24 апреля 2022 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершилась премьерная серия представления сочинения Э.В.Корнгольда «Мертвый город» (либретто Пауля Шотта; литературная основа – пьеса «Мираж» по мотивам романа «Мертвый Брюгге» Ж.Роденбаха).
Музыкальный руководитель: Валентин Урюпин.
Режиссер-постановщик: Василий Бархатов.
Художник-постановщик: Зиновий Марголин.
Художник по костюмам: Ольга Шаишмелашвили.
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Премьера состоялась 14 апреля 2022 года.
Дирижер: Дмитрий Матвиенко.
В ролях:
Пауль: Рольф Ромей (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Мари, жена Пауля / Мариэтта, танцовщица: Марина Нерабеева (сопрано);
Франк, доктор: Артем Гарнов (лауреат премии «Онегин», баритон);
Бригитта, экономка в доме Пауля: Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Джульетта: Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Люсьена: Екатерина Мирзоянц (сопрано);
Викторин: Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Фриц, артист, выступающий в образах Пьеро, Гастона: Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Граф Альберт: Антон Бочкарев (тенор).
Хор и оркестр театра «Новая Опера».
Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве. Хормейстеры: Елена Веремеенко, Ирина Куренкова.
Ансамбль на сцене:
Екатерина Припускова (мандолина);
Николай Асеев (труба);
Анатолий Семкин (труба);
Александр Реймерс (кларнет-пикколо).
Роман Ж.Роденбаха «Мертвый Брюгге», который лег в основу оперы, относится к эпохе символизма. Все, что рассказано со страниц этого сочинения, не случайно и имеет определенное значение.
Есть безграничная любовь героя к безвременно ушедшей супруге. После ее смерти в доме осталось множество личных вещей: расческа с налипшими на нее несколькими волосами; срезанная собственноручно вдовцом прядь волос, на которую он регулярно любуется, наполняя свое существование смыслом; одежда жены, ее фотографии, афиши и многое другое. Это не просто женские вещи, а самые настоящие предметы поклонения и восхищения безутешного вдовца.
Герой выбрал для жизни город Брюгге не просто так. Ему показалось, что это серое, мрачное место как нельзя лучше соответствует его внутреннему состоянию – трауру и меланхолии. Старинный населенный пункт в самом сердце Европы оказывает угнетающее, деморализующее действие, еще сильнее усугубляя дисгармонию человека с окружающим миром, со всеми реалиями жизни.
Сочинение относится к эпохе декаданса (конец XIX века) и олицетворяет разрушение внутреннего мира человека, его души и сердца. В те годы жителей Старого Света волновали такие проблемы, как упадок культуры и жизни, одиночество, страх перед смертью. Попытки героя романа уйти от реальной жизни и создать собственную вселенную ни к чему хорошему не приводят.
Опера Э.В.Корнгольда «Мертвый город» представляется интерпретацией происходящего сквозь призму восприятия главного героя Пауля (Рольф Ромей). Мужчина только что развелся со своей супругой, актрисой Мари (Марина Нерабеева). В этот момент любимая женщина для него как бы умерла. Он по-прежнему продолжает обожать жену, хранить ей верность и молиться на личные вещи, оставшиеся дома – платье, зонт, расческу, обувь и прочие предметы дамского гардероба. Также на стенах все еще афиши, на которых актриса изображена в наиболее интересных своих образах. Один из них – эмоциональная, экспрессивная, харизматичная танцовщица Мариэтта, являющая собой полную противоположность спокойной, мягкой, благообразной Мари.
Однажды в Брюгге, где живет Пауль, приезжает труппа французских актеров. В их числе – прекрасная танцовщица, внешне очень похожая на Мари в образе Мариэтты. Девушка привлекает героя, завораживает его, но он продолжает хранить верность жене, однако сопротивляться новым чувствам становится все сложнее и сложнее.
Где же все-таки живет Пауль – в реальности или в собственноручно созданном мире, где правят бал иллюзии, фантазии и мечты? Этим вопросом зритель задается на протяжении всего спектакля.
Единственным звеном, связывающим героя со старой жизнью, является экономка Бригитта (Анастасия Лепешинская), верная, преданная, любящая. От героини исходят мягкость и тепло, что заметно и во взгляде, и в голосе, при этом она консервативна и строга, неподкупна и непреступна.
