2 октября 2019 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в рамках IV фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» представил премьеру прошлого сезона – камерное сочинение Б.Бриттена «Поругание Лукреции» (либретто Р.Дункана на основе одноименной пьесы А.Обе и поэмы У.Шекспира «Лукреция»).
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Художник – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Художник по свету – Тимофей Ермолин.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 26 апреля 2019 года.
Дирижер – Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Мужской хор – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Женский хор – Наталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
Коллатин, римский генерал – Алексей Антонов (бас);
Юний, римский генерал – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Тарквиний, сын этрусского тирана Тарквиния Гордого – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Лукреция, жена Коллатина – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Бьянка, кормилица Лукреции – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Люция, служанка Лукреции – Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
Оркестр:
Николай Донской (флейта);
Антон Бальцевич (гобой);
Юлия Климова (лауреат Международного конкурса, кларнет);
Максим Ёлкин (фагот);
Николай Кислов (валторна);
Виктор Сыч (ударные);
Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа);
Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Анастасия Птицына (скрипка);
Павел Безинский (лауреат Международного конкурса, альт);
Анна Балан (виолончель);
Александр Малюгов (контрабас);
Ян Латам-Кениг (фортепиано).
Действие спектакля происходит в Римской Империи, до нашей эры, во времена наиболее острых конфликтов между римлянами и этрусками. Титульная героиня – патрицианка Лукреция, жена легендарного полководца Коллатина – была изнасилована в своем собственном доме представителем высшей знати этрусков – принцем Тарквинием. После поругания она заколола себя кинжалом на глазах мужа.
Этот сюжет стал основой для многих произведений искусства – поэм, пьес, картин, статуй, скульптур и т.д. Систематически осуществляются постановки в драматических театрах. Опера Б.Бриттена, написанная в 1946 году – интереснейшая интерпретация старинной легенды.
«Поругание Лукреции» - камерная опера, которая играется силами 21 человека – 8 солистов и 13 музыкантов оркестра. На сцене царит интимная обстановка, что позволяет внимательно наблюдать за каждым персонажем, его действиями, мимикой, жестами, взглядами и оценками происходящих событий. Постановка Екатерины Одеговой очень тонкая, стильная и изысканная. Здесь нет ничего лишнего. Действо наполнено глубоким символизмом, любое движение неслучайно.
Сценография Этель Иошпы подчеркивает и углубляет основную тему произведения – противоположность мужского и женского миров. Два типа людей как будто обитают в параллельных вселенных, независимо друг от друга. Господа постоянно находятся в военных походах, а в редкие моменты досуга придаются бурным вакханалиям. Дамы сидят дома, ждут своих мужей, занимаясь рукоделием. Иногда и патрицианки участвуют в оргиях.
«Мужская» половина сцены неслучайно окутана едким темно-зеленым туманом: под воздействием паров алкоголя вернувшиеся из очередного похода немного раньше предполагаемого срока кавалеры решили проверить своих жен на верность. Испытание выдержала только жена Коллатина Лукреция. Есть у генерала повод для гордости. Другой полководец – Юний – уличил свою супругу в измене, и теперь злится на весь мир, завидует другу и мечтает отомстить, сняв с прекрасной патрицианки символический покров верности. Действовать персонаж намерен чужими руками, для чего провоцирует молодого этруска Тарквиния.
«Женский» мир куда более нежен и красив. Здесь и уютная атмосфера богатого дома, и обилие света, и роскошный ковер из цветов. Лукреция ждет возвращения своего супруга после очередных доблестных сражений, коротая время за прялкой в компании своей кормилицы Бьянки и молодой служанки Луции.
Две параллельные вселенные, то есть фрагменты сюжета, как это было заведено у мастеров античной драматургии, объединяются еще одним действующим лицом – хором. В камерной опере «Поругание Лукреции» существует два уникальных персонажа – мужской хор (Георгий Фараджев) и женский хор (Наталья Креслина).
Тенор и сопрано рассказывают зрителям, что происходило до начала спектакля, комментируют развитие событий на сцене и прогнозируют ближайшее будущее. Они не могут вмешиваться в ход действия, изменять историю. Эти два человека очень эмоционально переживают все перипетии сюжета, но любая их попытка остановить приближающуюся трагедию разбивается, как морская волна о камни.
Мужской и женский хор незримы для персонажей, они зорко следят за развитием действия, все время оказываются в самом центре событий. Зрители находятся с этим дуэтом в постоянном тесном контакте.
Музыкальный материал оперы воспринимается не просто в качестве звукового фона, а как центральное действующее лицо спектакля. Небольшой состав оркестра под управлением Яна Латам-Кенига очень чутко реагируют на малейшие изменения эмоционального состояния героев и тут же вызывает подобные чувства у зрителей. Знакомые по классическому оперному театру инструменты – струнные, духовые, ударные, клавишные, - звучат порой совсем не так, как мы привыкли. В течение двух актов попеременно можно услышать, более того – почувствовать, - нарастающую тревогу, беспокойство, страх, ужас, боль, унижение, позор, одержимость, нетерпение, удовлетворение, агрессию, спокойствие, эйфорию и т.д.
