30 августа 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло представление одного из символов столичной сцены – легендарного спектакля-долгожителя «Риголетто» (трагический шедевр Дж.Верди, либретто Ф.М.Пьяве создано по мотивам драмы В.Гюго «Король забавляется»), пользующегося зрительской любовью на протяжении, без малого, двух десятилетий.
Режиссер – Ральф Лянгбака.
Сценография и костюмы – Леннарт Мерк.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Художник по свету – Глеб Фильштинский.
Премьера состоялась 18 декабря 2000 года.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
Герцог Мантуанский – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Риголетто, придворный шут – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Джильда, его дочь – Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Спарафучиле, наемный убийца – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Маддалена, его сестра – Полина Шамаева (победитель телевизионного конкурса «Большая опера», меццо-сопрано);
Граф Монтероне – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Марулло, придворный – Александр Мартынов (баритон);
Борса, придворный – Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор);
Граф Чепрано, придворный – Борис Жуков (бас);
Графиня Чепрано, его жена, придворная – Галина Бадиковская (сопрано);
Джованна – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано, дебют в партии);
Тюремщик – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Паж – Нестан Мебония (сопрано, дебют в партии).
Спектакль захватывает с первой секунды и полностью поглощает внимание зрителя. Это происходит, прежде всего, благодаря той чуткости и деликатности, с которой подает музыкальный материал симфонический оркестр театра под управлением маэстро Андрея Лебедева. Знаменитые мелодии, траурные и праздничные, трагические и комические, отчаянные и беспечные, маршевые и вальсовые, торжественные и искрящиеся, являются весомыми участниками действа. Именно музыка, поданная с учетом всех драматических тонкостей и нюансов действия, вызывает у публики необходимые чувства еще до того, как зазвучит тот или иной отборный, роскошный, драгоценный голос.
Возьмем хотя бы первую сцену, пролог, являющий миру одинокого шута, чья жизнь потеряла всякий смысл, попадающего в окружение толпы со скрытыми под капюшонами лицами. Звучит мерный, четкий, ровный четырехдольный марш, сперва тихо, опустошенно, бесцветно, но постепенно он становится все громче, одновременно нарастает напряжение, в воздухе воцаряется атмосфера рока, трагедии, неизбежности возмездия за любое зло. А через секунду мы попадаем на бал во дворец Герцога, и уже здесь звуковое сопровождение совершенно иное – веселое, беззаботное, искрящееся. Ритм теперь преобладает трехдольный, играет самый праздничный танец – вальс.
На балу тон и настроение задает великолепный, яркий, блистательный, роскошный красавец принц – Герцог Мантуанский. В исполнении Алексея Татаринцева венценосный, заведомо отрицательный персонаж – воплощение солнечного света, юности, горячей страсти, подкупающей искренности и любви. Герой пугается, когда жестокий горбатый шут предлагает ему очистить путь к сердцу очередной красавицы путем ареста или казни ее мужа, одного из своих придворных.
Звонкий, льющийся, переливающийся, свободно летящий в заоблачных высотах голос нежно и трогательно объясняется в любви Джильде. Очередная дама сердца – Маддалена – открывает новые краски в образе. Теперь Герцог весь горит от переполняющих эмоций, страстей и выпитого вина.
Король развлекается, на несколько минут по-настоящему влюбляется, затем чувства его к определенной красавице остывают. А все мысли его поглощают самые разные девушки.
Сначала – красавица Джильда. В исполнении Марии Буйносовой дочь придворного шута похожа на девочку, нежную, юную, тонкую, прекрасную. Ее хрустально-серебристый голос не только подчеркивает ангельскую, неземную, прелестную натуру героини, но и потрясает богатой россыпью сложнейших колоратурных пассажей. Этот нежный цветок, смысл жизни Риголетто, угас очень быстро, полностью перекрыв свет в его мрачной, полной трагедий и лишений жизни.
Затем – яркая, знойная, жгучая красотка Маддалена (Полина Шамаева). Ее теплый, яркий, богатый, насыщенный, пряный голос мягко и деликатно обволакивает, а горящий глаз обжигает нутро венценосного гостя. Сестра и ассистентка наемного убийцы, она, тем не менее, остается человеком, способным любить. Вот почему жизнь обреченного на погибель Герцога оказывается спасена.
Заглавную партию в спектакле исполнил Анджей Белецкий. Его Риголетто – персонаж, которому веришь на протяжении всех трех актов. Артист пропускает через себя каждое мгновение жизни своего героя, потому одинаково достоверны и любящий отец, и обозленный придворный шут, и встревоженный внезапно обрушившимся на его плечи проклятьем старик. Выразительные мимика и жесты настолько точно передают все происходящее в душе и сердце титульного персонажа, что понять его могут даже те зрители, которые не успевают следить за субтитрами, а итальянским языком не владеют.
Наемный убийца Спарафучиле в интерпретации Алексея Тихомирова предстает страшным, но безмерно обаятельным человеком. Его выразительные глаза показывают и жестокость, и радушие, и алчность, и тревогу, и озорство. Мощный голос доносится как бы из-под земли. Сильнейшее впечатление производит звучание глубокого баса бургундского разбойника, раздающееся в финале спектакля между ослепительно яркими вспышками молнии.
По-настоящему аристократичным статным, гордым, благородным предстает граф Монтероне в исполнении Владимира Кудашева. Отец обесчещенной девушки, жертвы придворных интриг шута Риголетто и поругавшего ее Герцога громовым голосом, лавинообразно заполняющим пространство по обе стороны от оркестровой ямы, проклинает тех, кто принес его семья немало горя. Страшен монолог человека, потерявшего в этот момент все, в том числе свободу. С ним до конца останется только бесценная рыцарская честь.
«Куртизаны, исчадье порока» - придворные аристократы, яркая, разноцветная толпа. Это Марулло (Александр Мартынов), Борса (Михаил Новиков), представители графского рода Чепрано (Борис Жуков и Галина Бадиковская), а также артисты хора. Высокородные гости королевского дворца, собиратели всевозможных слухов и светских сплетен, зачинщики шалостей и проказ, интриганы, активные двигатели сюжета и сочувствующие комментаторы-наблюдатели, они заполняют атмосферу богатейшим спектром красок голосов, а также силой темперамента и харизмы.
«Маленьких партий не бывает, бывают маленькие актеры»… Знаменитый афоризм вновь нашел отражение. В спектакле случилось два дебюта: Татьяна Табачук впервые вышла на сцену в партии алчной, легко подкупаемой всеми подряд служанки героини Джованны, а Нестан Мебония – в образе маленького пажа (артистка не только изящно, грациозно выполнила несколько элементов художественной гимнастики в танце с лентой, но и придала своему теплому, выразительному, обволакивающему голосу краски и интонации, характерные для мальчика). В образе тюремщика – строгого стража правопорядка – предстал Михаил Первушин.
Легкая, счастливая, беззаботная жизнь короля и щемящие душу и сердце страдания придворного шута, обрамленные бессмертным музыкальным творением великого Дж.Верди, подарили нам три незабываемых действия и целую россыпь драгоценных жемчужин – хитов и шлягеров, - с которыми хочется соприкасаться снова и снова.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Режиссер – Ральф Лянгбака.
Сценография и костюмы – Леннарт Мерк.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Художник по свету – Глеб Фильштинский.
Премьера состоялась 18 декабря 2000 года.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
Герцог Мантуанский – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Риголетто, придворный шут – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Джильда, его дочь – Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Спарафучиле, наемный убийца – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Маддалена, его сестра – Полина Шамаева (победитель телевизионного конкурса «Большая опера», меццо-сопрано);
Граф Монтероне – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Марулло, придворный – Александр Мартынов (баритон);
Борса, придворный – Михаил Новиков (лауреат Международного конкурса, тенор);
Граф Чепрано, придворный – Борис Жуков (бас);
Графиня Чепрано, его жена, придворная – Галина Бадиковская (сопрано);
Джованна – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано, дебют в партии);
Тюремщик – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Паж – Нестан Мебония (сопрано, дебют в партии).
Спектакль захватывает с первой секунды и полностью поглощает внимание зрителя. Это происходит, прежде всего, благодаря той чуткости и деликатности, с которой подает музыкальный материал симфонический оркестр театра под управлением маэстро Андрея Лебедева. Знаменитые мелодии, траурные и праздничные, трагические и комические, отчаянные и беспечные, маршевые и вальсовые, торжественные и искрящиеся, являются весомыми участниками действа. Именно музыка, поданная с учетом всех драматических тонкостей и нюансов действия, вызывает у публики необходимые чувства еще до того, как зазвучит тот или иной отборный, роскошный, драгоценный голос.
Возьмем хотя бы первую сцену, пролог, являющий миру одинокого шута, чья жизнь потеряла всякий смысл, попадающего в окружение толпы со скрытыми под капюшонами лицами. Звучит мерный, четкий, ровный четырехдольный марш, сперва тихо, опустошенно, бесцветно, но постепенно он становится все громче, одновременно нарастает напряжение, в воздухе воцаряется атмосфера рока, трагедии, неизбежности возмездия за любое зло. А через секунду мы попадаем на бал во дворец Герцога, и уже здесь звуковое сопровождение совершенно иное – веселое, беззаботное, искрящееся. Ритм теперь преобладает трехдольный, играет самый праздничный танец – вальс.
На балу тон и настроение задает великолепный, яркий, блистательный, роскошный красавец принц – Герцог Мантуанский. В исполнении Алексея Татаринцева венценосный, заведомо отрицательный персонаж – воплощение солнечного света, юности, горячей страсти, подкупающей искренности и любви. Герой пугается, когда жестокий горбатый шут предлагает ему очистить путь к сердцу очередной красавицы путем ареста или казни ее мужа, одного из своих придворных.
Звонкий, льющийся, переливающийся, свободно летящий в заоблачных высотах голос нежно и трогательно объясняется в любви Джильде. Очередная дама сердца – Маддалена – открывает новые краски в образе. Теперь Герцог весь горит от переполняющих эмоций, страстей и выпитого вина.
Король развлекается, на несколько минут по-настоящему влюбляется, затем чувства его к определенной красавице остывают. А все мысли его поглощают самые разные девушки.
Сначала – красавица Джильда. В исполнении Марии Буйносовой дочь придворного шута похожа на девочку, нежную, юную, тонкую, прекрасную. Ее хрустально-серебристый голос не только подчеркивает ангельскую, неземную, прелестную натуру героини, но и потрясает богатой россыпью сложнейших колоратурных пассажей. Этот нежный цветок, смысл жизни Риголетто, угас очень быстро, полностью перекрыв свет в его мрачной, полной трагедий и лишений жизни.
Затем – яркая, знойная, жгучая красотка Маддалена (Полина Шамаева). Ее теплый, яркий, богатый, насыщенный, пряный голос мягко и деликатно обволакивает, а горящий глаз обжигает нутро венценосного гостя. Сестра и ассистентка наемного убийцы, она, тем не менее, остается человеком, способным любить. Вот почему жизнь обреченного на погибель Герцога оказывается спасена.
Заглавную партию в спектакле исполнил Анджей Белецкий. Его Риголетто – персонаж, которому веришь на протяжении всех трех актов. Артист пропускает через себя каждое мгновение жизни своего героя, потому одинаково достоверны и любящий отец, и обозленный придворный шут, и встревоженный внезапно обрушившимся на его плечи проклятьем старик. Выразительные мимика и жесты настолько точно передают все происходящее в душе и сердце титульного персонажа, что понять его могут даже те зрители, которые не успевают следить за субтитрами, а итальянским языком не владеют.
Наемный убийца Спарафучиле в интерпретации Алексея Тихомирова предстает страшным, но безмерно обаятельным человеком. Его выразительные глаза показывают и жестокость, и радушие, и алчность, и тревогу, и озорство. Мощный голос доносится как бы из-под земли. Сильнейшее впечатление производит звучание глубокого баса бургундского разбойника, раздающееся в финале спектакля между ослепительно яркими вспышками молнии.
По-настоящему аристократичным статным, гордым, благородным предстает граф Монтероне в исполнении Владимира Кудашева. Отец обесчещенной девушки, жертвы придворных интриг шута Риголетто и поругавшего ее Герцога громовым голосом, лавинообразно заполняющим пространство по обе стороны от оркестровой ямы, проклинает тех, кто принес его семья немало горя. Страшен монолог человека, потерявшего в этот момент все, в том числе свободу. С ним до конца останется только бесценная рыцарская честь.
«Куртизаны, исчадье порока» - придворные аристократы, яркая, разноцветная толпа. Это Марулло (Александр Мартынов), Борса (Михаил Новиков), представители графского рода Чепрано (Борис Жуков и Галина Бадиковская), а также артисты хора. Высокородные гости королевского дворца, собиратели всевозможных слухов и светских сплетен, зачинщики шалостей и проказ, интриганы, активные двигатели сюжета и сочувствующие комментаторы-наблюдатели, они заполняют атмосферу богатейшим спектром красок голосов, а также силой темперамента и харизмы.
«Маленьких партий не бывает, бывают маленькие актеры»… Знаменитый афоризм вновь нашел отражение. В спектакле случилось два дебюта: Татьяна Табачук впервые вышла на сцену в партии алчной, легко подкупаемой всеми подряд служанки героини Джованны, а Нестан Мебония – в образе маленького пажа (артистка не только изящно, грациозно выполнила несколько элементов художественной гимнастики в танце с лентой, но и придала своему теплому, выразительному, обволакивающему голосу краски и интонации, характерные для мальчика). В образе тюремщика – строгого стража правопорядка – предстал Михаил Первушин.
Легкая, счастливая, беззаботная жизнь короля и щемящие душу и сердце страдания придворного шута, обрамленные бессмертным музыкальным творением великого Дж.Верди, подарили нам три незабываемых действия и целую россыпь драгоценных жемчужин – хитов и шлягеров, - с которыми хочется соприкасаться снова и снова.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии