интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Тридцать лет "Новой Оперы" в "Лицах музыки"

 
 
 

Тридцать лет "Новой Оперы" в "Лицах музыки"

Автор: Ольга Пурчинская от 26-04-2021, 06:51, посмотрело: 1029

24 апреля 2021 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло одно из кульминационных событий юбилейного XXX сезона - Гала-концерт «Лица музыки». Грандиозное, яркое, торжественное действо собрало все группы артистов - солистов, хор и симфонический оркестр.

«Новая Опера» - театр, основанный три десятилетия назад выдающимся дирижером Евгением Колобовым. Созданный им храм искусства на протяжении всего этого временного интервала был и остается дирижерским. Главными действующими лицами юбилейного концерта стали шесть маэстро, представляющих разные поколения.

Музыкальный руководитель и дирижер: Александр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).

Тридцать лет "Новой Оперы" в "Лицах музыки"Дирижеры:
Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан);
Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая Маска»);
Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»);
Евгений Самойлов (Заслуженный артист России);
Валентин Урюпин (лауреат Международных конкурсов).

Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Режиссер-постановщик: Алексей Вэйро.
Художник-постановщик: Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая Маска»).
Художник по свету: Майя Шавдатуашвили (лауреат премии «Золотая Маска»).

Солисты:
Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Светлана Касьян (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Марина Нерабеева (сопрано);
Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Анастасия Бибичева (лауреат Международного конкура, меццо-сопрано);
Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Анна Синицына (меццо-сопрано);
Антон Бочкарев (тенор);
Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор);
Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Онегин», тенор);
Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Андрей Бреус (баритон);
Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Сергей Артамонов (бас);
Виталий Ефанов (Заслуженный артист России, бас);
Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Андрей Фетисов (бас).

В программе концерта - фрагменты классических и современных сочинений российских и зарубежных композиторов.

Первое отделение:

Дж.Верди. «Аида». Финал первого действия.
Дирижер: Александр Самоилэ. Солисты: Светлана Касьян (Аида), Михаил Новиков (Радамес), Анастасия Бибичева (Амнерис), Сергей Мурзаев (Амонасро), Сергей Артамонов (Рамфис), Андрей Фетисов (Царь Египта).
Соло в оркестре: Николай Винтер (лауреат Международного конкурса, труба), Вадим Васильев (труба), Николай Асеев (труба), Анатолий Семкин (труба).

П.И.Чайковский. «Славянский марш».
Дирижер: Евгений Самойлов.

П.И.Чайковский. «Мазепа». Народные сцены и финал второго действия.
Дирижер: Евгений Самойлов. Солисты: Сергей Артамонов (Кочубей), Дмитрий Пьянов (Искра), Антон Бочкарев (Пьяный казак).

Н.А.Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дуэт Февронии и Кутерьмы с мужским хором из третьего действия.
Дирижер: Дмитрий Волосников. Солисты: Марина Нерабеева (Феврония), Михаил Губский (Гришка Кутерьма).

М.П.Мусоргский. «Хованщина». Сцена в Стрелецкой слободе и финал третьего действия.
Дирижер: Андрей Лебедев. Солисты: Владимир Кудашев (Иван Хованский), Антон Бочкарев (Подьячий), Андрей Фетисов (Кузька).

А.П.Бородин. «Князь Игорь». Половецкие пляски.
Дирижер: Василий Валитов.

Второе отделение:

В.А.Моцарт. «Дон Жуан». Финал второго действия.
Дирижер: Александр Самоилэ. Солисты: Анастасия Лепешинская (Донна Эльвира), Андрей Бреус (Дон Жуан), Виталий Ефанов (Командор), Анджей Белецкий (Лепорелло).

Ж.Массне. «Золушка». Дуэт Золушки и Принца из второго действия.
Дирижер: Валентин Урюпин. Солисты: Екатерина Петрова (Золушка), Анна Синицына (Принц).
Соло в оркестре: Анастасия Серова (английский рожок).

Р.Вагнер. «Тристан и Изольда». Вступление и Смерть Изольды (концертная версия для оркестра).
Дирижер: Василий Валитов.

А.Дютийё. Correspondances, вокальный цикл для сопрано и оркестра:
Gong («Гонг») на стихи Р.М.Рильке;
Danse cosmique («Космический танец») на стихи П.Мукерджи;
A Slava et Galina (письмо А.И.Солженицына Г.П.Вишневской и М.Л.Ростроповичу);
Gong («Гонг») на стихи Р.М.Рильке;
De Vincent a Theo… («Винсент к Тео…»). Письмо В.Ван Гога брату Тео.
Дирижер: Валентин Урюпин. Солисты: Ирина Боженко, Мария Буйносова.
Соло в оркестре: Сергей Шуляков (труба), Мария Власова (аккордеон).

М.И.Глинка. Ноктюрн «Разлука» в оркестровке Е.В.Колобова.
Дирижер: Александр Самоилэ.
Соло в оркестре: Юлия Климова (лауреат Международного конкурса, кларнет), Людмила Янчишина (Заслуженная артистка России, арфа), Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка).

Каждый номер концерта - грандиозное эпическое полотно. Это восхитительные музыкально-живописные полотна, которые красками музыки, вокального и драматического мастерства солистов и артистов хора рисуют перед глазами зрителей яркие фрагменты оперных шедевров русских и зарубежных мастеров.

Открывшая юбилейный концерт сцена из «Аиды» Дж.Верди - торжественная сцена, повествующая о безоговорочной победе египетского войска над эфиопской армией. Триумфаторы привели с собой множество пленников, в их числе царь Эфиопии, Амонасро. Фараон Египта обещает выдать свою дочь Амнерис замуж за предводителя победителей Радамеса, который влюблен в рабыню Аиду, дочь эфиопского царя.
С торжественным, гордым, патриотическим настроеним народного хора, восхваляющего доблесть и отвагу войска и безграничную мудрость фараона, контрастирует светлое, лирическое страдание двух влюбленных сердец, которым не суждено быть вместе.

Артисты хора в этом номере находились не только на сцене, но и в ложах, на возвышении. Это придало звучанию мощность, глубину, объем. Красивая, мелодичная, торжественная волна многоголосия заполнила все пространство зрительного зала. На фоне общего сюжетного триумфа выделялись нежная, трепетная, глубокая, чувственная Аида (Светлана Касьян) и лирико-героический, пылкий, темпераментный Радамес (Михаил Новиков), царственная, страстная Амнерис (Анастасия Бибичева) и грозный, коварный, хитрый Амонасро (Сергей Мурзаев), мудрый жрец Рамфис (Сергей Артамонов) и торжествующий египетский фараон (Андрей Фетисов).

Одна из наиболее знаменитых сцен русской оперной классики - Половецкие пляски из «Князя Игоря» А.П.Бородина. Действие происходит в поселении хана Кончака, где в неволе томится северский князь Игорь Святославич и его сын Владимир Игоревич. Эта сцена - танцы пленников и пленниц, призванных развлечь хана и его «гостя дорогого».
Эпизод-столкновение Запада и Востока, Киевской Руси и Половецкого ханства. В начале слышны нежные, светлые, лирические мотивы, затем мелодии становятся все более мужественными, суровыми, брутальными. Темпы стремительно нарастают, песни и пляски в конце напоминают бешенный восточный ветер, сносящий все на своем пути.

«Мазепа» - опера П.И.Чайковского, действие которой происходит во времена Петра I в Малороссии. Кочубей - наместник царя. Его дочь Мария влюблена в украинского гетмана Мазепу и сбегает с ним из дома. Чтобы отомстить похитителю, Кочубей доносит царю об измене Мазепы, который задумал разъединить Россию и Малороссию. Не поверив своему наместнику, Петр выдает его гетману. Кочубей приговаривается к казни.
Фрагмент наполнен глубоким драматизмом, предчувствием неотвратимо надвигающейся беды. Это одна из самых мрачных картин оперы. Кочубей (Сергей Артамонов) и друг его Искра (Дмитрий Пьянов) готовятся встретить свой смертный час. Пьяный казак (Антон Бочкарев) своей, на первый взгляд, веселой песней усиливает трагический эффект. Хоровые эпизоды пропитаны беспокойством, нервозностью.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» - опера, в основе которой лежат две народные легенды. Феврония живет в глухом лесу недалеко от Малого Китежа. Она встречает княжича Всеволода и влюбляется в него. Вскоре на город нападают татарские захватчики. Враги пытаются найти дорогу на Великий Китеж, указать путь вызывается только Гришка Кутерьма. Вместе с Февронией его берут в плен. Ночью, когда неприятели спят, между молодыми людьми завязывается разговор. Драматичная развязка приходит к тому, что Гришка сходит с ума и сбегает, увлекая за собой Февронию.
Разговор Февронии (Марина Нерабеева) и Кутерьмы (Михаил Губский) - контраст скорбных, протяжных, жалобных, напоминающих плач речей героини, полных лирической нежности, боли и страданий, и душевных терзаний Гришки, граничащих с безумием (здесь слышны мотивы радости и скорби, мольбы и ужаса, лихорадочного возбуждения и тоски).

«Хованщина» М.П.Мусоргского - народная музыкальная драма, в основу ее легли исторические события, произошедшие в России в промежутке между 1682 и 1689 годами. На отечественный трон тогда было несколько претендентов. Прежде всего, это малолетний царевич Петр, а также предводитель стрельцов Иван Хованский, князь Голицын и глава раскольников Досифей. К моменту исполняемого фрагмента (конец третьего действия) становится очевидно, что в этой гонке победит Петр. Напуганные стрельцы приходят к дому своего предводителя Ивана Хованского, который дает понять, что надежды на спасение нет.
Исполненный на концерте эпизод полон страха, бессилия, обреченности. Щемящая душу и леденящая сердце тоска слышится и в хоре, и в музыкальном материале, и в голосе Ивана Хованского (Владимир Кудашев).

Второе отделение концерта началось фрагментом шедевра венской классической школы - оперы В.А.Моцарта «Дон Жуан». Здесь есть место мистике: заглавный персонаж перешел через все границы нравственности, за что жестоко поплатился. Перед ним возникает убитый им Командор, чтобы забрать его. Продолжая смеяться надо всеми, герой не собирается вступать на путь исправления, потому Командор увлекает его за собой в ад.
Второй акт завершает ансамбль, своеобразная дуэль между грозными мстителями - донной Эльвирой (Анастасия Лепешинская) и Командор (Виталий Ефанов) - и их смущенными жертвами - Дон Жуаном (Андрей Бреус) и Лепорелло (Анджей Белецкий).

Сказочная, нежная, романтически прекрасная «Золушка» Ж.Массне представлена на концерте дуэтом Золушки (Екатерина Петрова) и Принца (Анна Синицына). Молодые люди впервые встретились на балу, влюбились друг в друга и потеряли счет времени. Когда стрелка приблизилась к полуночи, Золушка покинула праздник.
Музыка полна обаяния юности и очарования первой любви. Принц красив, элегантен и благороден, Золушка нежна, наивна и чиста. Их чувства искренни и очень поэтичны.

В рамках концерта случилась российская премьера вокального цикла Correspondances французского композитора Анри Дютийё (1916-2013) для сопрано и симфонического оркестра. Исполнили его две солистки - Мария Буйносова и Ирина Боженко. Музыка композитора, творившего в XX-XXI столетиях, воздействует на меломана иначе, чем сочинения классиков. Она как бы проникает внутрь и обостряет все чувства и мысли, заставляет вслушиваться, всматриваться, проникать в самую суть исполняемого материала. Мелодии наших современников стремительно врываются в жизнь, оставляя после себя глубокий след, открывая бескрайние просторы для самопознания. Нежные, хрустальные голоса не тонут в мощном звуке оркестра, напротив, они возвышаются над ним, устремляются ввысь, к свету.

Помимо грандиозных вокальных эпизодов, в этот вечер прозвучало несколько оркестровых номеров: «Славянский марш» П.И.Чайковского, Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда» Р.Вагнера и Ноктюрн М.И.Глинки «Разлука» в оркестровке Е.В.Колобова. Симфонические фрагменты неизменно захватывают меня, мелодии поглощают, заставляя забыть обо всем, что происходит вокруг. Удивительные миры творчества русских и европейских композиторов в интерпретации дирижеров «Новой Оперы» позволяют в полной мере ощутить всю красоту, глубину и интеллектуальность знаменитых мелодий.

Программа концерта «Лица музыки» составлена по принципу «От общего к частному», номера идут «на diminuendo». В начале звучали мощные массовые сцены с хором, в конце - лирический дуэт и вокальный цикл для голоса и оркестра.

Дирижерская интерпретация партитуры - всегда очень интересная тема для длительного разговора. Множество источников живого звука - солисты, хор, оркестр - сливаются в совершенной гармонии. Маэстро помогают меломанам услышать, почувствовать и осознать глубокие смыслы, заложенные композиторами в их бессмертные творения, которые с удовольствием слушают и опытные театралы с многолетним стажем, и совсем юные почитатели оперы, делающие лишь первые робкие шаги на пути приобщения к этому виду музыкального театра.

«Лица музыки» на протяжении всего концерта постоянно представали вниманию зрителей крупным планом. На шести больших экранах сменяли друг друга портреты солистов, артистов хора и оркестра, режиссеров и других творческих сотрудников театра, имя которому - «Новая Опера» - молодому, но уже опытному, имеющему свой яркий, самобытный стиль и узнаваемый почерк, ищущий новые формы и оригинально подающий традиционный классический материал.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц

Еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр