интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Новая Джильда "Новой Оперы"

 
 
 

Новая Джильда "Новой Оперы"

Автор: Ольга Пурчинская от 7-02-2020, 05:32, посмотрело: 1235

Новая Джильда "Новой Оперы"5 февраля 2020 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь спели и сыграли «Риголетто» (сочинение Дж.Верди на либретто Ф.М.Пьяве, литературная основа – романтическая драма В.Гюго «Король забавляется». В легендарной постановке, которая живет на столичной сцене без малого два десятилетия, появилась новая героиня.

Режиссер: Ральф Лянгбака.
Сценография и костюмы: Леннарт Мерк.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Художник по свету: Глеб Фильштинский.
Премьера состоялась 18 декабря 2000 года.

Дирижер:
Александр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).

В ролях:
Герцог Мантуанский: Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Риголетто, придворный шут: Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Джильда, его дочь: Ксения Нестеренко (лауреат Международных конкурсов, победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», сопрано);
Спарафучиле, наемный убийца: Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Маддалена, его сестра: Полина Шамаева (победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», меццо-сопрано);
Граф Монтероне: Отар Кунчулиа (бас);
Марулло, придворный: Александр Попов (баритон);
Борса, придворный: Максим Остроухов (тенор);
Граф Чепрано, придворный: Борис Жуков (бас);
Графиня Чепрано, его жена, придворная: Галина Бадиковская (сопрано);
Маддалена: Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Тюремщик: Михаил Первушин (лауреат Международных конкурсов, бас);
Паж: Екатерина Кичигина (сопрано).

Классическая постановка с пышными, красивыми, яркими костюмами и зрелищными декорациями – эффектный фон для развития событий. Несмотря на красоту сценического убранства, все внимание зрителей поглощает основная, музыкально-драматическая составляющая оперы.

Дирижер Александр Самоилэ ведет симфонический оркестр очень тонко, деликатно, интеллектуально. Каждая музыкальная фраза во вступлении исполняется с нарастающим драматизмом, из тихой скорби мотив вырастает в сногсшибательное, нокаутирующее, невыносимое горе. Всего мгновение – и перед глазами зрителей возникает большой зал герцогского дворца, где с минуты на минуту начнется праздничный бал. Траурный марш тут же перевоплощается в легкий, изящный, грациозный вальс. Беспечные веселые разговоры здесь перекликаются с грозными проклятиями и жестокими шутками. В музыкальную канву торжества очень интересно вплетаются мрачные, агрессивные, суровые мотивы. Музыкальный материал помогает сформировать в голове цельный, яркий образ каждого персонажа. Сольные арии, дуэты, ансамбли и массовые сцены раскрывают сердца и души всех героев спектакля.

Одним из ярчайших событий вечера стал дебют Ксении Нестеренко в партии Джильды. Героиня в ее исполнении предстала воплощением юности, свежести, нежности, обаяния и чистоты. Артистка вжилась в образ своего персонажа, она цвела, любила, мечтала, страдала, надеялась, ждала, ревновала и решалась на отчаянный шаг настолько искренне, что невозможно было не проникнуться несчастьями девочки, ставшей, по сути, пленницей родного отца и заплатившей за грехи родителя собственной жизнью. Голос яркий, богатый, насыщенный красками, журчащий и звонкий. От сложнейших колоратурных пассажей и распевок захватывает дух.

Горбун Риголетто в интерпретации Анджея Белецкого представляется мне не столько жестоким, безжалостным обличителем пороков высшего общества, которому вынужден служить, утопая в ненависти и презрении, а отцом прелестной юной дочери, нежного цветка, своей единственной отрады, источника света в мрачной жизни. Он жестокий, грубый, нервный, импульсивный, агрессивный, а причина тому одна – безумный страх потерять свое драгоценное сокровище. В этой партии голос артиста изобилует разнообразием красок, от стального хладнокровия до горячей мольбы, от грубого осмеяния до нежной заботы, от кровожадного злорадства до слез раскаяния.

Александр Богданов предстал в роли Герцога. На сцене появился уже не молодой правитель, не утративший, однако юношеского запала, по-прежнему засматривающийся на молодых женщин, прежде всего, жен и дочерей своих придворных кавалеров. Пылкое объяснение в любви очередной девушке заканчивается всегда одинаково.

Алексей Тихомиров виртуозно воплотил образ наемного убийцы Спарафучиле – грозного, жестокого, безжалостного, мрачного, но очень яркого, харизматичного человека с глубокими, выразительными глазами и мощным голосом, моментами доносящимся как бы из-под земли. Из уст этого персонажа пожелание доброй ночи звучит как злобная, циничная насмешка.

Полина Шамаева сыграла его сестру Маддалену, роскошную красавицу, роковую женщину с опьяняющим, завораживающим, теплым, страстным голосом и по-настоящему горячим темпераментом. От этой девушки не ушел еще ни один кавалер, многие стали жертвами ее брата. Обворожительная, кокетливая насмешница – противоположность хрупкой, глубоко лиричной Джильде.

«Грехи отцов падут на головы детей». Истинность этой фразы подтверждается многократно и историческими примерами, и литературными. А гнев родителя обесчещенной девушки – страшное наказание для виновников несчастья. Граф Монтероне (Отар Кунчулиа) – воплощение гнева, правосудия, мести. С его проклятия, направленного в сторону Герцога и Риголетто, и начинается движение сюжета в сторону трагедии.

Придворные Марулло (Александр Попов), Борса (Максим Остроухов), граф Чепрано (Борис Жуков) и артисты хора – яркая, пестрая толпа, затейники всевозможных забав, развлечений, заговорщики и интриганы. Но очень важно отметить: прежде всего, они – люди, а это значит, что могут думать, чувствовать, сострадать. Разряженные в пух и прах господа меняются в лицах, когда понимают, что их шутка зашла слишком далеко.

Благодаря потрясающе сильному, глубокому музыкальному материалу трагедия Риголетто всегда производит неизгладимое впечатление. В этот раз он стал фоном для по-настоящему театрального, драматически насыщенного, богатого на эмоции спектакля. На сцене были не артисты, а герои и персонажи, в которых они виртуозно перевоплотились. Спектакль прошел на одном дыхании и запомнился надолго.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр