24 декабря 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь спели, сыграли, прожили и рассказали трагическую историю придворного шута, грехи которого ценой собственной жизни искупила его юная красавица-дочь. «Риголетто» Дж.Верди (либретто Ф.М.Пьяве основано на драме В.Гюго «Король забавляется») – спектакль-долгожитель, без малого два десятилетия не сходящий со столичной сцены.
Режиссер: Ральф Лянгбака.
Сценография и костюмы: Леннарт Мерк.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Художник по свету: Глеб Фильштинский.
Премьера состоялась 18 декабря 2000 года.
Дирижер:
Александр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).
В ролях:
Герцог Мантуанский: Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая Маска», тенор);
Риголетто, придворный шут: Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Джильда, его дочь: Елена Терентьева (Заслуженная артистка Республики Башкортостан, сопрано);
Спарафучиле, наемный убийца: Алексей Антонов (бас);
Маддалена, его сестра: Анна Синицына (меццо-сопрано);
Граф Монтероне: Отар Кунчулиа (бас);
Марулло, придворный: Александр Мартынов (баритон);
Борса, придворный: Максим Остроухов (тенор);
Граф Чепрано, придворный: Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Графиня Чепрано, его жена, придворная: Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Джованна: Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Тюремщик: Михаил Первушин (лауреат Международных конкурсов, бас);
Паж: Анастасия Белукова (лауреат Международного конкурса, сопрано).
Гнетущий, мрачный драматизм живет в душе титульного персонажа оперы. С первых секунд пролога симфонический оркестр театра под управлением Александра Самоилэ погружает зрителей во мрак, сначала тихо, угрожающе, затем все более грозно, пугающе громко. Трагедия человека, потерявшего единственный источник света и радости в жизни захватывает, стремительно развивается, угнетает и полностью поглощает. Мелодии, характеризующие Риголетто, жестоки, суровы, агрессивны и, одновременно, грустны и печальны. Музыка герцога рисует образ яркого, обаятельного, легкомысленного, беззаботного, беспечного человека, упивающегося своей молодостью, красотой и почти безграничными возможностями. Партия Джильды несет в себе свет, чистоту, нежность, внешнюю и внутреннюю красоту. Роскошная, харизматичная, темпераментная, горячая, страстная мелодия соответствует физическому облику Маддалены. Ее брат Спарафучиле – наемный убийца, от его музыкальной темы веет холодом, ужасом, расчетом и жестокостью.
Когда в роли Герцога Мантуанского на сцену выходит Алексей Татаринцев, молодой правитель становится воплощением яркой харизмы, неиссякаемой солнечной энергии, юношеского обаяния и царственного величия. Перед нами возникает лирический герой, влюбленный, восторженный, сжигаемый страстью и нетерпением, обладающий звонким, красивым, летящим, сражающим наповал голосом. Это коварный соблазнитель, с одинаковой легкостью располагающий к себе и нежное, трепетное сердце Джильды, и по-цыгански горячую, харизматичную душу Маддалены. Это не жестокий тиран, а молодой принц, желающий чего-то, добивающийся цели и тут же теряющий к ней всякий интерес. Постоянные приключения на личном фронте заканчиваются его безоговорочными победами.
Риголетто –шут, злодей, человек, который ненавидит своего правителя и его ближайшее окружение. Когда титульную партию в спектакле исполняет Борис Стаценко, становится понятно, что основной вид деятельности персонажа – суровое обличение пороков высшего общества, постоянные грубые шутки и насмешки – это только роль, которую горбун старательно играет при королевском дворе. Всматриваясь в самую суть души титульного героя, можно увидеть глубоко несчастного человека с искалеченной судьбой, давно уже погрузившего себя во мрак. Единственный источник радости Риголетто, смысл его жизни – дочь Джильда, цветок, который он оберегает всеми силами. Артист стремительно, выразительно, мощно, ярко проживает жизнь своего персонажа. Все душевные терзания и томления шута, его боль, отчаяние, агрессия, злоба, любовь, ненависть, тайные и явные страхи отражаются в глазах, мимике и жестах. Мощный, глубокий, завораживающий, обволакивающий, богатый голос полностью овладевает вниманием зрителей, заставляя понять и запомнить каждое слово.
