До начала XIII века основным местом рождения музыки были монастыри. Служители культа, главным образом монахи, при создании очередного сочинения обязательно следовали строгим правилам, канонам и традициям. От христианского духовенства не требовалось написание новых песнопений, которые могли бы принципиально отличаться от уже существующих аналогов.
История умалчивает имена авторов этих произведений, поскольку в понимании живших тогда людей единственным создателем каких-либо духовных шедевров мог быть исключительно Бог. Главным своим предназначением в таком важном деле священнослужители видели в воплощении высочайшего замысла. Соответственно, большинство средневековых песнопений анонимны.
Наступление XIII столетия связано с утверждением в структуре христианской музыки полифонического начала. Это явление в значительной степени обогащало человеческую мысль и несло новаторские религиозные идеи. На возникновение новой формы песнопений существенное влияние оказала схоластика (направление в средневековой европейской философии, пытавшееся объяснить правила церкви и доказать существование Бога при помощи анализа и логических утверждений). Главными ее центрами были университеты, это были первые попытки разума взять верх над чувствами. В дальнейшем музыкальная жизнь Старого Света обретала светский характер, все активнее сосредотачиваясь в крупных передовых городах.
Начиная с VII века, неотъемлемым элементом католического богослужения стал уникальный, самобытный музыкальный инструмент - орган. Позднее средневековая мелодическая традиция значительно расширила ассортимент не только голосов, но и инструментов.
В конце XII столетия свое интенсивное развитие начала светская музыка, сперва народная, затем авторская, академическая, каноническая. Появление новых мелодических жанров было связано, прежде всего, с изысканной, элегантной любовной лирикой, бытовавшей среди рыцарского сословия. Неслыханную популярность обрели также бытовые виды инструментально-танцевальной музыки. Это весьма ценные для современных историков искусства материалы, поскольку представляют собой связь между зарождавшимся тогда авторским и уже давно существовавшим народным творчеством многих стран Западной Европы.
Элементы профессионализма музыка формировала на основе практики Римской католической церкви, чья специфика начала широко проявляться еще на самой заре Средневековья - в IV веке. Самыми высококультурными, образованными, музыкально подкованными институциями на протяжении нескольких сотен лет считались монастыри и соборы. Для богослужений тогда было характерно полное отрешение от всего земного, важного, актуального. Находясь в процессе, молящиеся прихожане должны были абстрагироваться от внешних воздействий и с головой, самозабвенно, неистово погрузиться в молитву.
Первые прихожане католической церкви пели вместе со священнослужителями, в дальнейшем церковные богослужения проходили исключительно в исполнении профессиональных вокалистов. Основа христианского хорала довольно долго была исключительно одноголосной. В таких условиях молящимся было значительно проще отвечать на призывы священников.
Традиции духовной музыки в странах Западной Европы берут свое начало на рубеже IV-V веков. Период их зарождения связан с деятельностью известного миланского епископа, проповедника, поэта и богослова Аврелия (Амвросия) Медиоланского, одного из великих латинских учителей церкви. Видный религиозный деятель был в числе первых авторов гимнов для месс всех жанров. Позднее он разделил церковный хор на две группы, которые располагались по обе стороны от алтаря. Певчие выступали поочередно, исполняя специальные мелодические фрагменты-антифоны в перерывах между каноническими молитвами.
Эволюция структуры григорианской духовной службы постепенно привела к тому, что за самыми важными священными текстами следовали вокальные фрагменты-антифоны (т.е. мелодии, «звучащие в ответ»). Мелодии возникали на основе бытовавших тогда коротких распевов. Количество их неуклонно увеличивалось, равно как и численность певческого состава.
Начиная с VI столетия, на протяжении многих веков на территории Рима функционировала профессиональная школа вокального мастерства (Schola cantorum).
Музыкальный материал духовных песнопений бережно собирался, и в начале VII века стал фундаментом для системы, которую позднее стали использовать для обучения будущих церковных певчих, а затем и профессиональных светских вокалистов. Первым учебником церковного пения стал «Григорианский антифонарий». Это название историки связывают с именем Папы Римского Григория I (540-604). Отбором ритуальных мотивов в те годы занимались исключительно представители высокой иерархии Римской католической церкви. Сборник Папы Римского - фундамент, основа для обучения важнейшей составляющей западноевропейского христианского богослужения - хорального григорианского пения.
Для григорианских церковных песнопений характерно исключительно монофоническое исполнение. От вокалистов требовалось слияние голосов в единое целое, вплоть до того, что звучание огромного хора должно было соответствовать голосу одного человека. Средства музыкальной выразительности в Раннее Средневековье были направлены на передачу определенного состояния молящегося человека, когда он с головой погружается в процесс таинства, все мысли сосредоточены вокруг фигуры Иисуса Христа, а душа находится в умиротворении и покое.
Темпы песнопений протяжны и неспешны, мелодии лишены резких скачков, ритмы отличаются стабильной канонической ровностью. Умиротворенность мотивов граничит со стройной размеренностью звучания голосов. Результатом такого исполнения становится кропотливая внутренняя работа души в процессе общения с Богом.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю музыки совершаем при помощи:
1. Основные этапы в истории развития музыки. Краткий справочник: https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/545-istoriya-muzyki-muzykalnye-epokhi
2. История музыки. Пять этапов от истоков до современности: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/muzyka/istoriya_muzyki_pyat_stupenej_ot_istokov_do_sovremennosti.html
3. Нина Анисимова. «От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей». ОАО «Московские учебники». Москва, 2008.
История умалчивает имена авторов этих произведений, поскольку в понимании живших тогда людей единственным создателем каких-либо духовных шедевров мог быть исключительно Бог. Главным своим предназначением в таком важном деле священнослужители видели в воплощении высочайшего замысла. Соответственно, большинство средневековых песнопений анонимны.
Наступление XIII столетия связано с утверждением в структуре христианской музыки полифонического начала. Это явление в значительной степени обогащало человеческую мысль и несло новаторские религиозные идеи. На возникновение новой формы песнопений существенное влияние оказала схоластика (направление в средневековой европейской философии, пытавшееся объяснить правила церкви и доказать существование Бога при помощи анализа и логических утверждений). Главными ее центрами были университеты, это были первые попытки разума взять верх над чувствами. В дальнейшем музыкальная жизнь Старого Света обретала светский характер, все активнее сосредотачиваясь в крупных передовых городах.
Начиная с VII века, неотъемлемым элементом католического богослужения стал уникальный, самобытный музыкальный инструмент - орган. Позднее средневековая мелодическая традиция значительно расширила ассортимент не только голосов, но и инструментов.
В конце XII столетия свое интенсивное развитие начала светская музыка, сперва народная, затем авторская, академическая, каноническая. Появление новых мелодических жанров было связано, прежде всего, с изысканной, элегантной любовной лирикой, бытовавшей среди рыцарского сословия. Неслыханную популярность обрели также бытовые виды инструментально-танцевальной музыки. Это весьма ценные для современных историков искусства материалы, поскольку представляют собой связь между зарождавшимся тогда авторским и уже давно существовавшим народным творчеством многих стран Западной Европы.
Элементы профессионализма музыка формировала на основе практики Римской католической церкви, чья специфика начала широко проявляться еще на самой заре Средневековья - в IV веке. Самыми высококультурными, образованными, музыкально подкованными институциями на протяжении нескольких сотен лет считались монастыри и соборы. Для богослужений тогда было характерно полное отрешение от всего земного, важного, актуального. Находясь в процессе, молящиеся прихожане должны были абстрагироваться от внешних воздействий и с головой, самозабвенно, неистово погрузиться в молитву.
Первые прихожане католической церкви пели вместе со священнослужителями, в дальнейшем церковные богослужения проходили исключительно в исполнении профессиональных вокалистов. Основа христианского хорала довольно долго была исключительно одноголосной. В таких условиях молящимся было значительно проще отвечать на призывы священников.
Традиции духовной музыки в странах Западной Европы берут свое начало на рубеже IV-V веков. Период их зарождения связан с деятельностью известного миланского епископа, проповедника, поэта и богослова Аврелия (Амвросия) Медиоланского, одного из великих латинских учителей церкви. Видный религиозный деятель был в числе первых авторов гимнов для месс всех жанров. Позднее он разделил церковный хор на две группы, которые располагались по обе стороны от алтаря. Певчие выступали поочередно, исполняя специальные мелодические фрагменты-антифоны в перерывах между каноническими молитвами.
Эволюция структуры григорианской духовной службы постепенно привела к тому, что за самыми важными священными текстами следовали вокальные фрагменты-антифоны (т.е. мелодии, «звучащие в ответ»). Мелодии возникали на основе бытовавших тогда коротких распевов. Количество их неуклонно увеличивалось, равно как и численность певческого состава.
Начиная с VI столетия, на протяжении многих веков на территории Рима функционировала профессиональная школа вокального мастерства (Schola cantorum).
Музыкальный материал духовных песнопений бережно собирался, и в начале VII века стал фундаментом для системы, которую позднее стали использовать для обучения будущих церковных певчих, а затем и профессиональных светских вокалистов. Первым учебником церковного пения стал «Григорианский антифонарий». Это название историки связывают с именем Папы Римского Григория I (540-604). Отбором ритуальных мотивов в те годы занимались исключительно представители высокой иерархии Римской католической церкви. Сборник Папы Римского - фундамент, основа для обучения важнейшей составляющей западноевропейского христианского богослужения - хорального григорианского пения.
Для григорианских церковных песнопений характерно исключительно монофоническое исполнение. От вокалистов требовалось слияние голосов в единое целое, вплоть до того, что звучание огромного хора должно было соответствовать голосу одного человека. Средства музыкальной выразительности в Раннее Средневековье были направлены на передачу определенного состояния молящегося человека, когда он с головой погружается в процесс таинства, все мысли сосредоточены вокруг фигуры Иисуса Христа, а душа находится в умиротворении и покое.
Темпы песнопений протяжны и неспешны, мелодии лишены резких скачков, ритмы отличаются стабильной канонической ровностью. Умиротворенность мотивов граничит со стройной размеренностью звучания голосов. Результатом такого исполнения становится кропотливая внутренняя работа души в процессе общения с Богом.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю музыки совершаем при помощи:
1. Основные этапы в истории развития музыки. Краткий справочник: https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/545-istoriya-muzyki-muzykalnye-epokhi
2. История музыки. Пять этапов от истоков до современности: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/muzyka/istoriya_muzyki_pyat_stupenej_ot_istokov_do_sovremennosti.html
3. Нина Анисимова. «От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей». ОАО «Московские учебники». Москва, 2008.