21 марта исполняется 325 лет немецкому композитору и музыканту Иоганну Себастьяну Баху (1685 – 1750), одному из самых знаменитых и талантливых мастеров эпохи барокко.
Он был виртуозным органистом и отличным педагогом. А к музыке маэстро отношение современников было очень и очень сдержанным – для современников она была, вероятно, излишне глубокой и многогранной. Признание Баха одним из величайших композиторов своего времени состоялось более, чем через столетие после его смерти.
Будущий гений появился на свет 21 марта 1685 года в небольшом городке Эйзенах, в провинции Тюингия (Центральная Германия) в семье, для которой музыка была далеко не пустым звуком – его родители были потомственными музыкантами. В возрасте 10 лет мальчик остался сиротой, опекуном стал старший брат Иоганн Кристоф. Именно под его руководством начал свои занятия Иоганн Себастьян.
В 17 лет Бах уже свободно владел несколькими музыкальными инструментами – он играл на органе, клавире, скрипке и альте, - и был солистом церковного хора.
Во взрослом возрасте совмещал службу при королевском дворе с работой в протестантских храмах, где занимал должность органиста и природного концертмейстера сначала в Веймаре, а затем и в Кетене. В Лейпциге был кантором (дирижером хора, органистом и церковным композитором) и давал частные уроки.
Важную роль в формировании личности и предпочтений в творчестве Баха сыграла музыкальная культура немецкого протестантизма. Действительно, подавляющее большинство известнейших произведений композитора – духовная музыка.
За всю свою жизнь Бах ни разу не покинул пределов Германии, большую ее часть провел в провинциальных городах. Но, несмотря на это, он был в курсе всех более или менее значимых событий в мире музыки своего времени. В творчестве композитора гармонично сочетаются традиции протестантских хоралов и ведущих музыкальных школ Европы.
Отличительными чертами произведений Баха являются их философская глубина, сосредоточенность мысли и отсутствие суетливости. Для его музыки характерно неповторимое чувство формы – все очень четко выверено, выдержано, но при этом не лишено эмоционального окраса, какого-то драматизма.
В качестве наследия композитор оставил более тысячи вокально-драматических (кантаты, хоралы) и инструментальных, главным образом органных, произведений.
Кантата в протестантском богослужении была своего рода музыкальным сопровождением к элементам настенной храмовой живописи. Она помогала прихожанам прочувствовать, перенести через себя, а в конечном итоге и пережить истории из Священного Писания. Чаще всего кантату завершал хорал, слова и мелодия которого были известны верующим, и они подпевали церковному хору.
Кантаты Баха удивительным образом сочетают в себе молитвенную отстраненность и светлую радость, внутренний драматизм, накал страстей и лирикой, мелодичностью. В арсенале композитора имеются как сольные, так и сольно-хоровые произведения.
Одно из величайших произведений Баха – Месса h-moll (си минор), написанная в 1747 году. Этот опус имеет слишком крупную форму, потому уже при его написании было совершенно очевидно, что его исполнение в церкви не возможно. Здесь весьма органично переплетены сложность структуры такого жанра церковной музыки, как месса, и легкость, красота музыки. Здесь нашлось место всему – и ариям, и вокальным ансамблям, и хорам. Тексты (короткие фразы) прописаны на латинском языке, и музыка передает смысл каждого пропетого слова. Эмоциональный окрас весьма разнообразен – от ликования до отчаяния, от героизма до лирики.
Но еще более значителен вклад Баха в инструментальную музыку – им написано огромное количество произведений для органа и клавира. Наиболее популярные жанры – прелюдия, фуга, токката, хоральная обработка.
Фуга – самая сложная форма полифонического (многоголосного) произведения. Ее основой служит тема – мелодия, проводимая по разным голосам. Переход мелодии в другой голос получил название «имитация». Действительно, второй голос ее повторяет на другой высоте, как бы имитируя. Как правило, фуга состоит из трех частей – экспозиционной, развивающей и завершающей. В свою очередь, каждая из этих частей состоит из двух фрагментов – разработки темы и интермедии (в этом фрагменте вместо темы звучит другая мелодия).
Помимо произведений крупной формы, Бах писал и так называемые хоральные прелюдии, то есть инструментальные обработки хоралов. Прелюдии звучали в церкви в перерывах между чтением Библии, их главной целью было помочь прихожанам осмыслить услышанный только что фрагмент Священного Писания.
Еще один важный элемент многогранного творчества Баха – оркестровая музыка. Им написано шесть Брандербургских концертов (1711 – 1720), произведения для самых разных инструментов (скрипка, клавир, виолончель).
В последние годы жизни испорченное еще в детстве зрение (из-за переписывание нот ночью, при очень слабом освещении) резко ухудшилось, что вынудило композитора свои последние, самые виртуозные произведения («Музыкальное приношение», 1747 и «Искусство фуги», 1747 – 1750) диктовать, полностью исключив возможность писать самому.
