9 июня 2016 года состоялось историческое для отечественной культуры событие. В этот день в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова впервые в России были исполнены «Страсти по Луке» для трех солистов, чтеца, трех смешанных хоров, детского хора и оркестра польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Мероприятие прошло в рамках фестиваля хоровой музыки «Иное» при поддержке Института Адама Мицкевича. Дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Хормейстер – Юлия Сенюкова. Режиссер – Алексей Вэйро. Солисты: сопрано – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса), баритон – Артем Гарнов, бас – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса), чтец (евангелист) – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса). Хор и симфонический оркестр театра «Новая Опера». Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве. Хормейстеры – Елена Веремеенко и Ирина Куренкова (лауреат Государственной премии России). Вступительное слово – Михаил Сегельман.
Что же представляют собой страсти (пассионы) как вид музыкального искусства? Это сочинение вокально-драматического характера, действие которого происходит в Страстную неделю, известную также под названием Страстей Христовых. Литературная основа таких произведений основана на текстах Евангелия (в данном случае – от Луки).
Кшиштоф Пендерецкий (р.1933) работал над «Страстями по Луке» в течение четырех лет. Сочинение увидело свет в начале 1966 года, а всего через несколько месяцев было впервые исполнено. Создание этого произведения было приурочено к 700-летию кафедрального собора в немецком Мюнстере. Монументальное строение и его феноменальная акустика произвели на молодого композитора, посетившего эти места несколькими годами ранее, неизгладимое впечатление. В результате появился труд, гармонично соединивший в себе классические каноны музыкальной формы (основанные на пассионах И.С.Баха) и современные эффекты.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига буквально с головой погрузил публику в глубокий, насыщенный музыкальный материал. Каких только стилей нет в произведении К.Пендерецкого! Здесь есть и мотивы хоралов эпохи Средневековья, и многоголосие времен Ренессанса, и необычные способы звукоизвлечения, характерные для современного авангарда (ХХ век). Звуки были похожи то на рев стихии, то на крики разъяренного народа, то на удары. Сложнейшие мелодии попеременно отправляли нас в бескрайнюю пустыню, на оживленные улицы города, в торжественно-патетическую обстановку собора, в зал суда и т.д.
Хор театра «Новая Опера» был разделен на три части. Одна находилась на сцене (вместе с хором Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве), еще две расположились прямо в зрительном зале, в ложах, напротив друг друга. Мощное, гармонично-мелодическое звучание удивительным образом превращалось в хаос, свойственный огромной толпе, одержимой сиюминутным желанием и стремительно теряющей способность адекватно мыслить. Здесь мы слышали не только пение, но и неистовые крики, злобные насмешки, свист, зловещий шепот и т.д. Нежные, «ангельские» голоса детей очень эффектно «вплелись» в эту полифоническую канву.
В сложнейшие музыкальные пассажи, словно неотвратимый рок, вторгается раскатистый звук голоса чтеца-евангелиста (Дмитрий Орлов). Изначально «сторонний наблюдатель», он с каждым монологом все эмоциональнее, экспрессивнее выражает свое отношение ко всему происходящему. Кажется, еще минута – и автор текста станет соучастником событий и попытается изменить их ход.
Чистота и широта души и внутренний свет баритональной партии (Артем Гарнов) подчеркивается ярким, темпераментно окрашенным сопрано (Валерия Пфистер) и строгим, царственным басом (Евгений Ставинский). Герои, от чьих лиц поют эти голоса, всем нам прекрасно знакомы – Иисус, Мария Магдалена, Понтий Пилат и т.д.
Сила звука и музыки поглощает практически полностью. В течение всего времени звучания «Страстей по Луке» (1 час 20 минут), двух частей и 27 номеров, на второй план отходят проблемы, переживания, дела и другие неотъемлемые составляющие жизни современного человека. На целых 80 минут мыслями полностью овладевают события, происходившие около двух тысяч лет назад, изменившие ход истории и сознание людей.
Страдание, очищающее душу, делающее ее восприимчивой к добру, а сердце – к справедливости. Катарсис. Через этот процесс необходимо регулярно проходить каждому человеку. Искусство – самый лучший, верный и надежный способ достичь его. Театр, музыка, литература, кинематограф – наши помощники, делающие своих истинных поклонников лучше и сильнее. А куда нам стремиться? К свету! Как завещал однажды человек, искупивший своими физическими мучениями и собственной кровью грехи современников.
Кшиштоф Пендерецкий ровно полвека назад создал грандиозное музыкально-драматическое произведение, позволяющее слушателям не просто насладиться богатым материалом, а как бы проникнуть в самую суть всего происходящего, стать частью стремительно развивающихся событий, почувствовать себя участником театрализованного действа. Должна отметить, что некоторые оркестровые фрагменты «Страстей» хлещут не менее ощутимо, чем жестокие удары плетьми, а голоса сбивают с ног, словно разбушевавшаяся стихия.
Первое в России исполнение «Страстей по Луке» прошло в рамках фестиваля хоровой музыки «Иное». Действительно, мы услышали совершенно новое произведение, захватывающее с первых секунд и не отпускающее ни на минуту. Хор здесь – яркий, полноценный участник действа. Народ, безликая толпа олицетворяется, приобретает индивидуальность и сложный, самобытный характер, выраженный в музыке, сюжете, мастерстве и безграничном таланте блестящих исполнителей.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Что же представляют собой страсти (пассионы) как вид музыкального искусства? Это сочинение вокально-драматического характера, действие которого происходит в Страстную неделю, известную также под названием Страстей Христовых. Литературная основа таких произведений основана на текстах Евангелия (в данном случае – от Луки).
Кшиштоф Пендерецкий (р.1933) работал над «Страстями по Луке» в течение четырех лет. Сочинение увидело свет в начале 1966 года, а всего через несколько месяцев было впервые исполнено. Создание этого произведения было приурочено к 700-летию кафедрального собора в немецком Мюнстере. Монументальное строение и его феноменальная акустика произвели на молодого композитора, посетившего эти места несколькими годами ранее, неизгладимое впечатление. В результате появился труд, гармонично соединивший в себе классические каноны музыкальной формы (основанные на пассионах И.С.Баха) и современные эффекты.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига буквально с головой погрузил публику в глубокий, насыщенный музыкальный материал. Каких только стилей нет в произведении К.Пендерецкого! Здесь есть и мотивы хоралов эпохи Средневековья, и многоголосие времен Ренессанса, и необычные способы звукоизвлечения, характерные для современного авангарда (ХХ век). Звуки были похожи то на рев стихии, то на крики разъяренного народа, то на удары. Сложнейшие мелодии попеременно отправляли нас в бескрайнюю пустыню, на оживленные улицы города, в торжественно-патетическую обстановку собора, в зал суда и т.д.
Хор театра «Новая Опера» был разделен на три части. Одна находилась на сцене (вместе с хором Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве), еще две расположились прямо в зрительном зале, в ложах, напротив друг друга. Мощное, гармонично-мелодическое звучание удивительным образом превращалось в хаос, свойственный огромной толпе, одержимой сиюминутным желанием и стремительно теряющей способность адекватно мыслить. Здесь мы слышали не только пение, но и неистовые крики, злобные насмешки, свист, зловещий шепот и т.д. Нежные, «ангельские» голоса детей очень эффектно «вплелись» в эту полифоническую канву.
В сложнейшие музыкальные пассажи, словно неотвратимый рок, вторгается раскатистый звук голоса чтеца-евангелиста (Дмитрий Орлов). Изначально «сторонний наблюдатель», он с каждым монологом все эмоциональнее, экспрессивнее выражает свое отношение ко всему происходящему. Кажется, еще минута – и автор текста станет соучастником событий и попытается изменить их ход.
Чистота и широта души и внутренний свет баритональной партии (Артем Гарнов) подчеркивается ярким, темпераментно окрашенным сопрано (Валерия Пфистер) и строгим, царственным басом (Евгений Ставинский). Герои, от чьих лиц поют эти голоса, всем нам прекрасно знакомы – Иисус, Мария Магдалена, Понтий Пилат и т.д.
Сила звука и музыки поглощает практически полностью. В течение всего времени звучания «Страстей по Луке» (1 час 20 минут), двух частей и 27 номеров, на второй план отходят проблемы, переживания, дела и другие неотъемлемые составляющие жизни современного человека. На целых 80 минут мыслями полностью овладевают события, происходившие около двух тысяч лет назад, изменившие ход истории и сознание людей.
Страдание, очищающее душу, делающее ее восприимчивой к добру, а сердце – к справедливости. Катарсис. Через этот процесс необходимо регулярно проходить каждому человеку. Искусство – самый лучший, верный и надежный способ достичь его. Театр, музыка, литература, кинематограф – наши помощники, делающие своих истинных поклонников лучше и сильнее. А куда нам стремиться? К свету! Как завещал однажды человек, искупивший своими физическими мучениями и собственной кровью грехи современников.
Кшиштоф Пендерецкий ровно полвека назад создал грандиозное музыкально-драматическое произведение, позволяющее слушателям не просто насладиться богатым материалом, а как бы проникнуть в самую суть всего происходящего, стать частью стремительно развивающихся событий, почувствовать себя участником театрализованного действа. Должна отметить, что некоторые оркестровые фрагменты «Страстей» хлещут не менее ощутимо, чем жестокие удары плетьми, а голоса сбивают с ног, словно разбушевавшаяся стихия.
Первое в России исполнение «Страстей по Луке» прошло в рамках фестиваля хоровой музыки «Иное». Действительно, мы услышали совершенно новое произведение, захватывающее с первых секунд и не отпускающее ни на минуту. Хор здесь – яркий, полноценный участник действа. Народ, безликая толпа олицетворяется, приобретает индивидуальность и сложный, самобытный характер, выраженный в музыке, сюжете, мастерстве и безграничном таланте блестящих исполнителей.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии