи. Между ними случались ссоры, после которых женщины не горели желанием общаться. Порой дамы игнорировали друг друга десятилетиями. Теперь они уже могут уйти на заслуженный отдых, но любовь к творчеству и непрекращающемуся диалогу со зрителем и дальше зовут их на сцену. Хочется сказать и сделать еще много. Возможно, большие работы великих мастериц еще впереди. Во всяком случае, надежда на это появляется, когда, взявшись за руки, «заклятые подруги» поворачиваются к свету. Ведь это же огни, которые возвещают о начале очередного представления! Пора выходить на новый содержательный разговор с думающим, пытливым зрителем, приходящим в театр для интеллектуального развития и духовного обогащения.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Театра имени Евгения Вахтангова