Крещенский фестиваль в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова дает зрителям уникальную возможность услышать редко звучащие на отечественных подмостках шедевры мирового музыкального театра. В нынешнем году грандиозный праздничный марафон проходит под заголовком «Итальянские оперные вечера».
26 января 2018 года на сцене «Новой Оперы» прозвучала опера итальянского композитора Умберто Джордано (1867 – 1948) «Андре Шенье» (1896). Либретто Луиджи Иллики основано на описаниях последних лет жизни французского поэта Андре Шенье, совпавших с годами Великой Французской Буржуазной Революции. Художественное произведение не требует исторической достоверности, возможны небольшие погрешности.
Парадно-торжественное, не перегруженное модными специфическими режиссерскими концепциями концертное исполнение позволяет целиком и полностью сосредоточиться на музыкально-драматическом материале, внимательно вслушаться и попытаться разглядеть и прочувствовать те образы, какие вложили в свое сочинение авторы.
Дирижер – Фабио Мастранджело. Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
В ролях:
Андре Шенье, поэт – Нажмиддин Мавлянов (тенор);
Графиня де Куаньи, аристократка – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Маддалена де Куаньи, ее дочь – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Шарль Жерар, слуга графини, революционер – Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Берси, мулатка, горничная Маддалены – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Пьер Флевилль, писатель, гость графини – Борис Жуков (бас);
Аббат, гость графини – Максим Остроухов (тенор);
Матье, официант в кафе, революционер – Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон);
«Щеголь», шпион революционного правительства – Антон Бочкарев (тенор);
Роше, друг Шенье – Отар Кунчулиа (бас);
Мадлон, старуха-патриотка – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Фукье-Тенвиль, обвинитель революционного трибунала – Андрей Фетисов (бас);
Шмидт, тюремщик Сен-Лазара – Александр Попов (баритон);
Мажордом графини, отец Жерара – Сергей Тарасов (бас).
Соло в оркестре:
Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов, скрипка);
Дмитрий Устименко (виолончель);
Мария Шапарь (английский рожок);
Людмила Янчишина (Заслуженная артистка России, арфа);
Виктор Сыч (лауреат Международного конкурса, литавры).
Концертное исполнение оперы не предполагает масштабной сценографии. Декорации в таких случаях встречаются крайне редко, в этот раз оформление ограничилось тем, что задник сцены «Новой Оперы» при помощи игры света был превращен во французский триколор. Несмотря на это, в течение всего вечера мне казалось, что мы смотрим полноценный спектакль. Симфонический оркестр театра под управлением Фабио Мастранджело рисовал очень яркие, живописные картины.
Сперва перед глазами возникали интерьеры богатого аристократического дома, где все уже почти готово для наплыва гостей, среди которых – друзья семьи, полезные знакомые и модные деятели культуры и искусства.
А что дальше? Революция! Теперь в мелодиях слышались совершенно другие мотивы и настроения. Излишне пафосные, торжественные речи, марши, парады, постоянные стычки и кровопролитные сражения. А затем – суды, заключение под стражу и… трибунал!
Темы Любви и Революции проходят через весь спектакль. Наиболее глубокий отпечаток они накладывают на личности трех центральных персонажей – Андре Шенье, Маддалену де Куаньи и Шарля Жерара. Представители двух социальных слоев, они уже в самом начале произведения (на дореволюционном этапе) жаждут серьезных перемен в жизни.
Андре Шенье – личность реальная, историческая. Поэт-аристократ, журналист и политический деятель, он стал одной из многочисленных жертв политического террора. Детство его прошло в Париже. С самых юных лет Шенье общался с известными поэтами, художниками, писателями, учеными и общественными деятелями – гостями салона его матери. Учился за границей, готовился к работе в Англии. Возвращение поэта на родину случилось в 1789 году, и он мгновенно оказался вовлечен в водоворот событий. Жизнь молодой талантливой творческой личности оказалась недолгой: в 1794 году Андре был казнен, не дожив до 32 лет.
Заглавный персонаж оперы в исполнении Нажмиддина Мавлянова – гармоничное сочетание двух «половинок» одной личности. С одной стороны, мы увидели талантливую творческую личность с тонкой, ранимой душой, находящейся в непрерывном полете. Его вдохновляют сильные впечатления, светлые чувства, красота и свет. С другой стороны, этот герой – смелый патриот, отважный, отчаянный, что добавляет образу глубину и драматизм. «Чтение» стихов собственного сочинения, превращенное композитором в прекрасную арию, преображает поэта, кажется, в его голосе появляется что-то хрустальное, прозрачное, неземное. Тот же эффект оказывает на персонажа и его общение с возлюбленной.
Шенье-революционер – совсем другая личность. Это решительный, но вдумчивый человек, что воплощается не только в жестких, стальных нотках в голосе, но и в плодах профессиональной деятельности поэта.
Ирина Морева предстала в образе юной аристократки Маддалены де Куаньи. Молодая графиня уже в самом начале оперы, собираясь на праздник, демонстрирует революционный настрой: девушка готова появиться перед гостями, одетая без учета требований моды, в свободном белом платье и с розой в волосах.
В течение спектакля героиня терпит лишения и не раз попадает в беду. Что подкрепляет ее силы? Любовь к Андре Шенье. Боль и отчаяние, страх и унижения, горе и болезнь – чего только не пришлось испытать Маддалене! Голос ее полон искренних чувств и безграничного тепла. Влюбленная барышня готова пойти на все, чтобы вырвать опального поэта из рук военного трибунала. Решимость ее крепнет, облик становится все более смелым.
Третья ключевая фигура оперы – Шарль Жерар, сначала слуга в доме де Куаньи, затем – революционер. Этот человек ненавидит своих работодателей - богатых аристократов, на которых всю жизнь работал его отец, а теперь он сам вынужден быть в услужении у представителей «правящего» класса.
Дальше месье Жерара ждет совершенно иная деятельность. Теперь он находится среди вершителей судеб тех, на кого раньше приходилось работать. Но существует одно важное обстоятельство: еще работая в семье де Куаньи, он влюбился в Маддалену. С течением времени характер его чувств не изменился. Вот и приходит сюжет к классическому любовному треугольнику.
Сергей Мурзаев представил образ человека думающего, образованного, принимающего близко к сердцу те обстоятельства, которые вынуждают его и его престарелого отца работать на представителей ненавистного класса. Мощный, глубокий голос передает нюансы сложной, многогранной личности Шарля Жерара. Несмотря на «низкое» происхождение, этот человек не лишен благородства. Он умеет любить, ценит дружбу, не поддается одолевающей его «животной» страсти и до самого конца пытается спасти друга, попавшего (не без его помощи) в беду.
Абсолютно разные по темпераменту образы создали три солистки меццо-сопрано.
Татьяна Табачук исполнила партию гордой, величественной графини де Куаньи, представительницы «старой» аристократии, такой, какой больше никогда не будет. Этой героине в либретто оперы уготован едва ли не самый короткий век.
Гаяне Бабаджанян предстала в образе Берси, сперва горничной Маддалены, затем – ее подруги. Молодую мулатку отличают такие личностные качества, как верность, преданность и готовность пожертвовать собой ради близкого человека.
Маргарита Некрасова исполнила партию Мадлон, старой женщины, по настроению и образу мышления – радикальной патриотки. У этой героини Революция отняла все, в том числе – семью, дом и средства к существованию. Несмотря ни на что, она готова пожертвовать на нужды безжалостной политической машины самое дорогое, что у нее осталось – единственного юного внука.
Очень интересные личности, яркие творческие натуры побывали на празднике у графини де Куаньи, в их числе писатель Пьер Флевилль (Борис Жуков) и аббат (Максим Остроухов).
Особенная группа революционеров – шпионы. В опере «Андре Шенье» такой персонаж также имеется. Таинственная личность, скрывающаяся под кличкой «Щеголь» (Антон Бочкарев) отличается хитростью и коварством. Такой человек привык «глядеть в оба» и держать «ушки на макушке». Он может быть всяким – строгим и беспечным, обаятельным и неприятным, излишне веселым и эмоционально напряженным. Это – прирожденный актер, незаметный в толпе и неизменно попадающий в самый центр событий.
Фатальная, сокрушающая сила, разбушевавшаяся стихия лучше всего определяет образ Фукье-Тенвиля (Андрей Фетисов), обвинителя революционного трибунала, вершителя судеб «врагов народа», многочисленных арестантов и пленников.
Революция – непростое время, когда совершенно необходима теплая поддержка. Заглавный персонаж получил ее от своего давнего друга Роше (Отар Кунчулиа). Но мудрый совет – покинуть Париж как можно скорее – прошел мимо влюбленного поэта, ожидающего весточки от своей Прекрасной Дамы.
Не остались незамеченными и исполнители небольших партий революционно настроенного официанта кафе Матье – Сергей Шеремет, тюремщика Сен-Лазара Шмидта – Александр Попов и мажордома графини, по совместительству отца Жерара – Сергей Тарасов.
Артисты хора выступили в образах дам, кавалеров, солдат, судей и представителей народа. Сторонние наблюдатели и непосредственные участники событий, мощной полифонией они создавали эффект присутствия на светском приеме в высшем обществе, на поле сражения, в здании трибунала, на центральных площадях Парижа и так далее.
Концертное исполнение оперы У.Джордано «Андре Шенье» стало одним из ярчайших событий нынешнего Крещенского фестиваля в «Новой Опере». Фрагмент французской истории, рассказанный в эстетике итальянского веризма, произвел сильнейшее впечатление, наполнил сильными эмоциями и яркими музыкально-драматическими красками.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
26 января 2018 года на сцене «Новой Оперы» прозвучала опера итальянского композитора Умберто Джордано (1867 – 1948) «Андре Шенье» (1896). Либретто Луиджи Иллики основано на описаниях последних лет жизни французского поэта Андре Шенье, совпавших с годами Великой Французской Буржуазной Революции. Художественное произведение не требует исторической достоверности, возможны небольшие погрешности.
Парадно-торжественное, не перегруженное модными специфическими режиссерскими концепциями концертное исполнение позволяет целиком и полностью сосредоточиться на музыкально-драматическом материале, внимательно вслушаться и попытаться разглядеть и прочувствовать те образы, какие вложили в свое сочинение авторы.
Дирижер – Фабио Мастранджело. Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
В ролях:
Андре Шенье, поэт – Нажмиддин Мавлянов (тенор);
Графиня де Куаньи, аристократка – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Маддалена де Куаньи, ее дочь – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Шарль Жерар, слуга графини, революционер – Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Берси, мулатка, горничная Маддалены – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Пьер Флевилль, писатель, гость графини – Борис Жуков (бас);
Аббат, гость графини – Максим Остроухов (тенор);
Матье, официант в кафе, революционер – Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон);
«Щеголь», шпион революционного правительства – Антон Бочкарев (тенор);
Роше, друг Шенье – Отар Кунчулиа (бас);
Мадлон, старуха-патриотка – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Фукье-Тенвиль, обвинитель революционного трибунала – Андрей Фетисов (бас);
Шмидт, тюремщик Сен-Лазара – Александр Попов (баритон);
Мажордом графини, отец Жерара – Сергей Тарасов (бас).
Соло в оркестре:
Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов, скрипка);
Дмитрий Устименко (виолончель);
Мария Шапарь (английский рожок);
Людмила Янчишина (Заслуженная артистка России, арфа);
Виктор Сыч (лауреат Международного конкурса, литавры).
Концертное исполнение оперы не предполагает масштабной сценографии. Декорации в таких случаях встречаются крайне редко, в этот раз оформление ограничилось тем, что задник сцены «Новой Оперы» при помощи игры света был превращен во французский триколор. Несмотря на это, в течение всего вечера мне казалось, что мы смотрим полноценный спектакль. Симфонический оркестр театра под управлением Фабио Мастранджело рисовал очень яркие, живописные картины.
Сперва перед глазами возникали интерьеры богатого аристократического дома, где все уже почти готово для наплыва гостей, среди которых – друзья семьи, полезные знакомые и модные деятели культуры и искусства.
А что дальше? Революция! Теперь в мелодиях слышались совершенно другие мотивы и настроения. Излишне пафосные, торжественные речи, марши, парады, постоянные стычки и кровопролитные сражения. А затем – суды, заключение под стражу и… трибунал!
Темы Любви и Революции проходят через весь спектакль. Наиболее глубокий отпечаток они накладывают на личности трех центральных персонажей – Андре Шенье, Маддалену де Куаньи и Шарля Жерара. Представители двух социальных слоев, они уже в самом начале произведения (на дореволюционном этапе) жаждут серьезных перемен в жизни.
Андре Шенье – личность реальная, историческая. Поэт-аристократ, журналист и политический деятель, он стал одной из многочисленных жертв политического террора. Детство его прошло в Париже. С самых юных лет Шенье общался с известными поэтами, художниками, писателями, учеными и общественными деятелями – гостями салона его матери. Учился за границей, готовился к работе в Англии. Возвращение поэта на родину случилось в 1789 году, и он мгновенно оказался вовлечен в водоворот событий. Жизнь молодой талантливой творческой личности оказалась недолгой: в 1794 году Андре был казнен, не дожив до 32 лет.
Заглавный персонаж оперы в исполнении Нажмиддина Мавлянова – гармоничное сочетание двух «половинок» одной личности. С одной стороны, мы увидели талантливую творческую личность с тонкой, ранимой душой, находящейся в непрерывном полете. Его вдохновляют сильные впечатления, светлые чувства, красота и свет. С другой стороны, этот герой – смелый патриот, отважный, отчаянный, что добавляет образу глубину и драматизм. «Чтение» стихов собственного сочинения, превращенное композитором в прекрасную арию, преображает поэта, кажется, в его голосе появляется что-то хрустальное, прозрачное, неземное. Тот же эффект оказывает на персонажа и его общение с возлюбленной.
Шенье-революционер – совсем другая личность. Это решительный, но вдумчивый человек, что воплощается не только в жестких, стальных нотках в голосе, но и в плодах профессиональной деятельности поэта.
Ирина Морева предстала в образе юной аристократки Маддалены де Куаньи. Молодая графиня уже в самом начале оперы, собираясь на праздник, демонстрирует революционный настрой: девушка готова появиться перед гостями, одетая без учета требований моды, в свободном белом платье и с розой в волосах.
В течение спектакля героиня терпит лишения и не раз попадает в беду. Что подкрепляет ее силы? Любовь к Андре Шенье. Боль и отчаяние, страх и унижения, горе и болезнь – чего только не пришлось испытать Маддалене! Голос ее полон искренних чувств и безграничного тепла. Влюбленная барышня готова пойти на все, чтобы вырвать опального поэта из рук военного трибунала. Решимость ее крепнет, облик становится все более смелым.
Третья ключевая фигура оперы – Шарль Жерар, сначала слуга в доме де Куаньи, затем – революционер. Этот человек ненавидит своих работодателей - богатых аристократов, на которых всю жизнь работал его отец, а теперь он сам вынужден быть в услужении у представителей «правящего» класса.
Дальше месье Жерара ждет совершенно иная деятельность. Теперь он находится среди вершителей судеб тех, на кого раньше приходилось работать. Но существует одно важное обстоятельство: еще работая в семье де Куаньи, он влюбился в Маддалену. С течением времени характер его чувств не изменился. Вот и приходит сюжет к классическому любовному треугольнику.
Сергей Мурзаев представил образ человека думающего, образованного, принимающего близко к сердцу те обстоятельства, которые вынуждают его и его престарелого отца работать на представителей ненавистного класса. Мощный, глубокий голос передает нюансы сложной, многогранной личности Шарля Жерара. Несмотря на «низкое» происхождение, этот человек не лишен благородства. Он умеет любить, ценит дружбу, не поддается одолевающей его «животной» страсти и до самого конца пытается спасти друга, попавшего (не без его помощи) в беду.
Абсолютно разные по темпераменту образы создали три солистки меццо-сопрано.
Татьяна Табачук исполнила партию гордой, величественной графини де Куаньи, представительницы «старой» аристократии, такой, какой больше никогда не будет. Этой героине в либретто оперы уготован едва ли не самый короткий век.
Гаяне Бабаджанян предстала в образе Берси, сперва горничной Маддалены, затем – ее подруги. Молодую мулатку отличают такие личностные качества, как верность, преданность и готовность пожертвовать собой ради близкого человека.
Маргарита Некрасова исполнила партию Мадлон, старой женщины, по настроению и образу мышления – радикальной патриотки. У этой героини Революция отняла все, в том числе – семью, дом и средства к существованию. Несмотря ни на что, она готова пожертвовать на нужды безжалостной политической машины самое дорогое, что у нее осталось – единственного юного внука.
Очень интересные личности, яркие творческие натуры побывали на празднике у графини де Куаньи, в их числе писатель Пьер Флевилль (Борис Жуков) и аббат (Максим Остроухов).
Особенная группа революционеров – шпионы. В опере «Андре Шенье» такой персонаж также имеется. Таинственная личность, скрывающаяся под кличкой «Щеголь» (Антон Бочкарев) отличается хитростью и коварством. Такой человек привык «глядеть в оба» и держать «ушки на макушке». Он может быть всяким – строгим и беспечным, обаятельным и неприятным, излишне веселым и эмоционально напряженным. Это – прирожденный актер, незаметный в толпе и неизменно попадающий в самый центр событий.
Фатальная, сокрушающая сила, разбушевавшаяся стихия лучше всего определяет образ Фукье-Тенвиля (Андрей Фетисов), обвинителя революционного трибунала, вершителя судеб «врагов народа», многочисленных арестантов и пленников.
Революция – непростое время, когда совершенно необходима теплая поддержка. Заглавный персонаж получил ее от своего давнего друга Роше (Отар Кунчулиа). Но мудрый совет – покинуть Париж как можно скорее – прошел мимо влюбленного поэта, ожидающего весточки от своей Прекрасной Дамы.
Не остались незамеченными и исполнители небольших партий революционно настроенного официанта кафе Матье – Сергей Шеремет, тюремщика Сен-Лазара Шмидта – Александр Попов и мажордома графини, по совместительству отца Жерара – Сергей Тарасов.
Артисты хора выступили в образах дам, кавалеров, солдат, судей и представителей народа. Сторонние наблюдатели и непосредственные участники событий, мощной полифонией они создавали эффект присутствия на светском приеме в высшем обществе, на поле сражения, в здании трибунала, на центральных площадях Парижа и так далее.
Концертное исполнение оперы У.Джордано «Андре Шенье» стало одним из ярчайших событий нынешнего Крещенского фестиваля в «Новой Опере». Фрагмент французской истории, рассказанный в эстетике итальянского веризма, произвел сильнейшее впечатление, наполнил сильными эмоциями и яркими музыкально-драматическими красками.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии