В основе григорианского хорала лежит принцип диатоники, согласно которому звуки основной гаммы идут четко друг за другом, без повышений или понижений. Церковные диатонические лады объединялись в специальную систему, пришедшую в Западную Европу из византийских культовых музыкально-вокальных традиций античного происхождения.
Построение гаммы на восьми ладах неслучайно. Это обстоятельство связано с глубокими духовными смыслами. Оно должно было восприниматься как произведение 2х4, причем первый множитель символизировал двуединую (божественную и человеческую) суть Иисуса Христа, а второй отождествлялся с четырьмя концами креста. В итоге ладовая система в григорианском хорале обозначала распятого Спасителя.
Музыкальные теоретики Средневековья разработали свою уникальную градацию системы ладов: первому приписывались подвижность и легкость, второму - торжественность и серьезность, третьему - возбуждение и гневливость, стремительность и суровость, четвертому - спокойствие и лесть, болтливость и приятность, пятому - веселье, радость и успокоение, шестому - трогательность, печаль и страстность, седьмому - приятную легковесность, восьмому - величавую строгость.
Необычное единение музыкального материала с текстом основано на перенятой у древних язычников обрядного чтения молитв нараспев. Один из исполнительских приемов - псалмодирование - осуществлялся по симметричной схеме: на один музыкальный звук приходился один слог текста. В основе второго - юбиляции - лежала многозвучная распевка одного слога. Служители римской католической церкви при исполнении хоралов мастерски сочетали оба способа.
С 660 года неотъемлемым участником церковной службы стал орган, который систематически включался в таинство молитвы наряду с декламацией и пением. Введению этого сложного, величественного музыкального инструмента в сакральный процесс способствовал Папа Виталиан.
Путь органа во все базилики Старого Света начался еще в древние времена на Востоке, где тот был распространен в быту. Первое время он был исключительно светским и в странах Европы. Уже в период Раннего Средневековья церковь придала ему статус «божественного музыкального орудия». С того времени до середины XVII века органы были важной частью каждого христианского сооружения, причем они строились вместе с церквями, храмами, монастырями и соборами, считались элементами общей архитектуры зданий.
Псалмодическое пение в григорианских хоралах отличалось монотонностью и отсутствием ритма: оно представляло собой чтение прозаического текста нараспев. Мелодия спокойно, плавно стремилась вверх, затем некоторое время удерживалась на высоких тонах, после чего возвращалась в исходную точку. Все тексты фиксировались в специальных книгах (в каждом соборе обязательно была такая), регулярно обновлялись и дополнялись.
Помимо ежедневных будничных служб, в католической церковной традиции существовал отдельный вид песнопений, ставших основой мессы (служба, основанная на цикле декламируемых и пропеваемых молитв на все главные праздники григорианского календаря).
В IX веке в некоторых западноевропейских храмах, где были наиболее сильно развиты вокальные традиции, начали зарождение новые формы одноголосного пения. Результатом активной творческой деятельности и наращивания мастерства стало появление церковного хорового многоголосья. До XIII столетия доминировало диафонное (двухголосное) исполнение молитв. Основная мелодия хорала при этом оставалась неизменно монофонной. Орган звучал как «ровный напев» (cantus planus) или «прочный напев» (cantus firmus).
Голосовые распевы в григорианских хоралах отсутствовали, мелодические тона менялись при переходе к каждому новому слогу (силлабический распев). Со временем эволюция церковного песнопения привела к чередованию в ходе молитвы хорового и сольного исполнения. Благодаря этим приемам мелодия углублялась, становилась более красивой и выразительной.
Многоголосное пение формировалось постепенно. Первым шагом на этом непростом, важном пути стало дублирование тонов хоральной мелодии разными голосами. Сперва получалась как бы перекличка, затем две-три тональности стали сливаться воедино, благодаря чему возникало объемное полифоническое звучание, заполняющее пространство и всегда создающее особенно торжественную атмосферу.
Многоголосное пение быстро распространилось по всей Западной Европе, в том числе в наиболее консервативно настроенной Великобритании. Во Франции повсеместная популяризация полифонии привела к появлению особого полифонического письма.
Для английского богослужения была характерна особая манера пения - так называемый стиль гимель, он же фабурдон. Новая вокальная технология возникла на основе бытовавшей на острове народной исполнительской манеры. Она привнесла в хоралы особые сочетания голосов, которые образовывали по вертикали интервалы терции (три ступени) и сексты (шесть ступеней), считавшиеся в церковной теории несовершенными. Эти события вывели полифонию на верхнюю ступень эволюции.
Многоголосные интервалы привели к формированию «не церковных» ладов - мажорных и минорных тональностей, где терции обрели доминирующий статус. В Средние Века полифоническое исполнение старалось отстраниться от сочетания голосов по вертикали, тяготея к контрапункту (линейному движению).
Для Позднего Средневековья характерна уже не церковная, а светская, мажорно-минорная ладовая система. Такова будет специфика грядущих эпох развития европейской музыкальной культуры, в частности, Нового времени, где доминирует уже гомофонно-гармоническая техника исполнения.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю музыки совершаем при помощи:
1. Основные этапы в истории развития музыки. Краткий справочник: https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/545-istoriya-muzyki-muzykalnye-epokhi
2. История музыки. Пять этапов от истоков до современности: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/muzyka/istoriya_muzyki_pyat_stupenej_ot_istokov_do_sovremennosti.html
3. Нина Анисимова. «От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей». ОАО «Московские учебники». Москва, 2008.
Построение гаммы на восьми ладах неслучайно. Это обстоятельство связано с глубокими духовными смыслами. Оно должно было восприниматься как произведение 2х4, причем первый множитель символизировал двуединую (божественную и человеческую) суть Иисуса Христа, а второй отождествлялся с четырьмя концами креста. В итоге ладовая система в григорианском хорале обозначала распятого Спасителя.
Музыкальные теоретики Средневековья разработали свою уникальную градацию системы ладов: первому приписывались подвижность и легкость, второму - торжественность и серьезность, третьему - возбуждение и гневливость, стремительность и суровость, четвертому - спокойствие и лесть, болтливость и приятность, пятому - веселье, радость и успокоение, шестому - трогательность, печаль и страстность, седьмому - приятную легковесность, восьмому - величавую строгость.
Необычное единение музыкального материала с текстом основано на перенятой у древних язычников обрядного чтения молитв нараспев. Один из исполнительских приемов - псалмодирование - осуществлялся по симметричной схеме: на один музыкальный звук приходился один слог текста. В основе второго - юбиляции - лежала многозвучная распевка одного слога. Служители римской католической церкви при исполнении хоралов мастерски сочетали оба способа.
С 660 года неотъемлемым участником церковной службы стал орган, который систематически включался в таинство молитвы наряду с декламацией и пением. Введению этого сложного, величественного музыкального инструмента в сакральный процесс способствовал Папа Виталиан.
Путь органа во все базилики Старого Света начался еще в древние времена на Востоке, где тот был распространен в быту. Первое время он был исключительно светским и в странах Европы. Уже в период Раннего Средневековья церковь придала ему статус «божественного музыкального орудия». С того времени до середины XVII века органы были важной частью каждого христианского сооружения, причем они строились вместе с церквями, храмами, монастырями и соборами, считались элементами общей архитектуры зданий.
Псалмодическое пение в григорианских хоралах отличалось монотонностью и отсутствием ритма: оно представляло собой чтение прозаического текста нараспев. Мелодия спокойно, плавно стремилась вверх, затем некоторое время удерживалась на высоких тонах, после чего возвращалась в исходную точку. Все тексты фиксировались в специальных книгах (в каждом соборе обязательно была такая), регулярно обновлялись и дополнялись.
Помимо ежедневных будничных служб, в католической церковной традиции существовал отдельный вид песнопений, ставших основой мессы (служба, основанная на цикле декламируемых и пропеваемых молитв на все главные праздники григорианского календаря).
В IX веке в некоторых западноевропейских храмах, где были наиболее сильно развиты вокальные традиции, начали зарождение новые формы одноголосного пения. Результатом активной творческой деятельности и наращивания мастерства стало появление церковного хорового многоголосья. До XIII столетия доминировало диафонное (двухголосное) исполнение молитв. Основная мелодия хорала при этом оставалась неизменно монофонной. Орган звучал как «ровный напев» (cantus planus) или «прочный напев» (cantus firmus).
Голосовые распевы в григорианских хоралах отсутствовали, мелодические тона менялись при переходе к каждому новому слогу (силлабический распев). Со временем эволюция церковного песнопения привела к чередованию в ходе молитвы хорового и сольного исполнения. Благодаря этим приемам мелодия углублялась, становилась более красивой и выразительной.
Многоголосное пение формировалось постепенно. Первым шагом на этом непростом, важном пути стало дублирование тонов хоральной мелодии разными голосами. Сперва получалась как бы перекличка, затем две-три тональности стали сливаться воедино, благодаря чему возникало объемное полифоническое звучание, заполняющее пространство и всегда создающее особенно торжественную атмосферу.
Многоголосное пение быстро распространилось по всей Западной Европе, в том числе в наиболее консервативно настроенной Великобритании. Во Франции повсеместная популяризация полифонии привела к появлению особого полифонического письма.
Для английского богослужения была характерна особая манера пения - так называемый стиль гимель, он же фабурдон. Новая вокальная технология возникла на основе бытовавшей на острове народной исполнительской манеры. Она привнесла в хоралы особые сочетания голосов, которые образовывали по вертикали интервалы терции (три ступени) и сексты (шесть ступеней), считавшиеся в церковной теории несовершенными. Эти события вывели полифонию на верхнюю ступень эволюции.
Многоголосные интервалы привели к формированию «не церковных» ладов - мажорных и минорных тональностей, где терции обрели доминирующий статус. В Средние Века полифоническое исполнение старалось отстраниться от сочетания голосов по вертикали, тяготея к контрапункту (линейному движению).
Для Позднего Средневековья характерна уже не церковная, а светская, мажорно-минорная ладовая система. Такова будет специфика грядущих эпох развития европейской музыкальной культуры, в частности, Нового времени, где доминирует уже гомофонно-гармоническая техника исполнения.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю музыки совершаем при помощи:
1. Основные этапы в истории развития музыки. Краткий справочник: https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/545-istoriya-muzyki-muzykalnye-epokhi
2. История музыки. Пять этапов от истоков до современности: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/muzyka/istoriya_muzyki_pyat_stupenej_ot_istokov_do_sovremennosti.html
3. Нина Анисимова. «От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей». ОАО «Московские учебники». Москва, 2008.