«Мадонна Маньификат» (La Madonna del Magnificat) – групповой портрет кисти итальянского живописца эпохи Возрождения (кватроченто) Сандро Боттичелли. Также известна под названием «Мадонна с Младенцем и Пятью ангелами». Картина оформлена как тондо (вписана в круг). Написана в 1453 году темперой по дереву. В настоящее время находится в постоянной экспозиции галереи «Уфицци» (Флоренция, Италия).
Групповой портрет изображает венчание (коронование) Богоматери. Священный ритуал проводят два ангела в образах прекрасных, одухотворенных подростков. Остальные трое поддерживают книгу, в которой Мадонна пишет священные слова Magnificat anima Mea Dominum («Величит душа Моя Господа»).
На коленях Пречистой Девы сидит младенец Иисус. Левой рукой Богоматерь придерживает плод граната. Это символично, ведь в христианской иконографической традиции с алым соком граната ассоциируется Кровь Христова, пролитая во имя возрождения (воскрешения) жизни, а также кровь мучеников, пролитая во имя веры. Зерна животворящего плода, в свою очередь, олицетворяют единение верующих в лоне церкви.
История не сохранила точных данных о том, что послужило мастеру поводом для написания картины. Во Флоренции Раннего Возрождения форма тондо пользовалась популярностью: очень многие живописцы вписывали свои композиции в круг. Сюжет коронования (то есть Крещения) особенно почитался, причем участником священного ритуала художники выбирали не только Иисуса Христа, но и других персон. Вот почему у искусствоведов и историков искусства не возникает сомнений относительно флорентийского происхождения «Мадонны Маньификат».
Из нескольких версий происхождения шедевра Боттичелли наибольшей популярностью пользуется гипотеза, что картину ему заказал представитель рода Медичи. Делая такой вывод, специалисты основываются на том, что количество изображенных на портрете людей соответствует числу членов семьи Пьеро ди Козимо Медичи. Если это верно, то его супруга Лукреция Торнабуони соответствует образу Мадонны, будущий Лоренцо Великолепный – юноши с чернильницей в руках. Рядом написан его брат Джулиано, венец поддерживают сестры Бьянка и Наннина, а Младенец представляет собой младшую дочь Лукрецию.
«Царственная» версия встречает не только сторонников: противников у нее не меньше, тем более что официальными документами, способными подтвердить специфическую точку зрения, человечество не располагает.
Боттичелли создал композицию, которая была признана его современниками удачной. Свидетельством этого факта является наличие не менее трех аналогичных работ его учеников, которые украшают экспозицию Лувра и других общественных собраний.
Ольга Пурчинская
Групповой портрет изображает венчание (коронование) Богоматери. Священный ритуал проводят два ангела в образах прекрасных, одухотворенных подростков. Остальные трое поддерживают книгу, в которой Мадонна пишет священные слова Magnificat anima Mea Dominum («Величит душа Моя Господа»).
На коленях Пречистой Девы сидит младенец Иисус. Левой рукой Богоматерь придерживает плод граната. Это символично, ведь в христианской иконографической традиции с алым соком граната ассоциируется Кровь Христова, пролитая во имя возрождения (воскрешения) жизни, а также кровь мучеников, пролитая во имя веры. Зерна животворящего плода, в свою очередь, олицетворяют единение верующих в лоне церкви.
История не сохранила точных данных о том, что послужило мастеру поводом для написания картины. Во Флоренции Раннего Возрождения форма тондо пользовалась популярностью: очень многие живописцы вписывали свои композиции в круг. Сюжет коронования (то есть Крещения) особенно почитался, причем участником священного ритуала художники выбирали не только Иисуса Христа, но и других персон. Вот почему у искусствоведов и историков искусства не возникает сомнений относительно флорентийского происхождения «Мадонны Маньификат».
Из нескольких версий происхождения шедевра Боттичелли наибольшей популярностью пользуется гипотеза, что картину ему заказал представитель рода Медичи. Делая такой вывод, специалисты основываются на том, что количество изображенных на портрете людей соответствует числу членов семьи Пьеро ди Козимо Медичи. Если это верно, то его супруга Лукреция Торнабуони соответствует образу Мадонны, будущий Лоренцо Великолепный – юноши с чернильницей в руках. Рядом написан его брат Джулиано, венец поддерживают сестры Бьянка и Наннина, а Младенец представляет собой младшую дочь Лукрецию.
«Царственная» версия встречает не только сторонников: противников у нее не меньше, тем более что официальными документами, способными подтвердить специфическую точку зрения, человечество не располагает.
Боттичелли создал композицию, которая была признана его современниками удачной. Свидетельством этого факта является наличие не менее трех аналогичных работ его учеников, которые украшают экспозицию Лувра и других общественных собраний.
Ольга Пурчинская