интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Сотый "Риголетто": феерия на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

 
 
 

Сотый "Риголетто": феерия на Крещенском фестивале в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 26-01-2018, 04:37, посмотрело: 1830

Традиционный Крещенский фестиваль в «Новой Опере» - это парад ярких событий, включающий в себя любимые спектакли, концертные исполнения опер (в том числе малоизвестных), камерные и гала-концерты. В нынешнем году праздничный марафон проходит под названием «Итальянские оперные вечера». Каждое представление – погружение в мир великой музыки и потрясающих воображение сюжетов. В исполнении артистов-виртуозов шедевры обретают особенную глубину и красоту.

21 января 2018 года в «Новой Опере» в рамках Крещенского фестиваля прошел сотый показ одного из долгожителей – «Риголетто» Дж.Верди (либретто Ф.М.Пьяве, литературная основа – драма В.Гюго «Король забавляется»). Режиссер – Ральф Лянгбака. Сценография и костюмы – Леннарт Мерк. Художник по свету – Глеб Фильштинский. Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России). Хормейстер – Андрей Лазарев. Премьера состоялась 19 декабря 2000 года.

Сотый "Риголетто": феерия на Крещенском фестивале в "Новой Опере"Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).

В ролях:
Герцог МантуанскийГеоргий Васильев (тенор);
Риголетто, придворный шутБорис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Джильда, его дочьМария Буйносова (сопрано);
Спарафучиле, наемный убийцаАлексей Тихомиров (лауреат премии города Москвы, лауреат Международного конкурса, бас);
Маддалена, его сестраАнна Синицына (меццо-сопрано);
Граф МонтеронеОтар Кунчулиа (бас);
Марулло, придворныйАлександр Мартынов (баритон);
Борса, придворныйМаксим Остроухов (тенор);
Граф ЧепраноДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Графиня ЧепраноГалина Бадиковская (сопрано);
ДжованнаАлександра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртской Республики, меццо-сопрано);
ТюремщикСергей Тарасов (бас);
ПажЕкатерина Смолина (сопрано).

Соло в оркестре:
Лимоза Беляева (гобой);
Михаил Ровенко (английский рожок);
Сергей Лушин (виолончель);
Вадим Бежалин (контрабас).

Юбилейный спектакль «Риголетто» стал, несмотря на трагический сюжет, настоящим праздником. Яркая, сплоченная команда исполнителей буквально жила на сцене и в оркестровой яме. В этот день случилось чудесное единение героев со зрителями. Истинная феерия, торжество музыки, красоты, таланта и мастерства.

Каждый человек, находящийся на сцене, был самым настоящим Королем с большой буквы. Прежде всего, это относится к заглавному персонажу. В исполнении Бориса Стаценко придворный шут овладевает сердцами и душами зрителей с первых секунд действа и не отпускает до финального аккорда. Да, жестокий! Да, суровый! Да, безжалостный обличитель пороков «сливок» современного ему общества! Да, разрушитель судеб юных представительниц высокородных семейств! В общем, не самый симпатичный человек на свете! Но, однако, он умеет любить и страдать. Под насмешками, порожденными ненавистью, тщательно скрыта боль, давно уже поразившая Риголетто изнутри. У него есть всего один источник радости и света – прелестная дочь Джильда. Страх потерять это бесценное сокровище тяжким бременем ложится на плечи горбуна.
В королевском дворце придворный шут должен веселить своего господина и его друзей. Но насмешки эти – не забава. Глаза выражают подлинное отношение героя ко всем присутствующим представителям высшей знати, и прежде всего – к Герцогу Мантуанскому. Совсем иное выражение обретает лицо Риголетто, когда он возвращается домой, где его ждет горячо любимое дитя. Взгляд мгновенно теплеет, лицо смягчается.

Наблюдение за жизнью персонажей Бориса Стаценко, их самобытностью и постоянным развитием – особенное удовольствие для театралов. Невероятная сила образов, живость и искренность чувств, глубокое драматическое нутро, выразительная мимика, открытый темперамент, мощный голос, переходы от ласки к жестокости, от добра ко злу, от меланхолии к агрессии и так далее – те самые «винтики», без каких сложно представить себе прекрасную работу артиста-виртуоза.

Но Риголетто – только шут. А кто же король? Герцог Мантуанский. Георгий Васильев. Молодой. Статный. Величественный. Сладкоголосый. Сколько сердец уже покорил юный принц красивыми словами и чудесным пением! Его речи искрятся, переливаются, сияют и окрашиваются богатой музыкальной палитрой. Голос журчит, звенит и наполняет зал особенным солнечным теплом. Яркий, взрывной темперамент граничит в образе с величием, а лирика – со страстью.

В партии хрупкой, нежной, трогательной Джильды, юной девушки со светлой душой и горячим сердцем, настоящего ангела во плоти дебютировала Мария Буйносова.

В этот вечер на сцене «Новой Оперы» было немало некоронованных королей. Например, бургундец Спарафучиле, мрачный, жестокий человек, наемный убийца, который за «небольшую плату» мгновенно может уничтожить кого угодно. В исполнении Алексея Тихомирова этот «черный» персонаж завораживает по-настоящему глубоким, мощным, леденящим душу голосом холодного оттенка. Глаза начисто лишены тепла, горят ярким, решительным «стальным» огнем. А в руках грозно поблескивает нож…

Спарафучиле – сталь, а его сестра Маддалена – огонь. В исполнении Анны Синицыной эта героиня – яркая, харизматичная, по-настоящему «горячая» девушка. Она – воплощение страсти, внутреннего тепла и безграничного обаяния. Мимо такой женщины спокойно не сможет пройти никто, и Герцог здесь – не исключение!

Еще один «король» - воплощение Возмездия. Граф Монтероне. Отар Кунчулиа. Этот персонаж жестоко оскорблен правителем и его шутом. Теперь он готов жестоко отомстить обидчикам своей дочери и, соответственно, всего рода. Речи старого аристократа полны гнева, смешанного с отчаянием и невыносимой душевной болью. Бросаемые прямо в обидчиков фразы похожи на раскаты грома и создают нервное напряжение, переходящее в дрожь.

Яркая, пестрая толпа придворных во главе с Марулло (Александр Мартынов), Борсой (Максим Остроухов), графом (Дмитрий Орлов) и графиней (Галина Бадиковская) Чепрано, а также слуги и помощники – паж (Екатерина Смолина), тюремщик (Сергей Тарасов) и Джованна (Александра Саульская-Шулятьева) – добавили в сюжет немалый колорит и лихо закрутили множество интриг.

Артисты хора предстали в роскошных образах придворных аристократов. Они танцевали на балу у Герцога, обменивались слухами, затевали и исполняли коварные планы. Именно они выследили Джильду и похитили ее из тайного укрытия. Блестящая, как им казалось, шутка, увы, не удалась. Яркая, одетая в шелка толпа поблекла, как только узнала тайну шута.

В этот вечер чудеса происходили не только на сцене, но и в оркестровой яме. Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева по-ювелирному тонко, деликатно, виртуозно рассказывал трагическую историю придворного шута, жестокого насмешника, расплатившегося за свои грехи самым своим дорогим сокровищем – единственной дочерью. Драматизм нарастал с каждой секундой. Добро перемежалось со злом, надежда – с отчаянием, свет – с тьмой, возвышенность – с низменностью, любовь – со страстью.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр