Искусствоведы Международного института антиквариата ASG атрибутировали картину круга Анжелики Кауфман и выяснили, что изначально на ней было два персонажа.
Картина, приобретенная на аукционе во Франции, была оформлена в позолоченную квадратную раму, создавая классическую круглую композицию рондо. Прекрасная дама изначально была определена как весталка, сама работа приписывалась кругу известной художницы Анжелики Кауфман. Попав в Казань, картина отправилась на реставрацию.
Вообще, веста́лками (лат. virgo vestalis), как нам услужливо сообщает Википедия, называют жриц богини Весты в Древнем Риме, пользовавшихся большим уважением и почётом. В их обязанности входило поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь.
Но вернемся к нашему холсту. С него на специалистов смотрела молодая женщина, одетая в белую тунику и голубой плащ. Ее голову украшает золотая диадема и зеленое покрывало. В левой руке она держит динос – сосуд для смешивания вина с водой. В правой части картины виден стол с тремя фигурными ножками в виде грифонов (tripod). На нем стоят сосуд для вина (ликиф) и чаша. Под ногами женщины - специальная подставка для ног. Все эти детали видны невооруженным глазом, но самое интересное (как обычно) было скрыто совсем близко.
После того, как реставраторы сняли раму, выяснилось что изначально полотно имело прямоугольную форму, и было обрезано по левой, верхней и нижней кромкам. Именно слева осталась небольшая часть тела небрежно удаленного героя. От мужской фигуры остались лишь незначительные фрагменты (сандалии воина, военная арматура, драпировки плаща, обнаженная рука). Однако, они позволили определенно предположить, что в левой части картины был изображен облаченный в доспехи воин.
Это открытие натолкнуло искусствоведов на мысль о том, что сюжет картины был истолкован неверно. Поза изображенной, чаша в ее руке, а так же воин, стоящий перед нею, позволили им связать данную композицию с популярным сюжетом из «Энеиды» Вергилия – Эней перед Кумской сивиллой.
Согласно греческой мифологии, Кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Она была возлюбленной Аполлона, получившей от бога дар прорицания и жизнь, длившуюся ровно столько, сколько жрица будет находиться вдали от родной земли. По одной из версий предания, Аполлон отмерил этой сивилле столько лет жизни, сколько песчинок поместилось у неё в горсти. Однако она не подумала испросить у бога продления молодости, и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти. Прожила тысячу лет и умерла дряхлой старухой, когда к ней случайно заехали греки, привезшие с собой горсть родной земли. (Иллюстрация: Андреа дель Кастаньо - "Сивилла Кумская")
По сюжету Вергилия Эней, проплывая мимо берегов Кампании, посетил сивиллу города Кумы и молил ее, чтобы ему ещё раз было разрешено увидеть лицо отца. Защищенный золотой оливковой ветвью и ведомый сивиллой, Эней по тропе спустился в преисподнюю. Сюжет этот был весьма популярен у живописцев, и часто художники иллюстрировали эту последовательность эпизодов, порой объединяя их на одной картине. Традиционно Энея изображали в доспехах, обычно греческих, иногда на голове его была фригийская шапочка.
Также Кумская сивилла обычно изображается с чашей в руке. Ее возраст не регламентирован, как можно было бы подумать, зная изображение Кумской сивиллы Микеланджело в виде древней старухи.
"Сивилла Кумская" - Микеланджело Буонарроти, 1508-1512. Собор святого Петра, Ватикан, Рим
Но вернемся к нашей Сивилле, выполненной в интересном ракурсе. Сама Анжелика Кауфман неоднократно изображала Кумскую сивиллу, и среди этих изображений нет ни одного образа пожилой женщины.
Живопись Кауфман всегда развивалась в рамках классицизма (портреты, библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты), и данные работы подтверждают это правило. «Казанская» же Сивилла была написана около 1800 года, незадолго до смерти Анжелики.
Сейчас работа отреставрирована и находится в экспозиции Международного института антиквариата ASG. Зачем неизвестные владельцы полотна отрезали часть картины, остается только догадываться. Но в любом случае, не нужно ходить к гадалкам и прорицательницам, чтобы понять, что такая работа стала еще ценнее как для историков искусства, так и для аукционеров.
Татьяна Славкина
Фотографии предоставлены автором
Картина, приобретенная на аукционе во Франции, была оформлена в позолоченную квадратную раму, создавая классическую круглую композицию рондо. Прекрасная дама изначально была определена как весталка, сама работа приписывалась кругу известной художницы Анжелики Кауфман. Попав в Казань, картина отправилась на реставрацию.
Вообще, веста́лками (лат. virgo vestalis), как нам услужливо сообщает Википедия, называют жриц богини Весты в Древнем Риме, пользовавшихся большим уважением и почётом. В их обязанности входило поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь.
Но вернемся к нашему холсту. С него на специалистов смотрела молодая женщина, одетая в белую тунику и голубой плащ. Ее голову украшает золотая диадема и зеленое покрывало. В левой руке она держит динос – сосуд для смешивания вина с водой. В правой части картины виден стол с тремя фигурными ножками в виде грифонов (tripod). На нем стоят сосуд для вина (ликиф) и чаша. Под ногами женщины - специальная подставка для ног. Все эти детали видны невооруженным глазом, но самое интересное (как обычно) было скрыто совсем близко.
После того, как реставраторы сняли раму, выяснилось что изначально полотно имело прямоугольную форму, и было обрезано по левой, верхней и нижней кромкам. Именно слева осталась небольшая часть тела небрежно удаленного героя. От мужской фигуры остались лишь незначительные фрагменты (сандалии воина, военная арматура, драпировки плаща, обнаженная рука). Однако, они позволили определенно предположить, что в левой части картины был изображен облаченный в доспехи воин.
Это открытие натолкнуло искусствоведов на мысль о том, что сюжет картины был истолкован неверно. Поза изображенной, чаша в ее руке, а так же воин, стоящий перед нею, позволили им связать данную композицию с популярным сюжетом из «Энеиды» Вергилия – Эней перед Кумской сивиллой.
Согласно греческой мифологии, Кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Она была возлюбленной Аполлона, получившей от бога дар прорицания и жизнь, длившуюся ровно столько, сколько жрица будет находиться вдали от родной земли. По одной из версий предания, Аполлон отмерил этой сивилле столько лет жизни, сколько песчинок поместилось у неё в горсти. Однако она не подумала испросить у бога продления молодости, и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти. Прожила тысячу лет и умерла дряхлой старухой, когда к ней случайно заехали греки, привезшие с собой горсть родной земли. (Иллюстрация: Андреа дель Кастаньо - "Сивилла Кумская")
По сюжету Вергилия Эней, проплывая мимо берегов Кампании, посетил сивиллу города Кумы и молил ее, чтобы ему ещё раз было разрешено увидеть лицо отца. Защищенный золотой оливковой ветвью и ведомый сивиллой, Эней по тропе спустился в преисподнюю. Сюжет этот был весьма популярен у живописцев, и часто художники иллюстрировали эту последовательность эпизодов, порой объединяя их на одной картине. Традиционно Энея изображали в доспехах, обычно греческих, иногда на голове его была фригийская шапочка.
Тёрнер, Джозеф Мэллорд Уильям - "Озеро Эверни Эней и Сивилла Кумская"
Также Кумская сивилла обычно изображается с чашей в руке. Ее возраст не регламентирован, как можно было бы подумать, зная изображение Кумской сивиллы Микеланджело в виде древней старухи.
"Сивилла Кумская" - Микеланджело Буонарроти, 1508-1512. Собор святого Петра, Ватикан, Рим
Но вернемся к нашей Сивилле, выполненной в интересном ракурсе. Сама Анжелика Кауфман неоднократно изображала Кумскую сивиллу, и среди этих изображений нет ни одного образа пожилой женщины.
Анжелика Кауфман. "Кумская сивилла"
Технический институт, Цюрих, Швейцария
Технический институт, Цюрих, Швейцария
Живопись Кауфман всегда развивалась в рамках классицизма (портреты, библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты), и данные работы подтверждают это правило. «Казанская» же Сивилла была написана около 1800 года, незадолго до смерти Анжелики.
Анжелика Кауфман "Автопортрет", 1780-1785, Эрмитаж
Сейчас работа отреставрирована и находится в экспозиции Международного института антиквариата ASG. Зачем неизвестные владельцы полотна отрезали часть картины, остается только догадываться. Но в любом случае, не нужно ходить к гадалкам и прорицательницам, чтобы понять, что такая работа стала еще ценнее как для историков искусства, так и для аукционеров.
Татьяна Славкина
Фотографии предоставлены автором