Ольга Пурчинская
Интересные факты из жизни великого гения эпохи барокко я выяснила при помощи книг:
1. Энциклопедия для детей и юношества. Издательский дом «Аванта +», том «Искусство. Музыка. Театр. Кино»
2. А.Швейцер «И.С.Бах»
3. История зарубежной музыки в 5 томах (1983 – 1988)
Он был виртуозным органистом и отличным педагогом. А к музыке маэстро отношение современников было очень и очень сдержанным – для современников она была, вероятно, излишне глубокой и многогранной. Признание Баха одним из величайших композиторов своего времени состоялось более, чем через столетие после его смерти.
Будущий гений появился на свет 21 марта 1685 года в небольшом городке Эйзенах, в провинции Тюингия (Центральная Германия) в семье, для которой музыка была далеко не пустым звуком – его родители были потомственными музыкантами. В возрасте 10 лет мальчик остался сиротой, опекуном стал старший брат Иоганн Кристоф. Именно под его руководством начал свои занятия Иоганн Себастьян.
В 17 лет Бах уже свободно владел несколькими музыкальными инструментами – он играл на органе, клавире, скрипке и альте, - и был солистом церковного хора.
Во взрослом возрасте совмещал службу при королевском дворе с работой в протестантских храмах, где занимал должность органиста и природного концертмейстера сначала в Веймаре, а затем и в Кетене. В Лейпциге был кантором (дирижером хора, органистом и церковным композитором) и давал частные уроки.
Важную роль в формировании личности и предпочтений в творчестве Баха сыграла музыкальная культура немецкого протестантизма. Действительно, подавляющее большинство известнейших произведений композитора – духовная музыка.
За всю свою жизнь Бах ни разу не покинул пределов Германии, большую ее часть провел в провинциальных городах. Но, несмотря на это, он был в курсе всех более или менее значимых событий в мире музыки своего времени. В творчестве композитора гармонично сочетаются традиции протестантских хоралов и ведущих музыкальных школ Европы.
Отличительными чертами произведений Баха являются их философская глубина, сосредоточенность мысли и отсутствие суетливости. Для его музыки характерно неповторимое чувство формы – все очень четко выверено, выдержано, но при этом не лишено эмоционального окраса, какого-то драматизма.
В качестве наследия композитор оставил более тысячи вокально-драматических (кантаты, хоралы) и инструментальных, главным образом органных, произведений.
Кантата в протестантском богослужении была своего рода музыкальным сопровождением к элементам настенной храмовой живописи. Она помогала прихожанам прочувствовать, перенести через себя, а в конечном итоге и пережить истории из Священного Писания. Чаще всего кантату завершал хорал, слова и мелодия которого были известны верующим, и они подпевали церковному хору.
Кантаты Баха удивительным образом сочетают в себе молитвенную отстраненность и светлую радость, внутренний драматизм, накал страстей и лирикой, мелодичностью. В арсенале композитора имеются как сольные, так и сольно-хоровые произведения.
Одно из величайших произведений Баха – Месса h-moll (си минор), написанная в 1747 году. Этот опус имеет слишком крупную форму, потому уже при его написании было совершенно очевидно, что его исполнение в церкви не возможно. Здесь весьма органично переплетены сложность структуры такого жанра церковной музыки, как месса, и легкость, красота музыки. Здесь нашлось место всему – и ариям, и вокальным ансамблям, и хорам. Тексты (короткие фразы) прописаны на латинском языке, и музыка передает смысл каждого пропетого слова. Эмоциональный окрас весьма разнообразен – от ликования до отчаяния, от героизма до лирики.
Но еще более значителен вклад Баха в инструментальную музыку – им написано огромное количество произведений для органа и клавира. Наиболее популярные жанры – прелюдия, фуга, токката, хоральная обработка.
Фуга – самая сложная форма полифонического (многоголосного) произведения. Ее основой служит тема – мелодия, проводимая по разным голосам. Переход мелодии в другой голос получил название «имитация». Действительно, второй голос ее повторяет на другой высоте, как бы имитируя. Как правило, фуга состоит из трех частей – экспозиционной, развивающей и завершающей. В свою очередь, каждая из этих частей состоит из двух фрагментов – разработки темы и интермедии (в этом фрагменте вместо темы звучит другая мелодия).
Помимо произведений крупной формы, Бах писал и так называемые хоральные прелюдии, то есть инструментальные обработки хоралов. Прелюдии звучали в церкви в перерывах между чтением Библии, их главной целью было помочь прихожанам осмыслить услышанный только что фрагмент Священного Писания.
Еще один важный элемент многогранного творчества Баха – оркестровая музыка. Им написано шесть Брандербургских концертов (1711 – 1720), произведения для самых разных инструментов (скрипка, клавир, виолончель).
В последние годы жизни испорченное еще в детстве зрение (из-за переписывание нот ночью, при очень слабом освещении) резко ухудшилось, что вынудило композитора свои последние, самые виртуозные произведения («Музыкальное приношение», 1747 и «Искусство фуги», 1747 – 1750) диктовать, полностью исключив возможность писать самому.
Ольга Пурчинская
Интересные факты из жизни великого гения эпохи барокко я выяснила при помощи книг:
1. Энциклопедия для детей и юношества. Издательский дом «Аванта +», том «Искусство. Музыка. Театр. Кино»
2. А.Швейцер «И.С.Бах»
3. История зарубежной музыки в 5 томах (1983 – 1988)