28 февраля 2020 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел концерт «Любимые арии». Хиты и раритеты из сочинений русских и зарубежных композиторов от барокко до современности звучали в камерном формате – в исполнении голоса и рояля.
Солисты:
Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Ксения Нестеренко (лауреат Международных конкурсов, победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», сопрано);
Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, меццо-сопрано);
Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Отар Кунчулиа (бас).
Партия фортепиано:
Дмитрий Сибирцев (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Национальное достояние», лауреат премии Фонда Ирины Архиповой);
Анна Ситникова (дипломант Международного конкурса).
Режиссер:
Михаил Анестратенко.
Первое отделение:
В.А.Моцарт. «Свадьба Фигаро» (1786).
Ария Графа. Солист: Илья Кузьмин. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
В.А.Моцарт. «Волшебная флейта» (1791).
Ария Памины. Солистка: Ксения Нестренко. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Ж.Бизе. «Искатели жемчуга» (1863).
Романс Надира. Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Ж.Массне. «Вертер» (1892).
Сцена Шарлотты с письмами. Солистка: Валерия Пфистер. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Г.Ф.Гендель. «Альцина» (1735).
Ария Альцины. Солистка: Мария Буйносова. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
М.И.Глинка. «Жизнь за царя» (1836).
Ария Сусанина. Солист: Владимир Кудашев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
М.П.Мусоргский. «Хованщина» (1886).
Сцена гадания Марфы. Солистка: Юлия Меннибаева. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
С.В.Рахманинов. «Алеко» (1893).
Каватина Алеко. Солист: Сергей Мурзаев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Ж.Бизе. «Кармен» (1875).
Хабанера. Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
А.Бойто. «Мефистофель» (1868).
Ария Мефистофеля (со свистом). Солист: Отар Кунчулиа. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Второе отделение:
Г.Доницетти. «Дон Паскуале» (1843).
Ария Норины. Солистка: Мария Буйносова. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Р.Вагнер. «Тангейзер» (1845).
Романс Вольфрама. Солист: Илья Кузьмин. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Дж.Верди. «Разбойники» (1847).
Ария Амалии. Солистка: Ксения Нестеренко. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
К.Сен-Санс. «Самсон и Далила» (1877).
Ария Далилы. Солистка: Юлия Меннибаева. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
У.Джордано. «Андре Шенье» (1896).
Ария Жерара (из I действия). Солист: Сергей Мурзаев. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Дж.Верди. «Дон Карлос» (1895).
Ария Эболи. Солистка: Валерия Пфистер. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Э.Направник. «Дубровский» (1895).
Романс Дубровского. Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
М.М.Ипполитов-Иванов. «Ася» (1900).
Песня Старого Бурша. Солист: Владимир Кудашев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Р.К.Щедрин. «Не только любовь» (1961).
Песня и частушки Варвары. Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Дж.Гершвин. «Порги и Бесс» (1935).
Песенка Порги. Солист: Отар Кунчулиа. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
В.А.Моцарт. «Волшебная флейта» (1791).
Дуэт Папагены и Папагено. Солисты: Ксения Нестеренко, Илья Кузьмин. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Главная героиня вечера – оперная ария. Что это такое? Музыкальная энциклопедия утверждает, что это вокальное сочинение для одного голоса с аккомпанементом, являющееся, по сути, аналогом вербальному монологу в драматическом спектакле. Является неотъемлемой составной частью оперы, оперетты, мюзикла, а также широкого круга произведений кантатно-ораториального жанра.
В программе концерта были представлены арии из опер разных эпох, от классицизма (В.А.Моцарт) до веризма (У.Джордано, С.В.Рахманинов), от барокко (Г.Ф.Гендель) до ХХ века (Дж.Гершвин, Р.К.Щедрин), от бельканто (Г.Доницетти) до романтизма (Ж.Бизе, Ж.Массне, Р.Вагнер, М.П.Мусоргский, М.И.Глинка и др.).
Ария – монолог, откровение, признание. В каждом таком эпизоде оперного спектакля у зрителей появляется возможность понять, что заставило героя совершить тот или иной поступок, решиться на некое действие, за которым порой следует важнейший поворот сюжета. Персонаж во время исполнения сольного фрагмента часто находится на сцене в одиночестве. Но один ли он? Ведь мыслями и чувствами своими герои делятся с публикой при участии огромного коллектива – симфонического оркестра, который создает непередаваемую, потрясающую атмосферу.
Концерт «Любимые арии» прошел в камерном формате. Веселые и грустные, благородные и коварные, светлые и мрачные, возвышенные и приземленные, романтические и героические монологи персонажей превратились в диалоги голоса и фортепиано. Каждый эпизод получился глубоким, вдумчивым, насыщенным музыкально-драматическими красками. Казалось, льющаяся мелодия поддерживала каждую фразу, тонко успокаивала, деликатно поддерживала, моментами резко возражала.
В музыкальном материале заключены мотивы хрупкости и нежности, ярости и агрессии, любви и ненависти, верности и предательства, ревности и коварства, дружбы и смелости, самобытности и одиночества. Мелодии углубляют образ, делают его максимально естественным, объемным, живым.
Каждый солист представил по два образа, рожденных в разных странах и эпохах:
Мария Буйносова – сладкоголосая, коварная волшебница Альцина с красивейшей барочной арией и кокетливая, обаятельная, хитрая молодая красавица Норина с виртуозным монологом бельканто;
Ксения Нестеренко – глубоко лирическая, нежная, классическая героиня Памина и опечаленная, скорбящая романтическая графиня Амалия;
Анастасия Лепешинская – горячая, страстная, чувственная, околдовывающая, пленяющая цыганка Кармен и сильная, искренняя, темпераментная, волевая председательница колхоза Варвара;
Юлия Меннибаева – завораживающая, приковывающая к себе взгляд, потрясающая до глубины души, пугающая гадалка-раскольница Марфа и чувственная, сильная, яркая, харизматичная жрица Далила;
Валерия Пфистер – романтически-возвышенная, печальная, трепещущая, взволнованная Шарлотта и страстная, неукротимая, глубоко несчастная красавица Эболи;
Станислав Мостовой – лирически-изысканный, мужественно-светлый, нежный охотник Надир и элегически-романтичный Дубровский;
Илья Кузьмин – разгневанный, ревнивый, темпераментный самодур граф Альмавива и благородный, романтичный, завораживающий своим пением рыцарь Вольфрам фон Эшенбах;
Сергей Мурзаев – одинокий, страдающий, неустанно странствующий в поисках лучшей участи, находящийся в дисгармонии со своим внутренним миром Алеко и неудовлетворенный обстоятельствами и условиями своей жизни слуга Шарль Жерар;
Владимир Кудашев – готовящийся принять смерть русский герой-крестьянин Иван Сусанин и веселый, неунывающий, харизматичный старый бурш – любитель вакханалий;
Отар Кунчулиа – оглушительно свистящий Мефистофель и безногий нищий Порги.
В завершении концерта прозвучал один дуэт – веселый диалог в стиле венского классицизма между Папагеной (Ксения Нестеренко) и Папагено (Илья Кузьмин). Комические персонажи оперы «Волшебная флейта» мечтают о прекрасном, светлом будущем, когда у них появится много чудесных ребятишек.
За более, чем 400 лет своего существования опера подарила любителям музыкального театра немало фрагментов, давно уже признанных шедеврами и получивших множество поклонников по всему миру. Их интересно слушать как в спектакле, так и в качестве концертных номеров, как в торжественно-парадном сопровождении симфонического оркестра, так и при условно аскетичной поддержке фортепиано.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Солисты:
Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Ксения Нестеренко (лауреат Международных конкурсов, победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», сопрано);
Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, меццо-сопрано);
Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон);
Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Отар Кунчулиа (бас).
Партия фортепиано:
Дмитрий Сибирцев (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Национальное достояние», лауреат премии Фонда Ирины Архиповой);
Анна Ситникова (дипломант Международного конкурса).
Режиссер:
Михаил Анестратенко.
Первое отделение:
В.А.Моцарт. «Свадьба Фигаро» (1786).
Ария Графа. Солист: Илья Кузьмин. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
В.А.Моцарт. «Волшебная флейта» (1791).
Ария Памины. Солистка: Ксения Нестренко. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Ж.Бизе. «Искатели жемчуга» (1863).
Романс Надира. Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Ж.Массне. «Вертер» (1892).
Сцена Шарлотты с письмами. Солистка: Валерия Пфистер. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Г.Ф.Гендель. «Альцина» (1735).
Ария Альцины. Солистка: Мария Буйносова. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
М.И.Глинка. «Жизнь за царя» (1836).
Ария Сусанина. Солист: Владимир Кудашев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
М.П.Мусоргский. «Хованщина» (1886).
Сцена гадания Марфы. Солистка: Юлия Меннибаева. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
С.В.Рахманинов. «Алеко» (1893).
Каватина Алеко. Солист: Сергей Мурзаев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Ж.Бизе. «Кармен» (1875).
Хабанера. Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
А.Бойто. «Мефистофель» (1868).
Ария Мефистофеля (со свистом). Солист: Отар Кунчулиа. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Второе отделение:
Г.Доницетти. «Дон Паскуале» (1843).
Ария Норины. Солистка: Мария Буйносова. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Р.Вагнер. «Тангейзер» (1845).
Романс Вольфрама. Солист: Илья Кузьмин. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Дж.Верди. «Разбойники» (1847).
Ария Амалии. Солистка: Ксения Нестеренко. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
К.Сен-Санс. «Самсон и Далила» (1877).
Ария Далилы. Солистка: Юлия Меннибаева. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
У.Джордано. «Андре Шенье» (1896).
Ария Жерара (из I действия). Солист: Сергей Мурзаев. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Дж.Верди. «Дон Карлос» (1895).
Ария Эболи. Солистка: Валерия Пфистер. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Э.Направник. «Дубровский» (1895).
Романс Дубровского. Солист: Станислав Мостовой. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
М.М.Ипполитов-Иванов. «Ася» (1900).
Песня Старого Бурша. Солист: Владимир Кудашев. Партия фортепиано: Дмитрий Сибирцев.
Р.К.Щедрин. «Не только любовь» (1961).
Песня и частушки Варвары. Солистка: Анастасия Лепешинская. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Дж.Гершвин. «Порги и Бесс» (1935).
Песенка Порги. Солист: Отар Кунчулиа. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
В.А.Моцарт. «Волшебная флейта» (1791).
Дуэт Папагены и Папагено. Солисты: Ксения Нестеренко, Илья Кузьмин. Партия фортепиано: Анна Ситникова.
Главная героиня вечера – оперная ария. Что это такое? Музыкальная энциклопедия утверждает, что это вокальное сочинение для одного голоса с аккомпанементом, являющееся, по сути, аналогом вербальному монологу в драматическом спектакле. Является неотъемлемой составной частью оперы, оперетты, мюзикла, а также широкого круга произведений кантатно-ораториального жанра.
В программе концерта были представлены арии из опер разных эпох, от классицизма (В.А.Моцарт) до веризма (У.Джордано, С.В.Рахманинов), от барокко (Г.Ф.Гендель) до ХХ века (Дж.Гершвин, Р.К.Щедрин), от бельканто (Г.Доницетти) до романтизма (Ж.Бизе, Ж.Массне, Р.Вагнер, М.П.Мусоргский, М.И.Глинка и др.).
Ария – монолог, откровение, признание. В каждом таком эпизоде оперного спектакля у зрителей появляется возможность понять, что заставило героя совершить тот или иной поступок, решиться на некое действие, за которым порой следует важнейший поворот сюжета. Персонаж во время исполнения сольного фрагмента часто находится на сцене в одиночестве. Но один ли он? Ведь мыслями и чувствами своими герои делятся с публикой при участии огромного коллектива – симфонического оркестра, который создает непередаваемую, потрясающую атмосферу.
Концерт «Любимые арии» прошел в камерном формате. Веселые и грустные, благородные и коварные, светлые и мрачные, возвышенные и приземленные, романтические и героические монологи персонажей превратились в диалоги голоса и фортепиано. Каждый эпизод получился глубоким, вдумчивым, насыщенным музыкально-драматическими красками. Казалось, льющаяся мелодия поддерживала каждую фразу, тонко успокаивала, деликатно поддерживала, моментами резко возражала.
В музыкальном материале заключены мотивы хрупкости и нежности, ярости и агрессии, любви и ненависти, верности и предательства, ревности и коварства, дружбы и смелости, самобытности и одиночества. Мелодии углубляют образ, делают его максимально естественным, объемным, живым.
Каждый солист представил по два образа, рожденных в разных странах и эпохах:
Мария Буйносова – сладкоголосая, коварная волшебница Альцина с красивейшей барочной арией и кокетливая, обаятельная, хитрая молодая красавица Норина с виртуозным монологом бельканто;
Ксения Нестеренко – глубоко лирическая, нежная, классическая героиня Памина и опечаленная, скорбящая романтическая графиня Амалия;
Анастасия Лепешинская – горячая, страстная, чувственная, околдовывающая, пленяющая цыганка Кармен и сильная, искренняя, темпераментная, волевая председательница колхоза Варвара;
Юлия Меннибаева – завораживающая, приковывающая к себе взгляд, потрясающая до глубины души, пугающая гадалка-раскольница Марфа и чувственная, сильная, яркая, харизматичная жрица Далила;
Валерия Пфистер – романтически-возвышенная, печальная, трепещущая, взволнованная Шарлотта и страстная, неукротимая, глубоко несчастная красавица Эболи;
Станислав Мостовой – лирически-изысканный, мужественно-светлый, нежный охотник Надир и элегически-романтичный Дубровский;
Илья Кузьмин – разгневанный, ревнивый, темпераментный самодур граф Альмавива и благородный, романтичный, завораживающий своим пением рыцарь Вольфрам фон Эшенбах;
Сергей Мурзаев – одинокий, страдающий, неустанно странствующий в поисках лучшей участи, находящийся в дисгармонии со своим внутренним миром Алеко и неудовлетворенный обстоятельствами и условиями своей жизни слуга Шарль Жерар;
Владимир Кудашев – готовящийся принять смерть русский герой-крестьянин Иван Сусанин и веселый, неунывающий, харизматичный старый бурш – любитель вакханалий;
Отар Кунчулиа – оглушительно свистящий Мефистофель и безногий нищий Порги.
В завершении концерта прозвучал один дуэт – веселый диалог в стиле венского классицизма между Папагеной (Ксения Нестеренко) и Папагено (Илья Кузьмин). Комические персонажи оперы «Волшебная флейта» мечтают о прекрасном, светлом будущем, когда у них появится много чудесных ребятишек.
За более, чем 400 лет своего существования опера подарила любителям музыкального театра немало фрагментов, давно уже признанных шедеврами и получивших множество поклонников по всему миру. Их интересно слушать как в спектакле, так и в качестве концертных номеров, как в торжественно-парадном сопровождении симфонического оркестра, так и при условно аскетичной поддержке фортепиано.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии