«Свобода, ведущая народ» (La Liberté guidant le peuple), она же «Свобода на баррикадах» - полотно кисти французского живописца Эжена Делакруа, созданное в 1830 году. Эта работа относится к важнейшим вехам изобразительного искусства на рубеже эпох Просвещения и Романтизма.
В центре группового портрета изображена женщина, олицетворяющая Французскую республику. Она носит характерное имя Марианна и иллюстрирует национальный девиз «Свобода. Равенство. Братство». Согласно еще одной популярной гипотезе, девушка на картине безымянна и являет собой аллегорию республики.
В образе женщины Делакруа удалось сочетать красоту и величие античной богини с силой и отвагой простой девушки из народа. Голову ее венчает фригийский колпак, символизировавший стремление к свободе во времена Французской революции. В левой руке женщина сжимает ружье, в правой держит флаг республиканской Франции. Героиня изображена босая и с обнаженной грудью.
Свобода - центральная фигура группового портрета. За ней вперед выдвигаются представители множества социальных классов страны - подростки, рабочие, представители буржуазии и др. Разномастное шествие символизирует единение французов, прошедших несколько волн национальной революции.
Некоторые искусствоведы и критики полагают, что на картине Делакруа запечатлел и себя. Похожий на живописца мужчина в цилиндре расположен слева от центральной фигуры, главной героини грандиозного портрета. Также существуют гипотезы, согласно которым этим кавалером мог оказаться, например, драматург Этьенн Араго или куратор Лувра Фредерик Вилло.
Делакруа написал картину осенью 1830 года, находясь под сильным впечатлением от событий июльской революции. Результатом ожесточенных столкновений по всей стране стало отречение от престола короля Карла X, а вместе с ним и всей династии Бурбонов. Благодаря многочисленным эскизам мастер завершил работу за неполные три месяца. В письме брату от 12 октября 1830 года он написал: «Если я не сражался за Родину, то хотя бы буду для нее писать».
Картина впервые была выставлена на широкое обозрение на Парижском салоне в мае 1831 года. Среди восхищенной публики оказался Генрих Гейне. Вскоре после восторженного приема шедевр был приобретен государством для тронного зала Люксембургского дворца. Покупка обошлась правительству республики в 3 тысячи франков. Портрет несколько месяцев провисел в картинной галерее, после чего, ввиду политической провокационности сюжета, его предпочли удалить с общего обозрения.
В 1832 году Францию накрыло июньское восстание, после которого государство приняло решение вернуть картину автору, позволив отдать дерзкий шедевр на хранение тете Фелисите. После революции 1848 она вновь стала доступна для ознакомления всем представителям народа. В 1874 «Свобода, ведущая народ» стала постоянной участницей экспозиции Лувра.
В 2012 году картина была передана новому музею Лувр-Ланс (Лувр II).
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
В центре группового портрета изображена женщина, олицетворяющая Французскую республику. Она носит характерное имя Марианна и иллюстрирует национальный девиз «Свобода. Равенство. Братство». Согласно еще одной популярной гипотезе, девушка на картине безымянна и являет собой аллегорию республики.
В образе женщины Делакруа удалось сочетать красоту и величие античной богини с силой и отвагой простой девушки из народа. Голову ее венчает фригийский колпак, символизировавший стремление к свободе во времена Французской революции. В левой руке женщина сжимает ружье, в правой держит флаг республиканской Франции. Героиня изображена босая и с обнаженной грудью.
Свобода - центральная фигура группового портрета. За ней вперед выдвигаются представители множества социальных классов страны - подростки, рабочие, представители буржуазии и др. Разномастное шествие символизирует единение французов, прошедших несколько волн национальной революции.
Некоторые искусствоведы и критики полагают, что на картине Делакруа запечатлел и себя. Похожий на живописца мужчина в цилиндре расположен слева от центральной фигуры, главной героини грандиозного портрета. Также существуют гипотезы, согласно которым этим кавалером мог оказаться, например, драматург Этьенн Араго или куратор Лувра Фредерик Вилло.
Делакруа написал картину осенью 1830 года, находясь под сильным впечатлением от событий июльской революции. Результатом ожесточенных столкновений по всей стране стало отречение от престола короля Карла X, а вместе с ним и всей династии Бурбонов. Благодаря многочисленным эскизам мастер завершил работу за неполные три месяца. В письме брату от 12 октября 1830 года он написал: «Если я не сражался за Родину, то хотя бы буду для нее писать».
Картина впервые была выставлена на широкое обозрение на Парижском салоне в мае 1831 года. Среди восхищенной публики оказался Генрих Гейне. Вскоре после восторженного приема шедевр был приобретен государством для тронного зала Люксембургского дворца. Покупка обошлась правительству республики в 3 тысячи франков. Портрет несколько месяцев провисел в картинной галерее, после чего, ввиду политической провокационности сюжета, его предпочли удалить с общего обозрения.
В 1832 году Францию накрыло июньское восстание, после которого государство приняло решение вернуть картину автору, позволив отдать дерзкий шедевр на хранение тете Фелисите. После революции 1848 она вновь стала доступна для ознакомления всем представителям народа. В 1874 «Свобода, ведущая народ» стала постоянной участницей экспозиции Лувра.
В 2012 году картина была передана новому музею Лувр-Ланс (Лувр II).
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета