«Мертвый Христос» - шедевр живописи итальянского Ренессанса, одна из наиболее известных работ художника Андреа Мантеньи, представителя падуанской школы. Искусствоведы и историки искусства до сих пор не пришли к единому мнению относительно даты создания полотна. Согласно разным версиям, картина была написана в промежутке с 1466 до 1500 год. Соответственно, плод творчества Мантеньи относится к Раннему Возрождению.
При жизни художника полотно не экспонировалось и находилось в его мастерской. Именно там картину обнаружили после смерти мастера в 1506 году. Только после этого шедевр стал достоянием внимания широкой публики. Сегодня он экспонируется в пинакотеке Брера (Милан, Италия).
Сюжет картины – Lamentazione, то есть «Оплакивание Христа». Это один из классических канонов европейской католической живописи. Тело Спасителя обрело вечный покой на плите из мрамора драгоценных белых пород, известной как «камень помазания». Это групповой портрет, слева от доминирующего образа изображены в профиль скорбящие лики Богородицы и апостола Иоанна. Едва заметное третье лицо, вероятнее всего, принадлежит Марии Магдалине. Об этом свидетельствует сосуд с миром, стоящий в изголовье Христа.
Портрет Мантеньи вошел в историю мировой живописи благодаря, в первую очередь, оригинальному пространственно-композиционному решению. Дело в том, что тело, вопреки традициям, изображено перпендикулярно картинной плоскости. Обычно в подобных случаях оно располагалось параллельно. Такое решение считается смелым и сложным для Раннего Возрождения (кватроченто). Благодаря этому новаторству автор предоставил зрителям возможность одновременно созерцать лицо усопшего и его израненные ступни, на которых заметны следствия недавнего распятия.
Профессионалы также замечают серьезный недочет автора, который использовал законы обратной перспективы, чтобы устранить неточности в ракурсах. Мантеньи намеренно сократил размеры стоп Иисуса и увеличил его голову. Такова была задумка мастера, его художественная задача, благодаря которой у зрителей появилась возможность сосредоточить внимание на голове, не отвлекаясь на ноги.
Остальные герои картины изображены таким образом, чтобы подчеркнуть напряженность и экспрессивность знаменитой сцены из Нового Завета. Благодаря тому, что их лица едва заметны и как бы заглядывают из-за границ картины, всем видны только их отчаянно стиснутые пальцы и скорбные выражения лиц.
Мантеньи удалось добиться максимальной реалистичности изображения Христа. Его мертвое тело сохранило следы ран. Оно проступает настолько рельефно, что создается впечатление, будто это не картина, а скульптура. Цветовое решение портрета подчеркивает мертвенную бледность кожных покровов, напоминающих оттенком каменные плиты.
Эта выдающаяся картина оказала существенное влияние на творчество многих художников следующих поколений. Первым мастером, в чьем творчестве ощущается влияние Андреа Мантеньи, считается Аннибале Карраччи («Мертвый Христос с орудиями страстей»).
Ольга Пурчинская
При жизни художника полотно не экспонировалось и находилось в его мастерской. Именно там картину обнаружили после смерти мастера в 1506 году. Только после этого шедевр стал достоянием внимания широкой публики. Сегодня он экспонируется в пинакотеке Брера (Милан, Италия).
Сюжет картины – Lamentazione, то есть «Оплакивание Христа». Это один из классических канонов европейской католической живописи. Тело Спасителя обрело вечный покой на плите из мрамора драгоценных белых пород, известной как «камень помазания». Это групповой портрет, слева от доминирующего образа изображены в профиль скорбящие лики Богородицы и апостола Иоанна. Едва заметное третье лицо, вероятнее всего, принадлежит Марии Магдалине. Об этом свидетельствует сосуд с миром, стоящий в изголовье Христа.
Портрет Мантеньи вошел в историю мировой живописи благодаря, в первую очередь, оригинальному пространственно-композиционному решению. Дело в том, что тело, вопреки традициям, изображено перпендикулярно картинной плоскости. Обычно в подобных случаях оно располагалось параллельно. Такое решение считается смелым и сложным для Раннего Возрождения (кватроченто). Благодаря этому новаторству автор предоставил зрителям возможность одновременно созерцать лицо усопшего и его израненные ступни, на которых заметны следствия недавнего распятия.
Профессионалы также замечают серьезный недочет автора, который использовал законы обратной перспективы, чтобы устранить неточности в ракурсах. Мантеньи намеренно сократил размеры стоп Иисуса и увеличил его голову. Такова была задумка мастера, его художественная задача, благодаря которой у зрителей появилась возможность сосредоточить внимание на голове, не отвлекаясь на ноги.
Остальные герои картины изображены таким образом, чтобы подчеркнуть напряженность и экспрессивность знаменитой сцены из Нового Завета. Благодаря тому, что их лица едва заметны и как бы заглядывают из-за границ картины, всем видны только их отчаянно стиснутые пальцы и скорбные выражения лиц.
Мантеньи удалось добиться максимальной реалистичности изображения Христа. Его мертвое тело сохранило следы ран. Оно проступает настолько рельефно, что создается впечатление, будто это не картина, а скульптура. Цветовое решение портрета подчеркивает мертвенную бледность кожных покровов, напоминающих оттенком каменные плиты.
Эта выдающаяся картина оказала существенное влияние на творчество многих художников следующих поколений. Первым мастером, в чьем творчестве ощущается влияние Андреа Мантеньи, считается Аннибале Карраччи («Мертвый Христос с орудиями страстей»).
Ольга Пурчинская