4 сентября 2017 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся первый в 27-м сезоне спектакль «Риголетто» (музыка Дж.Верди, либретто Ф.М.Пьяве, литературная основа – драма В.Гюго «Король забавляется»). Это представление стало одним из самых ярких, глубоких, искренних, наполненных драматизмом и лиризмом, мраком и светом, уродством и красотой, бедностью и роскошью, ничтожеством и величием. Гармония Противоположностей, Торжество Музыки, Совершенства, Истинного Мастерства и Подлинного Таланта.
Режиссер-постановщик – Ральф Лянгбака. Сценография и костюмы – Леннарт Мерк. Художник по свету – Глеб Фильштинский. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России), Андрей Лазарев.
Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
В ролях: Герцог Мантуанский – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор); Риголетто, придворный шут – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон); Джильда, его дочь – Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Спарафучиле, наемный убийца – Андрей Фетисов (бас); Маддалена, его сестра – Полина Шамаева (меццо-сопрано); граф Монтероне – Отар Кунчулиа (бас); Марулло, придворный – Александр Попов (баритон); Борса, придворный – Максим Остроухов (тенор); граф Чепрано – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); графиня Чепрано – Галина Бадиковская (сопрано); Джованна – Елена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано); тюремщик – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас); паж – Екатерина Смолина (сопрано).
Соло в оркестре: Талас Золотько (гобой), Михаил Ровенко (английский рожок), Сергей Лушин (виолончель), Александр Малюгов (контрабас).
Эта постановка не изобилует излишне вычурными режиссерскими решениями и громоздкими декорациями. В результате зрители могут максимально глубоко погрузиться в классический сюжет, базирующийся на бездонном музыкальном материале Дж.Верди и несколько измененном из соображений цензуры сюжете драмы В.Гюго.
Центральная фигура оперы – придворный шут Риголетто, сложная личность, человек, живущий двойной жизнью.
Жестокий, беспощадный обличитель пороков высшей знати королевства, коварный насмешник, ненавидящий элиту современного себе общества и чуть ли не в открытую говорящий об этом. Таким его знает подавляющее большинство.
Возвращаясь домой, герой становится совсем другим человеком. Оказывается, у него есть «слабое место» - юная дочь Джильда, нежная и прекрасная, как цветок. Это – единственный источник света в, по сути, мрачной жизни Риголетто. Кристально чистая душа и незапятнанная честь девушки – величайшее счастье и отрада для шута. Свое бесценное сокровище он тщательно оберегает, держит в глуши и ни с кем не позволяет разговаривать (за исключением служанки Джованны, делящей с героиней ее затворничество и иногда сопровождающей ее в церковь).
Театр – уникальное место. Здесь на глазах зрителей очень часто случаются чудесные метаморфозы. Так, 4 сентября 2017 года на сцене «Новой Оперы» произошло удивительное преображение. В этот вечер правил бал, царил роскошный, великолепный Король (а на самом деле – придворный шут), Его Величество Риголетто – Борис Стаценко. Наблюдение за развитием образа, за постоянными переходами от злобного насмешника к доброму родителю, от неукротимого обличителя к беспокойному стражу, от агрессии доброте, от мрака к свету, от ненависти к любви, от драматизма к лиризму – высшее благо для зрителя.
Мощный, богатый, насыщенный голос артиста, кажется, превращается в раскаты грома, когда его герой выплескивает свой гнев на коварно подшутивших над ним придворных. Но он может быть и совершенно иным – «теплым», мягким, бархатистым. Так этот персонаж может общаться только с одним человеком – единственным источником света в своей непростой, мрачной жизни.
Одно из самых сильных впечатлений – «дуэль» между Риголетто и графом Монтероне (Отар Кунчулиа), чья дочь стала очередной жертвой прихоти правителя. Их разговор – настоящая битва двух стихий: ветра и дождя, грома и молнии, огня и воды. Ну а в «сражении» двух мощных голосов, полном добела накаленного драматизма, победителем вышло высокое искусство.
В этот вечер на сцене царил Король. Вместе с ним правила бал Прекрасная Принцесса – дочь Риголетто Джильда. Елена Терентьева не просто создала образ нежной, ласковой дочери, всем сердцем преданной своему отцу. Прелестный, звонкий, «хрустально-серебристый» голос певицы придал ее героине сходство с ангелом. Чистая, светлая душа ассоциируется именно с таким чудесным, изысканным пением.
Зрителям, посетившим спектакль, посчастливилось стать свидетелями уникального явления – полного слияния артистов с их персонажами. На сцене будто, действительно, находились отец и дочь, верные, любящие, бесконечно преданные друг другу.
У каждого короля есть своя свита. Так получилось, что во главе ее встал правитель, точнее, герцог. Герцог Мантуанский. Георгий Фараджев (дебют в партии) сделал своего персонажа по-молодецки лихим и легким, по-царски величественным и галантным, по-итальянски солнечным и страстным. Пока Его Величество влюблен, в его душе живут Поэт, Трубадур и Менестрель. Как только герой получает то, чего хотел, весь светлый лиризм сменяется ледяным пренебрежением и полным равнодушием.
Порцию «темного», «мрачного» обаяния, от которого становится немного страшно, внес в спектакль семейный дуэт наемного убийцы Спарафучиле (Андрей Фетисов) и его сестры Маддалены (Полина Шамаева, дебют в партии).
Спарафучиле - таинственный странник, похожий на бродягу. За небольшую плату он готов кому угодно помочь избавиться от соперника. От этого образа веет холодом и жестокостью.
Маддалена – роковая женщина и коварная соблазнительница. Она заманивает кавалера в свои сети, а затем спокойно передает его в руки брата.
Придворные дамы и господа – Марулло (Александр Попов), Борса (Максим Остроухов), граф (Дмитрий Орлов) и графиня (Галина Бадиковская) Чепрано, паж (Екатерина Смолина), а также артисты хора – яркая палитра человеческих характеров. Коварство и остроумие, беззаботный флирт и изощренная месть, аристократичное величие и светская страсть к сплетням нашли отражение не только в музыке, но и во внешнем облике этих Особо Важных Персон.
Важные штрихи добавили в спектакль такие персонажи, как служанка Джильды Джованна (Елена Свечникова), за скромную плату впускающая в дом народ (несмотря на строжайший запрет Риголетто), и тюремщик (Михаил Первушин), сопровождающий графа Монтероне за решетку. Артисты сделали яркими и запоминающимися даже такие небольшие партии.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Евгения Самойлова создавал эффектное обрамление сложнейшим сюжетным перипетиям, делая картины более полными, образы – глубокими, межличностные коммуникации – понятными. В музыкальном материале заключены стремительные, но плавные и деликатные переходы от Света к Мраку, от счастья к горю, от вальса к маршу, от жизни к смерти и так далее.
Итак, 4 сентября 2017 года зрители «Новой Оперы» попали на королевский бал, где правил Его Величество Риголетто. Но, как известно, короля играет свита. Актерский ансамбль, вышедший в этот вечер на сцену, сделал его ярким, незабываемым событием, рассказал знаменитую историю особенно изысканно и красиво.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Режиссер-постановщик – Ральф Лянгбака. Сценография и костюмы – Леннарт Мерк. Художник по свету – Глеб Фильштинский. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России), Андрей Лазарев.
Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
В ролях: Герцог Мантуанский – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор); Риголетто, придворный шут – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон); Джильда, его дочь – Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Спарафучиле, наемный убийца – Андрей Фетисов (бас); Маддалена, его сестра – Полина Шамаева (меццо-сопрано); граф Монтероне – Отар Кунчулиа (бас); Марулло, придворный – Александр Попов (баритон); Борса, придворный – Максим Остроухов (тенор); граф Чепрано – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); графиня Чепрано – Галина Бадиковская (сопрано); Джованна – Елена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано); тюремщик – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас); паж – Екатерина Смолина (сопрано).
Соло в оркестре: Талас Золотько (гобой), Михаил Ровенко (английский рожок), Сергей Лушин (виолончель), Александр Малюгов (контрабас).
Эта постановка не изобилует излишне вычурными режиссерскими решениями и громоздкими декорациями. В результате зрители могут максимально глубоко погрузиться в классический сюжет, базирующийся на бездонном музыкальном материале Дж.Верди и несколько измененном из соображений цензуры сюжете драмы В.Гюго.
Центральная фигура оперы – придворный шут Риголетто, сложная личность, человек, живущий двойной жизнью.
Жестокий, беспощадный обличитель пороков высшей знати королевства, коварный насмешник, ненавидящий элиту современного себе общества и чуть ли не в открытую говорящий об этом. Таким его знает подавляющее большинство.
Возвращаясь домой, герой становится совсем другим человеком. Оказывается, у него есть «слабое место» - юная дочь Джильда, нежная и прекрасная, как цветок. Это – единственный источник света в, по сути, мрачной жизни Риголетто. Кристально чистая душа и незапятнанная честь девушки – величайшее счастье и отрада для шута. Свое бесценное сокровище он тщательно оберегает, держит в глуши и ни с кем не позволяет разговаривать (за исключением служанки Джованны, делящей с героиней ее затворничество и иногда сопровождающей ее в церковь).
Театр – уникальное место. Здесь на глазах зрителей очень часто случаются чудесные метаморфозы. Так, 4 сентября 2017 года на сцене «Новой Оперы» произошло удивительное преображение. В этот вечер правил бал, царил роскошный, великолепный Король (а на самом деле – придворный шут), Его Величество Риголетто – Борис Стаценко. Наблюдение за развитием образа, за постоянными переходами от злобного насмешника к доброму родителю, от неукротимого обличителя к беспокойному стражу, от агрессии доброте, от мрака к свету, от ненависти к любви, от драматизма к лиризму – высшее благо для зрителя.
Мощный, богатый, насыщенный голос артиста, кажется, превращается в раскаты грома, когда его герой выплескивает свой гнев на коварно подшутивших над ним придворных. Но он может быть и совершенно иным – «теплым», мягким, бархатистым. Так этот персонаж может общаться только с одним человеком – единственным источником света в своей непростой, мрачной жизни.
Одно из самых сильных впечатлений – «дуэль» между Риголетто и графом Монтероне (Отар Кунчулиа), чья дочь стала очередной жертвой прихоти правителя. Их разговор – настоящая битва двух стихий: ветра и дождя, грома и молнии, огня и воды. Ну а в «сражении» двух мощных голосов, полном добела накаленного драматизма, победителем вышло высокое искусство.
В этот вечер на сцене царил Король. Вместе с ним правила бал Прекрасная Принцесса – дочь Риголетто Джильда. Елена Терентьева не просто создала образ нежной, ласковой дочери, всем сердцем преданной своему отцу. Прелестный, звонкий, «хрустально-серебристый» голос певицы придал ее героине сходство с ангелом. Чистая, светлая душа ассоциируется именно с таким чудесным, изысканным пением.
Зрителям, посетившим спектакль, посчастливилось стать свидетелями уникального явления – полного слияния артистов с их персонажами. На сцене будто, действительно, находились отец и дочь, верные, любящие, бесконечно преданные друг другу.
У каждого короля есть своя свита. Так получилось, что во главе ее встал правитель, точнее, герцог. Герцог Мантуанский. Георгий Фараджев (дебют в партии) сделал своего персонажа по-молодецки лихим и легким, по-царски величественным и галантным, по-итальянски солнечным и страстным. Пока Его Величество влюблен, в его душе живут Поэт, Трубадур и Менестрель. Как только герой получает то, чего хотел, весь светлый лиризм сменяется ледяным пренебрежением и полным равнодушием.
Порцию «темного», «мрачного» обаяния, от которого становится немного страшно, внес в спектакль семейный дуэт наемного убийцы Спарафучиле (Андрей Фетисов) и его сестры Маддалены (Полина Шамаева, дебют в партии).
Спарафучиле - таинственный странник, похожий на бродягу. За небольшую плату он готов кому угодно помочь избавиться от соперника. От этого образа веет холодом и жестокостью.
Маддалена – роковая женщина и коварная соблазнительница. Она заманивает кавалера в свои сети, а затем спокойно передает его в руки брата.
Придворные дамы и господа – Марулло (Александр Попов), Борса (Максим Остроухов), граф (Дмитрий Орлов) и графиня (Галина Бадиковская) Чепрано, паж (Екатерина Смолина), а также артисты хора – яркая палитра человеческих характеров. Коварство и остроумие, беззаботный флирт и изощренная месть, аристократичное величие и светская страсть к сплетням нашли отражение не только в музыке, но и во внешнем облике этих Особо Важных Персон.
Важные штрихи добавили в спектакль такие персонажи, как служанка Джильды Джованна (Елена Свечникова), за скромную плату впускающая в дом народ (несмотря на строжайший запрет Риголетто), и тюремщик (Михаил Первушин), сопровождающий графа Монтероне за решетку. Артисты сделали яркими и запоминающимися даже такие небольшие партии.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Евгения Самойлова создавал эффектное обрамление сложнейшим сюжетным перипетиям, делая картины более полными, образы – глубокими, межличностные коммуникации – понятными. В музыкальном материале заключены стремительные, но плавные и деликатные переходы от Света к Мраку, от счастья к горю, от вальса к маршу, от жизни к смерти и так далее.
Итак, 4 сентября 2017 года зрители «Новой Оперы» попали на королевский бал, где правил Его Величество Риголетто. Но, как известно, короля играет свита. Актерский ансамбль, вышедший в этот вечер на сцену, сделал его ярким, незабываемым событием, рассказал знаменитую историю особенно изысканно и красиво.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии