Портрет камеристки инфанты Изабеллы (Sael doegter van de Infante tot Brussel) - один из шедевров кисти фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. На картине изображена фрейлина испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении. Точная дата написания портрета не известна, это произошло ориентировочно в промежутке между 1623 и 1626 годами. С 1772 года и по настоящее время картина находится в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы не относится к типовым работам Рубенса, жанр его определен как психологический, то есть способный максимально глубоко раскрыть тайны личности и характера изображенного человека. На полотне отсутствует не только дата написания, но и автограф живописца. Искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению относительно принадлежности шедевра именно кисти Рубенса. Существуют гипотезы, согласно которым картину мог написать один из художников рубенсовской школы.
Личность героини портрета доподлинно не установлена. Многие историки искусства считают, что это старшая дочь Рубенса Карла Серена, которая скончалась незадолго до окончания работы над картиной. На полотне девушка изображена по грудь. Работа выполнена масляными красками.
Придворная дама на потрете одета с учетом всех веяний испанской моды (а страна эта в период создания картины была сильной, богатой, успешной, потому задавала тенденции во многих сферах европейской жизни, в том числе в моде). Фрейлина инфанты облачена в темное платье строгого классического стиля, декорированное пышным белым гофрированным воротником-фрезой.
Для картины характерна сдержанная цветовая гамма. Темные, мрачные тона пышного одеяния молодой женщины контрастируют с теплым, нежным оттенком ее лица. Сквозь тонкие мазки масляной краски на портрете можно увидеть следы грунта. Эта особенность картины придает модели оптический эффект легкости, грации и изящества.
Рубенс акцентировал внимание на лице и внутреннем мире фрейлины, в чем ему помогает строгая обстановка портрета, минимум аксессуаров и темные стены. Непокорные пряди белокурых волос выбиваются из классической строгой прически героини, мягко сияют ее светлые зеленые глаза, расположенные в полном соответствием с правилами золотого сечения. Губы девушки тронуты едва заметной улыбкой, а на щеках играет несколько болезненный румянец.
История создания портрета доподлинно не известна, вся информация, которую можно встретить, представляет собой развитие нескольких гипотез искусствоведов. Появилась картина в поздние годы творчества Питера Пауля Рубенса, когда он уже был опытным живописцем, признанным мастером создания грандиозных, монументальных полотен. Поскольку фламандская живопись 1620-х годов была результатом поточного производства, выдающиеся художники не могли писать свои шедевры в одиночку: руководители школ делали наброски, после чего их дорабатывали многочисленные ученики.
Лучшие образцы фламандской живописи, в том числе портретной, с удовольствием заказывали главы процветавших в те годы европейских государств. Поскольку имя Рубенса имело добрую славу, в 1624 году испанский король пожаловал ему дворянский титул, после чего он стал не только выдающимся художником, но и привилегированным дипломатом при дворе инфанты. Блестящие светские и творческие успехи его совпадали с чередой трагедий в личной жизни: друг за другом уходили его родные и близкие. Доподлинно установить личность героини портрета и его автора установить так и не удалось.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Портрет камеристки инфанты Изабеллы не относится к типовым работам Рубенса, жанр его определен как психологический, то есть способный максимально глубоко раскрыть тайны личности и характера изображенного человека. На полотне отсутствует не только дата написания, но и автограф живописца. Искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению относительно принадлежности шедевра именно кисти Рубенса. Существуют гипотезы, согласно которым картину мог написать один из художников рубенсовской школы.
Личность героини портрета доподлинно не установлена. Многие историки искусства считают, что это старшая дочь Рубенса Карла Серена, которая скончалась незадолго до окончания работы над картиной. На полотне девушка изображена по грудь. Работа выполнена масляными красками.
Придворная дама на потрете одета с учетом всех веяний испанской моды (а страна эта в период создания картины была сильной, богатой, успешной, потому задавала тенденции во многих сферах европейской жизни, в том числе в моде). Фрейлина инфанты облачена в темное платье строгого классического стиля, декорированное пышным белым гофрированным воротником-фрезой.
Для картины характерна сдержанная цветовая гамма. Темные, мрачные тона пышного одеяния молодой женщины контрастируют с теплым, нежным оттенком ее лица. Сквозь тонкие мазки масляной краски на портрете можно увидеть следы грунта. Эта особенность картины придает модели оптический эффект легкости, грации и изящества.
Рубенс акцентировал внимание на лице и внутреннем мире фрейлины, в чем ему помогает строгая обстановка портрета, минимум аксессуаров и темные стены. Непокорные пряди белокурых волос выбиваются из классической строгой прически героини, мягко сияют ее светлые зеленые глаза, расположенные в полном соответствием с правилами золотого сечения. Губы девушки тронуты едва заметной улыбкой, а на щеках играет несколько болезненный румянец.
История создания портрета доподлинно не известна, вся информация, которую можно встретить, представляет собой развитие нескольких гипотез искусствоведов. Появилась картина в поздние годы творчества Питера Пауля Рубенса, когда он уже был опытным живописцем, признанным мастером создания грандиозных, монументальных полотен. Поскольку фламандская живопись 1620-х годов была результатом поточного производства, выдающиеся художники не могли писать свои шедевры в одиночку: руководители школ делали наброски, после чего их дорабатывали многочисленные ученики.
Лучшие образцы фламандской живописи, в том числе портретной, с удовольствием заказывали главы процветавших в те годы европейских государств. Поскольку имя Рубенса имело добрую славу, в 1624 году испанский король пожаловал ему дворянский титул, после чего он стал не только выдающимся художником, но и привилегированным дипломатом при дворе инфанты. Блестящие светские и творческие успехи его совпадали с чередой трагедий в личной жизни: друг за другом уходили его родные и близкие. Доподлинно установить личность героини портрета и его автора установить так и не удалось.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета