22 мая 2018 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова подарил зрителям еще одну незабываемую встречу с истинным шедевром эпохи веризма – основанном на реальных событиях сочинением Умберто Джордано «Андре Шенье» (либретто Луиджи Иллики). Несмотря на концертную форму исполнения, произведение (как и в дни Крещенского фестиваля) произвело на меня очень сильное впечатление. Артисты-виртуозы сделали образы персонажей такими естественными, что возникло устойчивое ощущение присутствия на спектакле.
Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
В ролях:
Андре Шенье, поэт – Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Графиня де Куаньи, аристократка – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Маддалена де Куаньи, ее дочь – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Шарль Жерар, слуга графини, революционер – Игорь Головатенко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Берси, мулатка, горничная Маддалены – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Пьер Флевилль, писатель, гость графини – Борис Жуков (бас);
Аббат, гость графини – Максим Остроухов (тенор);
Матье, официант в кафе, революционер – Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон);
«Щеголь», шпион революционного правительства – Антон Бочкарев (тенор);
Роше, друг Шенье – Отар Кунчулиа (бас);
Мадлон, старуха-патриотка – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Фукье-Тенвиль, обвинитель революционного трибунала – Андрей Фетисов (бас);
Шмидт, тюремщик Сен-Лазара – Александр Попов (баритон);
Мажордом графини, отец Жерара – Сергей Тарасов (бас);
Дамы, кавалеры, солдаты, судьи, народ – артисты хора.
Соло в оркестре:
Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов, скрипка);
Дмитрий Устименко (виолончель);
Мария Шапарь (английский рожок);
Людмила Янчишина (Заслуженная артистка России, арфа);
Виктор Сыч (лауреат Международного конкурса, литавры).
Революция 1789 года коренным образом изменила жизнь Франции и ее народа. Она должна была стереть границы между представителями разных социальных слоев, поставить всех людей в равные условия. Естественно, в теории все представляется идеальным, на практике же ситуация сложилась иначе. Дальнейший ход истории показал, что граждане республики жили ничуть не лучше, чем подданные королевства.
Опера У.Джордано показывает яркий фрагмент французской истории в эстетике итальянского веризма. Все очень естественно, горячо, эмоционально. Музыкальный материал таит в себе настолько живые, реалистичные картины, что образы возникают перед глазами зрителя сами собой, без помощи специфических постановочных решений. Резко контрастируют между собой и по мелодиям, и по драматургии две эпохи – аристократическая и революционная.
В первом случае мы видим легкое кокетство, игривое ребячество и изысканную галантность. Все это дополнено пышной вычурностью обстановки и костюмов (о своем негативном отношении ко всей этой роскоши юная графиня Маддалена де Куаньи говорит прямо, здесь едва заметно проявляется зарождение конфликта «отцов и детей»). А в богатых домах все громче и четче звучат голоса несогласных с таким положением в стране, желающих скорейших радикальных перемен.
Второй случай рисует нам совсем другую картину. В самом центре некогда уютного, спокойного, вальяжного Парижа неистово бьется сердце великой революции. Улочки французской столицы, по которым еще совсем недавно прогуливались мирные жители, стремительно заполнились марширующими солдатами. Теперь здесь проходят демонстрации и парады. На смену галантным, благородным, чуть легкомысленным вальсовым мелодиям приходят пафосные, торжественные, мощные марши.
Спокойствия в городе больше нет, едва ли не за каждым представителем некогда элитного сословия ведется слежка. Коварные шпионы прячутся в самых неожиданных местах, их глаза и уши неустанно добывают бесценную информацию. Вершители человеческих судеб, эти незаметные, на первый взгляд, персонажи неоднократно резко меняли направление движения корабля истории.
Персонажи оперы поделены на два лагеря. Среди них встречаются аристократы и революционеры, консерваторы и новаторы, угнетатели и угнетенные. К первому «лагерю» относится, прежде всего, графиня де Куаньи, богатая хозяйка огромного дома, живущая в достатке, не обремененная какими-либо заботами. Ее жизнь – бесконечная череда светских раутов, приемов, балов.
В отличие от своей матери, Маддалена де Куаньи идет в ногу со временем, пробует одеваться по последней моде, находится в курсе происходящего, ее мысли направлены в сторону революции как явления, которое должно существенно изменить стиль и образ жизни современного общества.
На балу в доме графини происходит серьезный конфликт между гостями (Андре Шенье, Пьер Флевилль, аббат) и слугами (Шарль Жерар, мажордом). Праздник заканчивается трагедией, делящей жизнь Маддалены на «до» и «после». Из огня пожара в графском доме возникает пламя революции. Из этого пепла должна была возникнуть новая жизнь страны, счастливая и беззаботная.
Воцарение революции привело к тому, что представители «угнетенного» класса сами превратились в угнетателей. В недавнем прошлом слуги, теперь они стали вершителями судеб своих некогда господ. Здесь будет сведено немало счетов, прежде всего, личных. Друзья станут врагами, непримиримые соперники попытаются довести свой конфликт до логичного конца.
Маддалена де Куаньи сбежала из охваченного огнем родного дома вместе со своей горничной и ближайшей подругой, мулаткой Берси. Непоколебимая верность и преданность этой девушки спасла героине жизнь. Дорога в никуда привела молодую графиню в объятия знаменитого поэта Андре Шенье, национального достояния Франции и кумира Революции.
Разве может опера существовать без лихо закрученной интриги? Нет! Вот и здесь судьбу героев во многом определяет классический любовный треугольник. Светловолосая красавица Маддалена покорила сердце слуги своей матери, будучи еще маленькой девочкой. Теперь, находясь «на коне», некогда угнетенный персонаж начинает действовать, чтобы завоевать свою прекрасную даму. Для этого, прежде всего, необходимо избавиться от соперника. За влюбленной парой неустанно следит хитрый, коварный, практически незаметный шпион по кличке «Щеголь».
Революция – суровое испытание как для целой нации, так и для отдельно взятых индивидов. Сильные духом люди выдерживают невзгоды, после чего могут продолжать спокойную, достойную жизнь. Более слабые личности «ломаются», некоторые теряют рассудок. Такая трагедия произошла со старухой-патриоткой Мадлон. Женщина потеряла сына и старшего внука, а дальнейшие события наводят на мысль, что она сошла с ума.
Шарль Жерар – слуга, коварный, мстительный, злопамятный. Ненависть к графине, не нашедшая взаимности любовь к ее дочери и тяжелая судьба отца сделали его участником революции. Несколько ложных доносов на соперника (который в недавнем прошлом был другом) должны очистить дорогу к возлюбленной. Но затем оказывается, что у этого человека большое, благородное сердце. Невероятно, но факт: он готов пожертвовать личным счастьем ради своей прекрасной дамы. Удивительный персонаж! Своими манерами и последующим поведением он оказывается куда сильнее похожим на аристократа, чем многие другие.
Музыкальный материал оперы покоряет своей силой, мощью и яркостью картин, которые возникают перед глазами практически все время – и в сольных номерах, и в дуэтах, и в ансамблях, и в массовых сценах, и в симфонических фрагментах. Неизгладимое впечатление производят голоса солистов и хора театра «Новая Опера». Бархатистая мягкость и стихийная мощь баритона Игоря Головатенко, медовая теплота сопрано Ирины Моревой, обволакивающая пряная терпкость меццо-сопрано Гаяне Бабаджанян, кокетливая беспечность меццо-сопрано Ирины Ромишевской, леденящий душу металл меццо-сопрано Татьяны Табачук, заботливо-участливая мягкость баса Отара Кунчулии и нежно-брутальный героизм тенора Михаила Губского создают эффектные штрихи к портретам героев, позволяют разобраться в их сложных характерах и взаимоотношениях.
Очень интересно изучать историю сквозь призму произведений искусства. Здесь «двигателем» важнейшего события часто становится отдельно взятая личность. Обстоятельства, как правило, вносят серьезные коррективы в характер человека, очень многое меняют в его восприятии мира и отношении к жизни.
Историческая личность в художественной обработке приобретает яркие краски, часто случается так, что эффектная ария может внести серьезные коррективы в отношение зрителя к этому человеку. Впрочем, совсем ненадолго: уже после спектакля – следствия художественного вымысла – все опять вернется на свои места.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
В ролях:
Андре Шенье, поэт – Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Графиня де Куаньи, аристократка – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Маддалена де Куаньи, ее дочь – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Шарль Жерар, слуга графини, революционер – Игорь Головатенко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Берси, мулатка, горничная Маддалены – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Пьер Флевилль, писатель, гость графини – Борис Жуков (бас);
Аббат, гость графини – Максим Остроухов (тенор);
Матье, официант в кафе, революционер – Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон);
«Щеголь», шпион революционного правительства – Антон Бочкарев (тенор);
Роше, друг Шенье – Отар Кунчулиа (бас);
Мадлон, старуха-патриотка – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Фукье-Тенвиль, обвинитель революционного трибунала – Андрей Фетисов (бас);
Шмидт, тюремщик Сен-Лазара – Александр Попов (баритон);
Мажордом графини, отец Жерара – Сергей Тарасов (бас);
Дамы, кавалеры, солдаты, судьи, народ – артисты хора.
Соло в оркестре:
Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов, скрипка);
Дмитрий Устименко (виолончель);
Мария Шапарь (английский рожок);
Людмила Янчишина (Заслуженная артистка России, арфа);
Виктор Сыч (лауреат Международного конкурса, литавры).
Революция 1789 года коренным образом изменила жизнь Франции и ее народа. Она должна была стереть границы между представителями разных социальных слоев, поставить всех людей в равные условия. Естественно, в теории все представляется идеальным, на практике же ситуация сложилась иначе. Дальнейший ход истории показал, что граждане республики жили ничуть не лучше, чем подданные королевства.
Опера У.Джордано показывает яркий фрагмент французской истории в эстетике итальянского веризма. Все очень естественно, горячо, эмоционально. Музыкальный материал таит в себе настолько живые, реалистичные картины, что образы возникают перед глазами зрителя сами собой, без помощи специфических постановочных решений. Резко контрастируют между собой и по мелодиям, и по драматургии две эпохи – аристократическая и революционная.
В первом случае мы видим легкое кокетство, игривое ребячество и изысканную галантность. Все это дополнено пышной вычурностью обстановки и костюмов (о своем негативном отношении ко всей этой роскоши юная графиня Маддалена де Куаньи говорит прямо, здесь едва заметно проявляется зарождение конфликта «отцов и детей»). А в богатых домах все громче и четче звучат голоса несогласных с таким положением в стране, желающих скорейших радикальных перемен.
Второй случай рисует нам совсем другую картину. В самом центре некогда уютного, спокойного, вальяжного Парижа неистово бьется сердце великой революции. Улочки французской столицы, по которым еще совсем недавно прогуливались мирные жители, стремительно заполнились марширующими солдатами. Теперь здесь проходят демонстрации и парады. На смену галантным, благородным, чуть легкомысленным вальсовым мелодиям приходят пафосные, торжественные, мощные марши.
Спокойствия в городе больше нет, едва ли не за каждым представителем некогда элитного сословия ведется слежка. Коварные шпионы прячутся в самых неожиданных местах, их глаза и уши неустанно добывают бесценную информацию. Вершители человеческих судеб, эти незаметные, на первый взгляд, персонажи неоднократно резко меняли направление движения корабля истории.
Персонажи оперы поделены на два лагеря. Среди них встречаются аристократы и революционеры, консерваторы и новаторы, угнетатели и угнетенные. К первому «лагерю» относится, прежде всего, графиня де Куаньи, богатая хозяйка огромного дома, живущая в достатке, не обремененная какими-либо заботами. Ее жизнь – бесконечная череда светских раутов, приемов, балов.
В отличие от своей матери, Маддалена де Куаньи идет в ногу со временем, пробует одеваться по последней моде, находится в курсе происходящего, ее мысли направлены в сторону революции как явления, которое должно существенно изменить стиль и образ жизни современного общества.
На балу в доме графини происходит серьезный конфликт между гостями (Андре Шенье, Пьер Флевилль, аббат) и слугами (Шарль Жерар, мажордом). Праздник заканчивается трагедией, делящей жизнь Маддалены на «до» и «после». Из огня пожара в графском доме возникает пламя революции. Из этого пепла должна была возникнуть новая жизнь страны, счастливая и беззаботная.
Воцарение революции привело к тому, что представители «угнетенного» класса сами превратились в угнетателей. В недавнем прошлом слуги, теперь они стали вершителями судеб своих некогда господ. Здесь будет сведено немало счетов, прежде всего, личных. Друзья станут врагами, непримиримые соперники попытаются довести свой конфликт до логичного конца.
Маддалена де Куаньи сбежала из охваченного огнем родного дома вместе со своей горничной и ближайшей подругой, мулаткой Берси. Непоколебимая верность и преданность этой девушки спасла героине жизнь. Дорога в никуда привела молодую графиню в объятия знаменитого поэта Андре Шенье, национального достояния Франции и кумира Революции.
Разве может опера существовать без лихо закрученной интриги? Нет! Вот и здесь судьбу героев во многом определяет классический любовный треугольник. Светловолосая красавица Маддалена покорила сердце слуги своей матери, будучи еще маленькой девочкой. Теперь, находясь «на коне», некогда угнетенный персонаж начинает действовать, чтобы завоевать свою прекрасную даму. Для этого, прежде всего, необходимо избавиться от соперника. За влюбленной парой неустанно следит хитрый, коварный, практически незаметный шпион по кличке «Щеголь».
Революция – суровое испытание как для целой нации, так и для отдельно взятых индивидов. Сильные духом люди выдерживают невзгоды, после чего могут продолжать спокойную, достойную жизнь. Более слабые личности «ломаются», некоторые теряют рассудок. Такая трагедия произошла со старухой-патриоткой Мадлон. Женщина потеряла сына и старшего внука, а дальнейшие события наводят на мысль, что она сошла с ума.
Шарль Жерар – слуга, коварный, мстительный, злопамятный. Ненависть к графине, не нашедшая взаимности любовь к ее дочери и тяжелая судьба отца сделали его участником революции. Несколько ложных доносов на соперника (который в недавнем прошлом был другом) должны очистить дорогу к возлюбленной. Но затем оказывается, что у этого человека большое, благородное сердце. Невероятно, но факт: он готов пожертвовать личным счастьем ради своей прекрасной дамы. Удивительный персонаж! Своими манерами и последующим поведением он оказывается куда сильнее похожим на аристократа, чем многие другие.
Музыкальный материал оперы покоряет своей силой, мощью и яркостью картин, которые возникают перед глазами практически все время – и в сольных номерах, и в дуэтах, и в ансамблях, и в массовых сценах, и в симфонических фрагментах. Неизгладимое впечатление производят голоса солистов и хора театра «Новая Опера». Бархатистая мягкость и стихийная мощь баритона Игоря Головатенко, медовая теплота сопрано Ирины Моревой, обволакивающая пряная терпкость меццо-сопрано Гаяне Бабаджанян, кокетливая беспечность меццо-сопрано Ирины Ромишевской, леденящий душу металл меццо-сопрано Татьяны Табачук, заботливо-участливая мягкость баса Отара Кунчулии и нежно-брутальный героизм тенора Михаила Губского создают эффектные штрихи к портретам героев, позволяют разобраться в их сложных характерах и взаимоотношениях.
Очень интересно изучать историю сквозь призму произведений искусства. Здесь «двигателем» важнейшего события часто становится отдельно взятая личность. Обстоятельства, как правило, вносят серьезные коррективы в характер человека, очень многое меняют в его восприятии мира и отношении к жизни.
Историческая личность в художественной обработке приобретает яркие краски, часто случается так, что эффектная ария может внести серьезные коррективы в отношение зрителя к этому человеку. Впрочем, совсем ненадолго: уже после спектакля – следствия художественного вымысла – все опять вернется на свои места.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии