На рубеже XI-XII столетий в Западной Европе распространился новый стиль двухголосного пения, основанный на традициях церковного вокала монастырей Сен-Марсель (Лимож, Франция) и Сантьяго де Компостела (Испания). В этих регионах уже на этапе Раннего Средневековья обрела популярность мелизматика - украшение, при котором главный напев хорала окружается самостоятельной мелодией более высокой динамики. Иногда наиболее опытные солисты использовали импровизационные вкрапления декоративных элементов в моменты выступления своих коллег или артистов хора. Авторская распевка состояла из нескольких тонов, чаще всего от трех до десяти.
Использование мелизматического стиля положило начало систематическим вкраплениям в классические нотные композиции, что привело к необходимости обретения каждым голосом самобытности. Сейчас такой характер исполнения называется готической полифонией, и это признанный пик развития григорианского церковного песнопения. Данный вид вокального мастерства полностью исчерпал себя еще до завершения эпохи Средневековья. На его основе развилось существующее поныне развитое многоголосие.
Начиная с XIII века, мастера вокального искусства все активнее использовали музыкальные инструменты разных групп для сопровождения полифонического пения. Это сказывалось и на творчестве средневековых композиторов. Так, француз Гийом де Машо (1300-1377) главную партию в своих сочинениях отдавал певцам, а все сопровождение выпадало на долю музыкантов-инструменталистов. Правда, подобную форму он чаще применял для светских произведений, нежели для духовных.
«Бытовые» мелодии во всем разнообразии своих жанров и форм развивались, главным образом, с учетом особенностей славных традиций народного искусства. Продукты подобного творчества по прошествии нескольких сотен лет очень сложно изучать, поскольку в большинстве случаев они не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Чаще всего эти песни и романсы исполняли странствующие актеры, систематически приезжавшие в разные города, в том числе в столицы.
Представители всех видов духовенства возражали против каких-либо видов светского творчества, считали артистов земным воплощением темных сил. Вот как рассуждал о лицедеях в VIII веке аббат Алкуин, духовный наставник императора Карла Великого: «Человек, впускающий в свой дом мимов и плясунов, не знает, какая большая толпа нечистых духов входит следом за ними».
Религиозные деятели опасались не просто так. Если внимательно прочитать тексты ранних средневековых светских песенок и фельетонов и постараться как можно глубже вникнуть в их смысл, в излишне мажорную, хмельную ориентацию мелодий, то можно догадаться, что творчество бродячих комедиантов не только вызывало у народа эйфорию и ненадолго делало их счастливыми, но и могло спровоцировать мощный выброс негативной энергии, направленной на бесчинства и разрушение. Фольклор считался проявлением самых разных сторон человеческой души, как светлых, так и темных (резкость, необузданность и - самое страшное в понимании средневекового духовенства - умение легко и быстро забывать все высокие духовные и нравственные идеалы, свойственные обращенным в христианскую веру).
В Певческой капелле собора Нотр-Дам де Пари служили французские музыканты рубежа XII-XIII веков Леонин (автор и составитель Большой книги органума) и Перотин (создатель многочисленных четырехголосных органумов-квадрулей и песен-кондуктов). Их творчество положило начало новому этапу развития средневековой духовной полифонической музыки.
В XII веке в вокальной школе при Соборе Парижской Богоматери систематически стали появляться трех- и четырехголосные хоровые коллективы. Воспитанники с самым высоким типом певческого голоса (дискант) отличались особенной легкостью и пластикой, наивысшей точкой их мастерства считалась способность воспроизводить кристально чистым, свежим звуком сложнейшие пассажи в верхнем регистре. Слаженное звучание большого количества источников живого звука достигалось путем повторов мелодических распевок и ритмических фраз.
Активное развитие полифонического пения началось на исходе XII столетия. Среди исполнителей наибольшей популярностью пользовался дискантный стиль, который, несмотря на свое церковное происхождение, формировался под существенным влиянием народных интонаций и музыкальных традиций. Во Франции это были годы правления короля Людовика IX, и тогда были заложены основы многих жанров, в том числе кондукта (светские и духовные сочинения, предназначенные для сопровождения торжественных мероприятий; исполнялись на латинском языке) и мотета (в произведениях этого жанра каждому голосу предназначалось озвучивать строго определенный текст, часто параллельно звучали несколько партий на разных языках; также использовались и в светской, и в духовной традиции; известен как «готическая миниатюра Средневековья»).
Доминирующим мотивом хорала считался распев на латыни. К нему традиционно присоединялись параллельные мотивы с простонародными текстами юмористического или эротического содержания. Тогда сформировалась и устоялась куплетно-песенная форма.
Мотеты выделялись из общего списка религиозных вокальных сочинений благодаря сочетанию лиричности и игривости, миниатюрной форме и легко запоминаемому мотиву. При этом они требовали от исполнителей виртуозного владения вокальной техникой и неустанного развития своего профессионального мастерства. Несмотря на то, что мотеты были составной частью грандиозных полифонических полотен, они во многом способствовали развитию индивидуального творчества солистов.
Ольга Пурчинская
История музыки средневековой Европы в иллюстрациях
Экскурс в историю музыки совершаем при помощи:
1. Основные этапы в истории развития музыки. Краткий справочник: https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/545-istoriya-muzyki-muzykalnye-epokhi
2. История музыки. Пять этапов от истоков до современности: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/muzyka/istoriya_muzyki_pyat_stupenej_ot_istokov_do_sovremennosti.html
3. Нина Анисимова. «От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей». ОАО «Московские учебники». Москва, 2008.
Использование мелизматического стиля положило начало систематическим вкраплениям в классические нотные композиции, что привело к необходимости обретения каждым голосом самобытности. Сейчас такой характер исполнения называется готической полифонией, и это признанный пик развития григорианского церковного песнопения. Данный вид вокального мастерства полностью исчерпал себя еще до завершения эпохи Средневековья. На его основе развилось существующее поныне развитое многоголосие.
Начиная с XIII века, мастера вокального искусства все активнее использовали музыкальные инструменты разных групп для сопровождения полифонического пения. Это сказывалось и на творчестве средневековых композиторов. Так, француз Гийом де Машо (1300-1377) главную партию в своих сочинениях отдавал певцам, а все сопровождение выпадало на долю музыкантов-инструменталистов. Правда, подобную форму он чаще применял для светских произведений, нежели для духовных.
«Бытовые» мелодии во всем разнообразии своих жанров и форм развивались, главным образом, с учетом особенностей славных традиций народного искусства. Продукты подобного творчества по прошествии нескольких сотен лет очень сложно изучать, поскольку в большинстве случаев они не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Чаще всего эти песни и романсы исполняли странствующие актеры, систематически приезжавшие в разные города, в том числе в столицы.
Представители всех видов духовенства возражали против каких-либо видов светского творчества, считали артистов земным воплощением темных сил. Вот как рассуждал о лицедеях в VIII веке аббат Алкуин, духовный наставник императора Карла Великого: «Человек, впускающий в свой дом мимов и плясунов, не знает, какая большая толпа нечистых духов входит следом за ними».
Религиозные деятели опасались не просто так. Если внимательно прочитать тексты ранних средневековых светских песенок и фельетонов и постараться как можно глубже вникнуть в их смысл, в излишне мажорную, хмельную ориентацию мелодий, то можно догадаться, что творчество бродячих комедиантов не только вызывало у народа эйфорию и ненадолго делало их счастливыми, но и могло спровоцировать мощный выброс негативной энергии, направленной на бесчинства и разрушение. Фольклор считался проявлением самых разных сторон человеческой души, как светлых, так и темных (резкость, необузданность и - самое страшное в понимании средневекового духовенства - умение легко и быстро забывать все высокие духовные и нравственные идеалы, свойственные обращенным в христианскую веру).
В Певческой капелле собора Нотр-Дам де Пари служили французские музыканты рубежа XII-XIII веков Леонин (автор и составитель Большой книги органума) и Перотин (создатель многочисленных четырехголосных органумов-квадрулей и песен-кондуктов). Их творчество положило начало новому этапу развития средневековой духовной полифонической музыки.
В XII веке в вокальной школе при Соборе Парижской Богоматери систематически стали появляться трех- и четырехголосные хоровые коллективы. Воспитанники с самым высоким типом певческого голоса (дискант) отличались особенной легкостью и пластикой, наивысшей точкой их мастерства считалась способность воспроизводить кристально чистым, свежим звуком сложнейшие пассажи в верхнем регистре. Слаженное звучание большого количества источников живого звука достигалось путем повторов мелодических распевок и ритмических фраз.
Активное развитие полифонического пения началось на исходе XII столетия. Среди исполнителей наибольшей популярностью пользовался дискантный стиль, который, несмотря на свое церковное происхождение, формировался под существенным влиянием народных интонаций и музыкальных традиций. Во Франции это были годы правления короля Людовика IX, и тогда были заложены основы многих жанров, в том числе кондукта (светские и духовные сочинения, предназначенные для сопровождения торжественных мероприятий; исполнялись на латинском языке) и мотета (в произведениях этого жанра каждому голосу предназначалось озвучивать строго определенный текст, часто параллельно звучали несколько партий на разных языках; также использовались и в светской, и в духовной традиции; известен как «готическая миниатюра Средневековья»).
Доминирующим мотивом хорала считался распев на латыни. К нему традиционно присоединялись параллельные мотивы с простонародными текстами юмористического или эротического содержания. Тогда сформировалась и устоялась куплетно-песенная форма.
Мотеты выделялись из общего списка религиозных вокальных сочинений благодаря сочетанию лиричности и игривости, миниатюрной форме и легко запоминаемому мотиву. При этом они требовали от исполнителей виртуозного владения вокальной техникой и неустанного развития своего профессионального мастерства. Несмотря на то, что мотеты были составной частью грандиозных полифонических полотен, они во многом способствовали развитию индивидуального творчества солистов.
Ольга Пурчинская
История музыки средневековой Европы в иллюстрациях
Экскурс в историю музыки совершаем при помощи:
1. Основные этапы в истории развития музыки. Краткий справочник: https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/545-istoriya-muzyki-muzykalnye-epokhi
2. История музыки. Пять этапов от истоков до современности: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/muzyka/istoriya_muzyki_pyat_stupenej_ot_istokov_do_sovremennosti.html
3. Нина Анисимова. «От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей». ОАО «Московские учебники». Москва, 2008.