Еще один представитель реальности в этом царстве фантазий и иллюзий - доктор Франк (Артем Гарнов), мудрый психотерапевт, который регулярно наведывается в дом Пауля, чтобы провести очередной сеанс и помочь герою справиться с рядом серьезных проблем.
Местом действия оперы становится огромный двухэтажный дом, в котором живет Пауль сперва с Мари, затем один. Позднее его часто посещает Мариэтта. Огромное деревянное строение (в зале даже ощущался аромат древесной стружки) на протяжении трех актов перемещается то вверх, то вниз, в результате зрительскому взору попеременно предстают разные комнаты – гостиная, ванная, спальня, гараж и т.д. Важную сюжетную роль играют окна, в которых отражаются серые достопримечательности Брюгге готического периода (Позднее Средневековье). Депрессивную картину дополняет неустанно льющий ливень. Город как бы подавляет человека, а вода смывает все счастливые эмоции, приятные воспоминания и позитивный настрой.
Декорация расположена непривычно близко (по меркам оперного театра) к зрителям. Она доходит до того места, где обычно располагается оркестровая яма. Симфонический оркестр при этом находится за местом действия, в глубине сценического пространства.
Музыкальный материал поистине грандиозен и очень интересен. В тонкой, чуткой интерпретации маэстро Дмитрия Матвиенко оригинальные, местами тяжелые и гнетущие, местами парящие и вдохновляющие мелодии рисуют состояние, в котором пребывает внутренний мир Пауля в конкретный момент. Также музыка весьма эффектно дополняет образы обеих женщин, имеющих определяющее значение в его судьбе: спокойной, лирично-романтичной Мари и страстной, темпераментной, несколько напористой и агрессивной Мариэтты. Здесь же чувствуются теплота и свет, исходящие от Бригитты.
Марина Нерабеева с блеском воплотила образы двух совершенно разных героинь – лирической Мари и характерной Мариэтты. Разным в них было все, от костюмов и причесок до манеры произношения и красок голоса. Взгляд, выражение лица, мимика, жесты, движения, пластика – все мгновенно давало понять, которая из дам сейчас находится перед героем.
Рольф Ромей виртуозно исполнил сложнейшую партию Пауля, человека, чье настроение меняется по несколько раз на протяжении одной сцены. После минуты спокойствия, вальяжной беседы наступает очередь горячего, страстного, динамичного монолога. Артист был убедителен не только в музыкальном, но и в драматическом плане.
Очень интересна группа персонажей, которые появляются в спектакле ненадолго, но успевают внести струю настоящей жизни. Это актеры, партнеры, друзья и коллеги Мари, а затем и Мариэтты, приехавшие в Брюгге на гастроли из Франции: Джульетта (Мария Буйносова), Люсьена (Екатерина Мирзоянц), Викторин (Георгия Фараджев), Фриц (Василий Ладюк) и граф Альберт (Антон Бочкарев). Яркая, пестрая, веселая компания всех возможных амплуа с разными творческими темпераментами и типами голосов наслаждается жизнью каждую свободную минуту. Талантливые, шуточные экспромты рождаются у них на каждом шагу буквально из воздуха. Герой признается в любви субретке, а героиня беззаботно кокетничает с двумя кавалерами. С одной стороны, на глазах у Пауля разыгрывается театральная комедия масок, а с другой именно эта сцена представляется наиболее живой, настоящей, искренней во всем этом декадентском мире, во вселенной, которую герой создал сам для себя и где постепенно разрушается его душа.
В постановке нет большого количества массовых сцен с участием хора. Сразу два многоголосных коллектива – взрослый (хор театра «Новая Опера») и детский (коллектив музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве) звучат за сценой в начале третьего акта и еще больше настраивают на слияние мистики и обыденности, завораживая силой и красотой объемного, глубокого звучания.
Мари и Мариэтта. Две женщины, которые взбудоражили больное воображение центрального персонажа. Правда, в какой-то момент возникает ощущение, что это две разные части натуры одной героини, непостижимым образом ставшие самобытными личностями. Спектакль очень интересен и в визуальном плане, и в техническом, и в музыкально-драматическом. После просмотра постановки осталось множество вопросов, ответы на которые обязательно даст время.
Ольга Пурчинская
Музыкальный руководитель: Валентин Урюпин.
Режиссер-постановщик: Василий Бархатов.
Художник-постановщик: Зиновий Марголин.
Художник по костюмам: Ольга Шаишмелашвили.
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Премьера состоялась 14 апреля 2022 года.
Дирижер: Дмитрий Матвиенко.
В ролях:
Пауль: Рольф Ромей (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Мари, жена Пауля / Мариэтта, танцовщица: Марина Нерабеева (сопрано);
Франк, доктор: Артем Гарнов (лауреат премии «Онегин», баритон);
Бригитта, экономка в доме Пауля: Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Джульетта: Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Люсьена: Екатерина Мирзоянц (сопрано);
Викторин: Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Фриц, артист, выступающий в образах Пьеро, Гастона: Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Граф Альберт: Антон Бочкарев (тенор).
Хор и оркестр театра «Новая Опера».
Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве. Хормейстеры: Елена Веремеенко, Ирина Куренкова.
Ансамбль на сцене:
Екатерина Припускова (мандолина);
Николай Асеев (труба);
Анатолий Семкин (труба);
Александр Реймерс (кларнет-пикколо).
Роман Ж.Роденбаха «Мертвый Брюгге», который лег в основу оперы, относится к эпохе символизма. Все, что рассказано со страниц этого сочинения, не случайно и имеет определенное значение.
Есть безграничная любовь героя к безвременно ушедшей супруге. После ее смерти в доме осталось множество личных вещей: расческа с налипшими на нее несколькими волосами; срезанная собственноручно вдовцом прядь волос, на которую он регулярно любуется, наполняя свое существование смыслом; одежда жены, ее фотографии, афиши и многое другое. Это не просто женские вещи, а самые настоящие предметы поклонения и восхищения безутешного вдовца.
Герой выбрал для жизни город Брюгге не просто так. Ему показалось, что это серое, мрачное место как нельзя лучше соответствует его внутреннему состоянию – трауру и меланхолии. Старинный населенный пункт в самом сердце Европы оказывает угнетающее, деморализующее действие, еще сильнее усугубляя дисгармонию человека с окружающим миром, со всеми реалиями жизни.
Сочинение относится к эпохе декаданса (конец XIX века) и олицетворяет разрушение внутреннего мира человека, его души и сердца. В те годы жителей Старого Света волновали такие проблемы, как упадок культуры и жизни, одиночество, страх перед смертью. Попытки героя романа уйти от реальной жизни и создать собственную вселенную ни к чему хорошему не приводят.
Опера Э.В.Корнгольда «Мертвый город» представляется интерпретацией происходящего сквозь призму восприятия главного героя Пауля (Рольф Ромей). Мужчина только что развелся со своей супругой, актрисой Мари (Марина Нерабеева). В этот момент любимая женщина для него как бы умерла. Он по-прежнему продолжает обожать жену, хранить ей верность и молиться на личные вещи, оставшиеся дома – платье, зонт, расческу, обувь и прочие предметы дамского гардероба. Также на стенах все еще афиши, на которых актриса изображена в наиболее интересных своих образах. Один из них – эмоциональная, экспрессивная, харизматичная танцовщица Мариэтта, являющая собой полную противоположность спокойной, мягкой, благообразной Мари.
Однажды в Брюгге, где живет Пауль, приезжает труппа французских актеров. В их числе – прекрасная танцовщица, внешне очень похожая на Мари в образе Мариэтты. Девушка привлекает героя, завораживает его, но он продолжает хранить верность жене, однако сопротивляться новым чувствам становится все сложнее и сложнее.
Где же все-таки живет Пауль – в реальности или в собственноручно созданном мире, где правят бал иллюзии, фантазии и мечты? Этим вопросом зритель задается на протяжении всего спектакля.
Единственным звеном, связывающим героя со старой жизнью, является экономка Бригитта (Анастасия Лепешинская), верная, преданная, любящая. От героини исходят мягкость и тепло, что заметно и во взгляде, и в голосе, при этом она консервативна и строга, неподкупна и непреступна.
Еще один представитель реальности в этом царстве фантазий и иллюзий - доктор Франк (Артем Гарнов), мудрый психотерапевт, который регулярно наведывается в дом Пауля, чтобы провести очередной сеанс и помочь герою справиться с рядом серьезных проблем.
Местом действия оперы становится огромный двухэтажный дом, в котором живет Пауль сперва с Мари, затем один. Позднее его часто посещает Мариэтта. Огромное деревянное строение (в зале даже ощущался аромат древесной стружки) на протяжении трех актов перемещается то вверх, то вниз, в результате зрительскому взору попеременно предстают разные комнаты – гостиная, ванная, спальня, гараж и т.д. Важную сюжетную роль играют окна, в которых отражаются серые достопримечательности Брюгге готического периода (Позднее Средневековье). Депрессивную картину дополняет неустанно льющий ливень. Город как бы подавляет человека, а вода смывает все счастливые эмоции, приятные воспоминания и позитивный настрой.
Декорация расположена непривычно близко (по меркам оперного театра) к зрителям. Она доходит до того места, где обычно располагается оркестровая яма. Симфонический оркестр при этом находится за местом действия, в глубине сценического пространства.
Музыкальный материал поистине грандиозен и очень интересен. В тонкой, чуткой интерпретации маэстро Дмитрия Матвиенко оригинальные, местами тяжелые и гнетущие, местами парящие и вдохновляющие мелодии рисуют состояние, в котором пребывает внутренний мир Пауля в конкретный момент. Также музыка весьма эффектно дополняет образы обеих женщин, имеющих определяющее значение в его судьбе: спокойной, лирично-романтичной Мари и страстной, темпераментной, несколько напористой и агрессивной Мариэтты. Здесь же чувствуются теплота и свет, исходящие от Бригитты.
Марина Нерабеева с блеском воплотила образы двух совершенно разных героинь – лирической Мари и характерной Мариэтты. Разным в них было все, от костюмов и причесок до манеры произношения и красок голоса. Взгляд, выражение лица, мимика, жесты, движения, пластика – все мгновенно давало понять, которая из дам сейчас находится перед героем.
Рольф Ромей виртуозно исполнил сложнейшую партию Пауля, человека, чье настроение меняется по несколько раз на протяжении одной сцены. После минуты спокойствия, вальяжной беседы наступает очередь горячего, страстного, динамичного монолога. Артист был убедителен не только в музыкальном, но и в драматическом плане.
Очень интересна группа персонажей, которые появляются в спектакле ненадолго, но успевают внести струю настоящей жизни. Это актеры, партнеры, друзья и коллеги Мари, а затем и Мариэтты, приехавшие в Брюгге на гастроли из Франции: Джульетта (Мария Буйносова), Люсьена (Екатерина Мирзоянц), Викторин (Георгия Фараджев), Фриц (Василий Ладюк) и граф Альберт (Антон Бочкарев). Яркая, пестрая, веселая компания всех возможных амплуа с разными творческими темпераментами и типами голосов наслаждается жизнью каждую свободную минуту. Талантливые, шуточные экспромты рождаются у них на каждом шагу буквально из воздуха. Герой признается в любви субретке, а героиня беззаботно кокетничает с двумя кавалерами. С одной стороны, на глазах у Пауля разыгрывается театральная комедия масок, а с другой именно эта сцена представляется наиболее живой, настоящей, искренней во всем этом декадентском мире, во вселенной, которую герой создал сам для себя и где постепенно разрушается его душа.
В постановке нет большого количества массовых сцен с участием хора. Сразу два многоголосных коллектива – взрослый (хор театра «Новая Опера») и детский (коллектив музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве) звучат за сценой в начале третьего акта и еще больше настраивают на слияние мистики и обыденности, завораживая силой и красотой объемного, глубокого звучания.
Мари и Мариэтта. Две женщины, которые взбудоражили больное воображение центрального персонажа. Правда, в какой-то момент возникает ощущение, что это две разные части натуры одной героини, непостижимым образом ставшие самобытными личностями. Спектакль очень интересен и в визуальном плане, и в техническом, и в музыкально-драматическом. После просмотра постановки осталось множество вопросов, ответы на которые обязательно даст время.
Ольга Пурчинская