В последние десятилетия интерес к барочной музыке и творчеству Баха как ее апофеозу, пожалуй, достиг эпидемического порога. Иоганн Себастьян звучит из всех утюгов мира: композитором увлекаются даже барды и «попса», не говоря уже о рок-музыкантах и джазменах. Повальный интерес к переигрыванию Баха всевозможными составами — органичное продолжение практики барочной музыки, в которой голос, функция часто важнее инструмента. Хрестоматийный, лежащий на поверхности пример — «Искусство фуги» Баха, сочинение для всех и ни для кого.
Новая запись баховских сонат для клавесина и виолы да гамба (именно так, а не наоборот, правильно именовать их по законам барочной музыкальной композиции) вызывает, одновременно, восторг и удивление. Как случилось, что до сих пор никому не пришло в голову представить эти великие сочинения в подобном тембровом варианте? Почему естественный ансамбль «маленького аутентичного органа» (ведь в баяне, как и в органах «доэлектрической» эры, воздух накачивается в меха вручную) и виолончели в музыке Баха прежде не интересовал исполнителей?
Как бы то ни было, оригинальность состава — это хвост, а не собака, и всё решает исполнение. Баянист Юрий Медяник и виолончелист Борис Андрианов записали выдающийся диск, говоря словами Глинки, «равно докладный» знатокам и любителям. Неофитов привлечет, прежде всего, свежий тембровый ансамбль. Знатоки же оценят всё мастерство, всю тонкость и кропотливость работы, которую проделали артисты.
Как всегда, великолепен Борис Андрианов: в его игре легкость и как бы импровизационность поверены ясным ощущением эпохи и стиля. Но решающий вклад в успех внес Юрий Медяник. И дело даже не в том, что он аранжировал для баяна партию клавесина. В аннотации на сайте фирмы «Мелодия», выпустившей CD, читаем: «Автор переложения, максимально сохранив авторский текст, демонстрирует возможности баяна как «академического» концертного инструмента с самыми широкими возможностями». В принципе, верное замечание: вслед за выдающимися отечественными баянистами (своим учителем Вячеславом Семёновым, Фридрихом Липсом и другими), Медяник раскрывает виртуозное разнообразие, широту и универсальность баяна как сольного и ансамблевого инструмента. Однако в данной записи на первый план выходит совершенно другое: во имя ансамбля, ради сохранения хрупкого тембрового баланса с виолончелью Медяник жертвует звуковыми эффектами, выбирает точную, экономную «регистровку». Добавив к этому точность и идентичность штрихов (добиться её не так просто — слишком разная atacca, формирование звука у этих инструментов), — получим CD, удовлетворяющий самым строгим требованиям и дарящий настоящее удовольствие, которое хочется испытать снова и снова.
Михаил Сегельман
И.С. Бах. Сонаты для клавесина и виолы да гамба, BWV. 1027, 1028, 1029
Борис Андрианов (виолончель), Юрий Медяник (баян)
Транскрипция партии клавесина для баяна — Юрий Медяник
«Мелодия», MEL CD 1002411
Запись 2013 года
Звукорежиссер: Р. Орешникова
2015
Приобрести диск можно в интернет-магазине фирмы "Мелодия"
Новая запись баховских сонат для клавесина и виолы да гамба (именно так, а не наоборот, правильно именовать их по законам барочной музыкальной композиции) вызывает, одновременно, восторг и удивление. Как случилось, что до сих пор никому не пришло в голову представить эти великие сочинения в подобном тембровом варианте? Почему естественный ансамбль «маленького аутентичного органа» (ведь в баяне, как и в органах «доэлектрической» эры, воздух накачивается в меха вручную) и виолончели в музыке Баха прежде не интересовал исполнителей?
Как бы то ни было, оригинальность состава — это хвост, а не собака, и всё решает исполнение. Баянист Юрий Медяник и виолончелист Борис Андрианов записали выдающийся диск, говоря словами Глинки, «равно докладный» знатокам и любителям. Неофитов привлечет, прежде всего, свежий тембровый ансамбль. Знатоки же оценят всё мастерство, всю тонкость и кропотливость работы, которую проделали артисты.
Как всегда, великолепен Борис Андрианов: в его игре легкость и как бы импровизационность поверены ясным ощущением эпохи и стиля. Но решающий вклад в успех внес Юрий Медяник. И дело даже не в том, что он аранжировал для баяна партию клавесина. В аннотации на сайте фирмы «Мелодия», выпустившей CD, читаем: «Автор переложения, максимально сохранив авторский текст, демонстрирует возможности баяна как «академического» концертного инструмента с самыми широкими возможностями». В принципе, верное замечание: вслед за выдающимися отечественными баянистами (своим учителем Вячеславом Семёновым, Фридрихом Липсом и другими), Медяник раскрывает виртуозное разнообразие, широту и универсальность баяна как сольного и ансамблевого инструмента. Однако в данной записи на первый план выходит совершенно другое: во имя ансамбля, ради сохранения хрупкого тембрового баланса с виолончелью Медяник жертвует звуковыми эффектами, выбирает точную, экономную «регистровку». Добавив к этому точность и идентичность штрихов (добиться её не так просто — слишком разная atacca, формирование звука у этих инструментов), — получим CD, удовлетворяющий самым строгим требованиям и дарящий настоящее удовольствие, которое хочется испытать снова и снова.
Михаил Сегельман
И.С. Бах. Сонаты для клавесина и виолы да гамба, BWV. 1027, 1028, 1029
Борис Андрианов (виолончель), Юрий Медяник (баян)
Транскрипция партии клавесина для баяна — Юрий Медяник
«Мелодия», MEL CD 1002411
Запись 2013 года
Звукорежиссер: Р. Орешникова
2015
Приобрести диск можно в интернет-магазине фирмы "Мелодия"