Нежность, хрупкость, свет и красота соединились в образе Джильды, созданном Еленой Терентьевой. Эта героиня – ангел во плоти с прозрачным, хрустально-серебристым, неземным, свободно струящимся, как бы парящим голосом. Чистота и красота души находят отражение в сложнейших пассажах, исполняемые легко, виртуозно и изысканно. Девушка живет, цветет, грациозно порхает, находясь во власти своих сладких грез о молодом красавце, назвавшемся бедным студентом. Едва волшебная сказка заканчивается свиданием в покоях герцога, ее душа умирает, затухает, улетает в небесные дали. А тело продолжает жить, страдать, метаться, чувствовать боль.
Маддалена в исполнении Анны Синицыной – яркая красавица, обладающая взрывным темпераментом, безграничным обаянием, магнетизмом и харизмой. Ее глаза горят выжигающим огнем, а пряно-медовый голос околдовывает, вводит в транс, полностью завладевает вниманием не только герцога, но и всех зрителей. Несмотря на то, что ее брат – убийца, девушка, помогая ему, не теряет способность чувствовать, любить, переживать. Но выгораживает приглянувшегося ей красавца она диким способом, который и приводит к трагедии придворного шута.
Спарафучиле (Алексей Антонов) – жестокий, хладнокровный человек, убийца с железной хваткой, точным глазом, разящим ударом и мощным, леденящим душу, всепоглощающим, доносящимся из Преисподней голосом. Таинственный человек в черном плаще и огромной шляпе появляется незаметно, говорит угрожающе, разит наповал и кинжалом, и взглядом.
Свита герцога – яркая, пестрая, щегольски одетая толпа в исполнении артистов хора, возглавляемая Марулло (Александр Мартынов), Борсой (Максим Остроухов) и графом Чепрано (Дмитрий Орлов) – вечером беспечно веселится на балу в королевском дворце, ночью жестоко мстит замучившему их своими насмешками шуту, утром радостно и гордо рассказывает принцу о своих приключениях, а затем стойко выдерживает гневно-отчаянный монолог Риголетто, молящего вернуть ему единственное сокровище – похищенную дочь.
Веселая, счастливая, безбедная жизнь герцога и щемящие душу и сердце страдания его слуги, обрамленные грандиозным шедевром музыкального театра, подарили нам три незабываемых действия и целую россыпь драгоценных жемчужин – хитов и шлягеров, - с которыми хочется соприкасаться снова и снова.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Режиссер: Ральф Лянгбака.
Сценография и костюмы: Леннарт Мерк.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Художник по свету: Глеб Фильштинский.
Премьера состоялась 18 декабря 2000 года.
Дирижер:
Александр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).
В ролях:
Герцог Мантуанский: Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая Маска», тенор);
Риголетто, придворный шут: Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Джильда, его дочь: Елена Терентьева (Заслуженная артистка Республики Башкортостан, сопрано);
Спарафучиле, наемный убийца: Алексей Антонов (бас);
Маддалена, его сестра: Анна Синицына (меццо-сопрано);
Граф Монтероне: Отар Кунчулиа (бас);
Марулло, придворный: Александр Мартынов (баритон);
Борса, придворный: Максим Остроухов (тенор);
Граф Чепрано, придворный: Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Графиня Чепрано, его жена, придворная: Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Джованна: Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Тюремщик: Михаил Первушин (лауреат Международных конкурсов, бас);
Паж: Анастасия Белукова (лауреат Международного конкурса, сопрано).
Гнетущий, мрачный драматизм живет в душе титульного персонажа оперы. С первых секунд пролога симфонический оркестр театра под управлением Александра Самоилэ погружает зрителей во мрак, сначала тихо, угрожающе, затем все более грозно, пугающе громко. Трагедия человека, потерявшего единственный источник света и радости в жизни захватывает, стремительно развивается, угнетает и полностью поглощает. Мелодии, характеризующие Риголетто, жестоки, суровы, агрессивны и, одновременно, грустны и печальны. Музыка герцога рисует образ яркого, обаятельного, легкомысленного, беззаботного, беспечного человека, упивающегося своей молодостью, красотой и почти безграничными возможностями. Партия Джильды несет в себе свет, чистоту, нежность, внешнюю и внутреннюю красоту. Роскошная, харизматичная, темпераментная, горячая, страстная мелодия соответствует физическому облику Маддалены. Ее брат Спарафучиле – наемный убийца, от его музыкальной темы веет холодом, ужасом, расчетом и жестокостью.
Когда в роли Герцога Мантуанского на сцену выходит Алексей Татаринцев, молодой правитель становится воплощением яркой харизмы, неиссякаемой солнечной энергии, юношеского обаяния и царственного величия. Перед нами возникает лирический герой, влюбленный, восторженный, сжигаемый страстью и нетерпением, обладающий звонким, красивым, летящим, сражающим наповал голосом. Это коварный соблазнитель, с одинаковой легкостью располагающий к себе и нежное, трепетное сердце Джильды, и по-цыгански горячую, харизматичную душу Маддалены. Это не жестокий тиран, а молодой принц, желающий чего-то, добивающийся цели и тут же теряющий к ней всякий интерес. Постоянные приключения на личном фронте заканчиваются его безоговорочными победами.
Риголетто –шут, злодей, человек, который ненавидит своего правителя и его ближайшее окружение. Когда титульную партию в спектакле исполняет Борис Стаценко, становится понятно, что основной вид деятельности персонажа – суровое обличение пороков высшего общества, постоянные грубые шутки и насмешки – это только роль, которую горбун старательно играет при королевском дворе. Всматриваясь в самую суть души титульного героя, можно увидеть глубоко несчастного человека с искалеченной судьбой, давно уже погрузившего себя во мрак. Единственный источник радости Риголетто, смысл его жизни – дочь Джильда, цветок, который он оберегает всеми силами. Артист стремительно, выразительно, мощно, ярко проживает жизнь своего персонажа. Все душевные терзания и томления шута, его боль, отчаяние, агрессия, злоба, любовь, ненависть, тайные и явные страхи отражаются в глазах, мимике и жестах. Мощный, глубокий, завораживающий, обволакивающий, богатый голос полностью овладевает вниманием зрителей, заставляя понять и запомнить каждое слово.
Нежность, хрупкость, свет и красота соединились в образе Джильды, созданном Еленой Терентьевой. Эта героиня – ангел во плоти с прозрачным, хрустально-серебристым, неземным, свободно струящимся, как бы парящим голосом. Чистота и красота души находят отражение в сложнейших пассажах, исполняемые легко, виртуозно и изысканно. Девушка живет, цветет, грациозно порхает, находясь во власти своих сладких грез о молодом красавце, назвавшемся бедным студентом. Едва волшебная сказка заканчивается свиданием в покоях герцога, ее душа умирает, затухает, улетает в небесные дали. А тело продолжает жить, страдать, метаться, чувствовать боль.
Маддалена в исполнении Анны Синицыной – яркая красавица, обладающая взрывным темпераментом, безграничным обаянием, магнетизмом и харизмой. Ее глаза горят выжигающим огнем, а пряно-медовый голос околдовывает, вводит в транс, полностью завладевает вниманием не только герцога, но и всех зрителей. Несмотря на то, что ее брат – убийца, девушка, помогая ему, не теряет способность чувствовать, любить, переживать. Но выгораживает приглянувшегося ей красавца она диким способом, который и приводит к трагедии придворного шута.
Спарафучиле (Алексей Антонов) – жестокий, хладнокровный человек, убийца с железной хваткой, точным глазом, разящим ударом и мощным, леденящим душу, всепоглощающим, доносящимся из Преисподней голосом. Таинственный человек в черном плаще и огромной шляпе появляется незаметно, говорит угрожающе, разит наповал и кинжалом, и взглядом.
Свита герцога – яркая, пестрая, щегольски одетая толпа в исполнении артистов хора, возглавляемая Марулло (Александр Мартынов), Борсой (Максим Остроухов) и графом Чепрано (Дмитрий Орлов) – вечером беспечно веселится на балу в королевском дворце, ночью жестоко мстит замучившему их своими насмешками шуту, утром радостно и гордо рассказывает принцу о своих приключениях, а затем стойко выдерживает гневно-отчаянный монолог Риголетто, молящего вернуть ему единственное сокровище – похищенную дочь.
Веселая, счастливая, безбедная жизнь герцога и щемящие душу и сердце страдания его слуги, обрамленные грандиозным шедевром музыкального театра, подарили нам три незабываемых действия и целую россыпь драгоценных жемчужин – хитов и шлягеров, - с которыми хочется соприкасаться снова и снова.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии