интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Музыкальное искусство Западной Европы. Средние века. Часть первая

 
 
 

Музыкальное искусство Западной Европы. Средние века. Часть первая

Автор: Ольга Пурчинская от 7-11-2021, 00:41, посмотрело: 1399

Культура Западной Европы эпохи Средневековья - правопреемница славных античных традиций. Она стала фундаментом для развития искусства восточных и западных земель - Византийской империи американского континента. Несмотря на то, что музыкальная культура нашей страны зарождалась под влиянием некоторых европейских особенностей и вобрала в себя черты старосветского искусства, она настолько уникальна и самобытна, что не может относиться ни к Восточной, ни к Западной традиции.

На культуру Западной Европы в Средние Века существенное влияние очень долго продолжала оказывать, с одной стороны, античная Греция, а с другой - Древний Восток. Средневековье в западном мире - время появления множества музыкальных инструментов (один богатейший арсенал трубадуров, вагантов и менестрелей чего стоит!) и танцевальных ритмов. Север Испании тогда находился под игом мусульманских захватчиков, поэтому королевство стало хранителем и проводником традиций арабского искусства в европейский мир.

Становление форм и канонов западноевропейского музыкального искусства происходило в эпоху Средневековья, культурные традиции зарождались и формировались на протяжении нескольких столетий. Профессионализм определялся под влиянием католической церкви, правящей аристократии, странствующих поэтов, рыцарей и городских уличных музыкантов.

Музыкальное искусство Западной Европы. Средние века. Часть перваяЕвропейское музыкальное искусство Средних Веков изначально было сугубо монофоническим. Будоражащая воображение, завораживающая полифония появилась лишь на этапе Зрелого Средневековья. Тогда же зародилась традиция записывать музыкальные тексты при помощи специальных знаков. Такие инструменты, как скрипка, орган и клавесин, достигли совершенства звучания и гармонии, родилась единая система церковных ладов и ритмики.

Согласно одному из самых распространенных определений, Средневековьем принято называть временной интервал между Древним и Новым Временем. Приблизительные хронологические его границы - с V-VI до XV столетия включительно. В разных странах Старого Света эти цифры могут незначительно отличаться. В свою очередь, внутри себя тысячелетие разделяется на четыре условных этапа:
1. Раннее Средневековье (VI-VIII века);
2. Высокое Средневековье (IX-XI века);
3. Позднее Средневековье (XII-XIV века);
4. Art Nova (XIV-XVI века) - связующее звено между Средними Веками и Ренессансом, данный промежуток выделяется, главным образом, в истории искусств Франции.

Музыкальное искусство Западной Европы. Средние века. Часть перваяСредневековая культура, в том числе музыкальная, формировалась на протяжении тысячелетия в разных концах планеты. Хронологические рамки эпохи в регионах отличаются, кое-где значительно. Значительный временной интервал занял непростой процесс так называемой «культурной колонизации» этносов. Прежде всего это явление было связано с принудительным приобщением малых народностей к господствующей в регионе религии. Например, предки современных французов (франки) активно обращали в христианство соседние племена германцев, саксов и др. Этим правители средневековых земель принципиально отличались от римских императоров, нигде и никогда не насаждавших догмы своего вероисповедания, не заставлявших порабощенных людей молиться своим богам.

Начиная с XV века, культурную колонизацию вместе с другими нормами и правилами жизни насаждали завоеванным собой государствам Голландия, Испания, Португалия.

В Средние Века по континенту активно перемещались кочевые племена («Великое переселение народов»). Эти времена сопровождались войнами, агрессивными набегами на города и селения, уничтожением элементов национальной самобытной культуры. Однако именно тогда в отдельных поселениях оседало несколько разных этносов и непостижимым образом они объединялись; так возникали особые культурные симбиозы, сочетающие в себе несочетаемое. Один из наиболее известных примеров - средневековая Испания, на протяжении нескольких столетий развивавшаяся под влиянием христианского и мусульманского начал (в VIII веке северную часть королевства завоевали исламские захватчики, это иго продолжалось долго и оказало значительное влияние на мировоззрение подданных).

На землях Западной Европы на протяжении средневекового тысячелетия неустанно возникали небольшие поселения, которые с течением времени становились крупными и мелкими государствами. Итальянская Римская область вскоре после падения Римской империи обрела политическую независимость, земли франков стремительно крепли, а территории островов и полуостровов (Балканы, Скандинавия, Британия и т.д.) оккупировали будущие небольшие, но очень сильные страны.

Многими государствами правили императорские или королевские величества, но земли делились на несколько самостоятельных удельных феодальных княжеств, имевших собственные войска, администрацию и денежные средства. Поэтому разные уголки одной страны развивались неравномерно, экономическое и социальное положение населения народов Севера и Юга, Запада и Востока отличались, порой значительно. В результате все компоненты внутренней жизни общества, в том числе культурная составляющая, развивались неоднородно, повсеместно возникали колоритные субкультуры - городские (ремесленники, купцы), рыцарские (аристократы) и крестьянские.

Эпоха Средневековья - время становления и последующего развития принципов, правил и канонов фундаментальных элементов культуры стран Западной Европы. Искусство Старого Света базировалось тогда на догмах и канонах доминировавшего в мировоззрении христианства. Среди доминировавших тогда жанров - церковная архитектура, живопись (иконы), фреска, мозаика и скульптура. Все это составляло фундамент убранства храмов и беспрекословно подчинялось строгим законам богослужений.

Музыкальное искусство Западной Европы. Средние века. Часть перваяДуховная музыка в Средневековье была призвана помочь прихожанам отвлечься от актуальных проблем, временно забыть все насущное, земное, и погрузиться в таинство молитвы. Считалось, что тогда люди смогут легко и быстро проникнуть в самую суть мудрых библейских текстов, познать подлинную силу веры. Для этого широко использовался жанр песнопений, на протяжении нескольких веков остававшихся сугубо одноголосными, без музыкального сопровождения, что должно было символизировать единого Бога и единую Церковь. Музыкальные инструменты всегда оказывают существенное влияние на человека, его мысли и чувства, чего высшее духовенство тщательно избегало.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю музыки совершаем при помощи:
1. Основные этапы в истории развития музыки. Краткий справочник: https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/545-istoriya-muzyki-muzykalnye-epokhi
2. История музыки. Пять этапов от истоков до современности: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/muzyka/istoriya_muzyki_pyat_stupenej_ot_istokov_do_sovremennosti.html
3. Нина Анисимова. «От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей». ОАО «Московские учебники». Москва, 2008
.

Категория: История искусств