Струнный квартет – камерный ансамбль в классической академической музыкальной традиции. Включает в себя две скрипки, альт и виолончель. Специально для такой группы исполнителей многие композиторы продолжают создавать особые сочинения, имеющие одноименную жанровую принадлежность. В более широком смысле под струнным квартетом понимается и любой другой состав инструментов из группы струнных, причем как смычковых, так и щипковых.
Как форма музыкального сочинения струнный квартет зародился в творчестве представителя венской классической школы Йозефа Гайдна. Новый жанр возник на стыке таких жанров камерной музыки второй половины XVIII века, как кассация, дивертисмент и серенада. Квартеты композитор представлял как пьесу в четырех частях. Интересно, что перу его предшественников принадлежат квартеты из произвольного количества частей. Австрийский мастер установил определенную последовательность частей ансамбля, которая была аналогична симфонии: все начиналось с быстрой части, затем следовала медленная, после – менуэт, а завершалось сочинение динамичным финалом.
Период, когда в европейской музыкальной традиции доминировала венская классическая школа, стал временем расцвета струнного квартета. Произведения в этом жанре писали и В.А.Моцарт, и Л. Ван Бетховен. В дальнейшем для камерного ансамбля из двух скрипок, альта и виолончели писали многие композиторы, в том числе А.Дворжак, И.Брамс, Ф.Шуберт, П.И.Чайковский, А.П.Бородин, Д.Д.Шостакович, М.Равель, Я.Сибелиус, С.И.Танеев, А.К.Глазунов, А.Берг, И.Стравинский, М.Вайнберг, К.Пендерецкий, Х.Лахенман и др.
Сочинения композиторов, творивших во второй половине ХХ века, в основе своей имеют классическую четырехчастную форму. В дальнейшем количество частей могло быть произвольным, а структура теперь не обязана подчиняться академическим законам сонатной формы. В подобных условиях широкое распространение получили одночастные квартеты, однако встречаются и квартеты в пяти и более частях, плавно переходящих друг в друга.
Ольга Пурчинская
Как форма музыкального сочинения струнный квартет зародился в творчестве представителя венской классической школы Йозефа Гайдна. Новый жанр возник на стыке таких жанров камерной музыки второй половины XVIII века, как кассация, дивертисмент и серенада. Квартеты композитор представлял как пьесу в четырех частях. Интересно, что перу его предшественников принадлежат квартеты из произвольного количества частей. Австрийский мастер установил определенную последовательность частей ансамбля, которая была аналогична симфонии: все начиналось с быстрой части, затем следовала медленная, после – менуэт, а завершалось сочинение динамичным финалом.
Период, когда в европейской музыкальной традиции доминировала венская классическая школа, стал временем расцвета струнного квартета. Произведения в этом жанре писали и В.А.Моцарт, и Л. Ван Бетховен. В дальнейшем для камерного ансамбля из двух скрипок, альта и виолончели писали многие композиторы, в том числе А.Дворжак, И.Брамс, Ф.Шуберт, П.И.Чайковский, А.П.Бородин, Д.Д.Шостакович, М.Равель, Я.Сибелиус, С.И.Танеев, А.К.Глазунов, А.Берг, И.Стравинский, М.Вайнберг, К.Пендерецкий, Х.Лахенман и др.
Сочинения композиторов, творивших во второй половине ХХ века, в основе своей имеют классическую четырехчастную форму. В дальнейшем количество частей могло быть произвольным, а структура теперь не обязана подчиняться академическим законам сонатной формы. В подобных условиях широкое распространение получили одночастные квартеты, однако встречаются и квартеты в пяти и более частях, плавно переходящих друг в друга.
Ольга Пурчинская