На сегодняшний день музыковеды и историки музыки выделяют четыре основных этапа развития византийской нотации (система фиксации музыки на бумаге с помощью специальных письменных знаков - графем; призвана передавать смысл специфической музыкальной логики, высоты звуков, четкости ритма).
1. Ранняя византийская нотация (950-1175).
В годы зарождения средневековой музыкальной культуры широко применялась экфонетическая нотация (использовалась для чтения канонических книг нараспев; ныне ее можно обнаружить на страницах старинных рукописей Библии - древнерусских, сирийских, грузинских, армянских, византийских и иудейских). С ее помощью проводились чтения Евангелия и многочисленных Священных Книг, в том числе Апостольских и Пророческих. Раннее Средневековье стало временем зарождения графических нотных знаков, при помощи которых записывались первые восточноевропейские мелодии.
Также в IX веке распространялись так называемые квазинотации, которыми обозначалась сложная мелизматика нотных текстов хоралов и иных видов христианских песнопений.
2. Средневизантийская полная нотация, Round-нотация.
Этот период продолжался вплоть до середины XVII века. За пять столетий возникли и полностью устоялись все знаки, характерные для византийской нотации. 15 единичных знаков задавали направление движения голоса и еще 40 - так называемые Великие ипостаси (термин восточного христианского богословия, обозначавший одного из трех Лиц Триединого Бога - Отца, Сына или Святого Духа). В этом виде нотаций наблюдается выразительная интервальная структура мелодий.
Тогда же появились специальные символы для обозначения нот звукоряда, расстояние между ступенями гаммы, изменения темпов, интервалов и т.д. Хаотичные, отдельно взятые нотные знаки средневековые музыканты учились совмещать друг с другом, образуя устойчивые гармонии и фразы, из которых позднее образовывались классические канонические песнопения.
3. Переходная, она же разъяснительная нотация (1670-1814).
Великие ипостаси в восточноевропейской христианской традиции постепенно сошли на нет, поскольку мастерами стремительно овладевало непреодолимое желание прописывать мелодию максимально подробно, разъяснять сложные музыкальные формулы. В результате значительно возросло количество возможных сочетаний нотных знаков, и каждое из них необходимо было отразить в мелодических текстах. Существовавшие до этого длинные, протяжные распевы стали значительно короче.
4. Новая аналитическая византийская нотация (с 1814 года по настоящее время).
Новый метод, условно появившийся во второе десятилетие XIX века, полностью исключил использование некоторых ранее актуальных знаков нотации, в том числе великие ипостаси.
Этот тип нотации подразумевает классификацию (систематизацию) и подробное описание разделения гласов по виду звукоряда:
а) диатонический - интервальная система из семи ступеней; все звуки раскладываются по чистым квинтам или, в обратном направлении, квартам; пример: квинтовый круг «фа-до-соль-ре-ля-ми-си»; представляет собой фундамент для гаммы с чередующимися 2-3 целыми тонами и полутоном;
б) хроматический - восходящее или нисходящее мелодическое перемещение по полутонам; строится на основе мажорной или минорной гаммы; представляет собой ладовый звукоряд, в котором большие секунды заполняются проходящими полутонами;
в) энгармонический - совпадение по высоте различных по написанию звуков, аккордов, интервалов, тональностей; появился благодаря равномерной темперации - строе, при котором тональность разделяется на равные части (интервалы).
Аналитическая нотация появилась с целью максимального упрощения записи музыкальных текстов с абсолютной точностью и ясностью каждого знака. На протяжении нескольких столетий музыковеды и историки музыки продолжают активно переписывать богатейшее средневековое наследие христианских церковных богослужений: подавляющее большинство сохранившихся сочинений были написаны во второй и третий периоды византийской нотации. Новый метод создали, разработали и подробно систематизировали три грандиозных специалиста - митрополит Хрисанф Прусский, Григорий Протопсалт Византиец и Хурмузий Хартофилакс.
Византийские песнопения отличаются от западноевропейских аналогов, прежде всего, своей монофоничностью, то есть одноголосием. Эта особенность восточноевропейского богослужения символизировала единство христианской веры. Параллельно с канонической мелодией звучал исон - ровная музыкальная линия, которая исполнялась частью церковного хора и использовалась как побочная вокальная партия, призванная подчеркнуть главную, выделить важнейшие акценты.
Невмы - специальные музыкальные знаки для записи средневековых мелодий - обозначали движение голоса от одного звука к другому. Эти перемещения связывались с особенностями гласов, их жанровой принадлежности и мелодическими тяготениями. Основной тон каждого песнопения становился фундаментальной точкой отсчета для движения голоса.
В церковных песнопениях огромное значение приобретало доскональное знание абсолютно всех музыкальных знаков: от этих навыков напрямую зависело качество исполнения мелодий, грамотность нюансировок и подачи старинных библейских текстов.
Согласно сохранившимся старинным нотным текстам, византийские песнопения надлежало исполнять антифонно: каждая мелодия звучала попеременно в интерпретации двух хоров, располагавшихся справа и слева от алтаря. Монофонические канонические сочинения предполагали сосредоточение внимания исполнителей не только на словах, но и на музыкальных украшениях, в том числе специфической мелизматике, несвойственной большинству национальных европейских школ вокального мастерства.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю музыки совершаем при помощи:
1. Основные этапы в истории развития музыки. Краткий справочник: https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/545-istoriya-muzyki-muzykalnye-epokhi
2. История музыки. Пять этапов от истоков до современности: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/muzyka/istoriya_muzyki_pyat_stupenej_ot_istokov_do_sovremennosti.html
3. Нина Анисимова. «От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей». ОАО «Московские учебники». Москва, 2008.
1. Ранняя византийская нотация (950-1175).
В годы зарождения средневековой музыкальной культуры широко применялась экфонетическая нотация (использовалась для чтения канонических книг нараспев; ныне ее можно обнаружить на страницах старинных рукописей Библии - древнерусских, сирийских, грузинских, армянских, византийских и иудейских). С ее помощью проводились чтения Евангелия и многочисленных Священных Книг, в том числе Апостольских и Пророческих. Раннее Средневековье стало временем зарождения графических нотных знаков, при помощи которых записывались первые восточноевропейские мелодии.
Также в IX веке распространялись так называемые квазинотации, которыми обозначалась сложная мелизматика нотных текстов хоралов и иных видов христианских песнопений.
2. Средневизантийская полная нотация, Round-нотация.
Этот период продолжался вплоть до середины XVII века. За пять столетий возникли и полностью устоялись все знаки, характерные для византийской нотации. 15 единичных знаков задавали направление движения голоса и еще 40 - так называемые Великие ипостаси (термин восточного христианского богословия, обозначавший одного из трех Лиц Триединого Бога - Отца, Сына или Святого Духа). В этом виде нотаций наблюдается выразительная интервальная структура мелодий.
Тогда же появились специальные символы для обозначения нот звукоряда, расстояние между ступенями гаммы, изменения темпов, интервалов и т.д. Хаотичные, отдельно взятые нотные знаки средневековые музыканты учились совмещать друг с другом, образуя устойчивые гармонии и фразы, из которых позднее образовывались классические канонические песнопения.
3. Переходная, она же разъяснительная нотация (1670-1814).
Великие ипостаси в восточноевропейской христианской традиции постепенно сошли на нет, поскольку мастерами стремительно овладевало непреодолимое желание прописывать мелодию максимально подробно, разъяснять сложные музыкальные формулы. В результате значительно возросло количество возможных сочетаний нотных знаков, и каждое из них необходимо было отразить в мелодических текстах. Существовавшие до этого длинные, протяжные распевы стали значительно короче.
4. Новая аналитическая византийская нотация (с 1814 года по настоящее время).
Новый метод, условно появившийся во второе десятилетие XIX века, полностью исключил использование некоторых ранее актуальных знаков нотации, в том числе великие ипостаси.
Этот тип нотации подразумевает классификацию (систематизацию) и подробное описание разделения гласов по виду звукоряда:
а) диатонический - интервальная система из семи ступеней; все звуки раскладываются по чистым квинтам или, в обратном направлении, квартам; пример: квинтовый круг «фа-до-соль-ре-ля-ми-си»; представляет собой фундамент для гаммы с чередующимися 2-3 целыми тонами и полутоном;
б) хроматический - восходящее или нисходящее мелодическое перемещение по полутонам; строится на основе мажорной или минорной гаммы; представляет собой ладовый звукоряд, в котором большие секунды заполняются проходящими полутонами;
в) энгармонический - совпадение по высоте различных по написанию звуков, аккордов, интервалов, тональностей; появился благодаря равномерной темперации - строе, при котором тональность разделяется на равные части (интервалы).
Аналитическая нотация появилась с целью максимального упрощения записи музыкальных текстов с абсолютной точностью и ясностью каждого знака. На протяжении нескольких столетий музыковеды и историки музыки продолжают активно переписывать богатейшее средневековое наследие христианских церковных богослужений: подавляющее большинство сохранившихся сочинений были написаны во второй и третий периоды византийской нотации. Новый метод создали, разработали и подробно систематизировали три грандиозных специалиста - митрополит Хрисанф Прусский, Григорий Протопсалт Византиец и Хурмузий Хартофилакс.
Византийские песнопения отличаются от западноевропейских аналогов, прежде всего, своей монофоничностью, то есть одноголосием. Эта особенность восточноевропейского богослужения символизировала единство христианской веры. Параллельно с канонической мелодией звучал исон - ровная музыкальная линия, которая исполнялась частью церковного хора и использовалась как побочная вокальная партия, призванная подчеркнуть главную, выделить важнейшие акценты.
Невмы - специальные музыкальные знаки для записи средневековых мелодий - обозначали движение голоса от одного звука к другому. Эти перемещения связывались с особенностями гласов, их жанровой принадлежности и мелодическими тяготениями. Основной тон каждого песнопения становился фундаментальной точкой отсчета для движения голоса.
В церковных песнопениях огромное значение приобретало доскональное знание абсолютно всех музыкальных знаков: от этих навыков напрямую зависело качество исполнения мелодий, грамотность нюансировок и подачи старинных библейских текстов.
Согласно сохранившимся старинным нотным текстам, византийские песнопения надлежало исполнять антифонно: каждая мелодия звучала попеременно в интерпретации двух хоров, располагавшихся справа и слева от алтаря. Монофонические канонические сочинения предполагали сосредоточение внимания исполнителей не только на словах, но и на музыкальных украшениях, в том числе специфической мелизматике, несвойственной большинству национальных европейских школ вокального мастерства.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю музыки совершаем при помощи:
1. Основные этапы в истории развития музыки. Краткий справочник: https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/545-istoriya-muzyki-muzykalnye-epokhi
2. История музыки. Пять этапов от истоков до современности: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/muzyka/istoriya_muzyki_pyat_stupenej_ot_istokov_do_sovremennosti.html
3. Нина Анисимова. «От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей». ОАО «Московские учебники». Москва, 2008.