Музыкальные инструменты находятся в теснейшем контакте с голосами солистов, углубляя драматическую составляющую образов.
Лукреция (Гаяне Бабаджанян) в начале спектакля предстает молодой цветущей женщиной, яркой, красивой, страстной, горячей. Голос ее наполнен жизнью, энергией, теплотой, окрашен эмоционально. Став жертвой поругания, героиня теряет желание жить, звук становится тусклым, бледным, бесцветным.
Тарквиний в исполнении Дмитрия Орлова напомнил сильного, смелого, отважного льва или тигра, грациозно, элегантно, но мощно и стремительно добивающегося удовлетворения собственных амбиций и желаний. А в кратком обращении к спящей Лукреции его голос звучал мягко, завораживающе и нежно, так, словно этрусский принц, задавшись целью завоевать расположение высокородной красавицы, спел ей серенаду. Правда, как только девушка проснулась, картина резко изменилась - пред ней предстал разъяренный хищник, думающий совсем не о делах сердечных.
Легендарный римский полководец Коллатин (Алексей Антонов) – воин-триумфатор, любимый и любящий муж, абсолютно счастливый человек. Его мощный, громоподобный голос звучит в начале несколько гордо и заносчиво. Персонаж явно не одобряет идею приятелей проверить своих жен на верность. В конце спектакля, узнав жестокую правду и став свидетелем самоубийства Лукреции, этот персонаж быстро справляется с отчаянием и становится воплощением стихийной силы, вершащей справедливость.
Еще один римский генерал – Юний (Илья Кузьмин) – настоящий политик. Тонкий, сильный, хитрый, этот персонаж тихо, осторожно, мягко следует к достижению личной цели – выдворению ненавистного этруска Тарквиния из Рима и своему восхождению на престол. С этой целью он провоцирует принца на поругание Лукреции. И как провоцирует – ловко, умело, гипнотизируя взглядом, интонациями и низким, заставляющим внимать голосом.
Александра Саульская-Шулятьева предстала в роли Бьянки, кормилицы героини – доброй, заботливой, величественной, но простой женщины. Голос ее по-матерински теплый и нежный, мягкий и обволакивающий, защищающий и успокаивающий.
Кристина Бикмаева воплотила образ служанки Луции, сладкоголосой певчей птички, завораживающей головокружительными трелями и представляющей себя такой же прекрасной и желанной, как ее госпожа. Эта героиня – земная девушка с ангельским голосом.
В опере есть несколько очень интересных ансамблей. Голоса солистов сливаются с оркестром, становятся единым целым, но не теряют индивидуальность. Номера совершенно разные по своему драматическому характеру – от трепетного, нежного «цветочного» дуэта Бьянки и Луции до воинственного «римского» квартета «Долой этрусков!», от «темного» мужского эпизода до «светлого» женского.
Традиционно музыкальные инструменты могут показать все разнообразие колебаний человеческих душ, от невыразимого словами счастья до низвергающего в бездну горя. Здесь мелодии как бы проникают к основанию нервных окончаний зрителя, вызывая именно те чувства и эмоции, которые испытывают герои в этот момент.
Опера «Поругание Лукреции» открывает уникальную возможность на несколько минут проникнуть во внутренний мир персонажей, понять, что заставило их совершить тот или иной поступок. Это самая настоящая энциклопедия по практической психологии для театралов.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Художник – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Художник по свету – Тимофей Ермолин.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 26 апреля 2019 года.
Дирижер – Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Мужской хор – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Женский хор – Наталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
Коллатин, римский генерал – Алексей Антонов (бас);
Юний, римский генерал – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Тарквиний, сын этрусского тирана Тарквиния Гордого – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Лукреция, жена Коллатина – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Бьянка, кормилица Лукреции – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Люция, служанка Лукреции – Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
Оркестр:
Николай Донской (флейта);
Антон Бальцевич (гобой);
Юлия Климова (лауреат Международного конкурса, кларнет);
Максим Ёлкин (фагот);
Николай Кислов (валторна);
Виктор Сыч (ударные);
Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов, арфа);
Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Анастасия Птицына (скрипка);
Павел Безинский (лауреат Международного конкурса, альт);
Анна Балан (виолончель);
Александр Малюгов (контрабас);
Ян Латам-Кениг (фортепиано).
Действие спектакля происходит в Римской Империи, до нашей эры, во времена наиболее острых конфликтов между римлянами и этрусками. Титульная героиня – патрицианка Лукреция, жена легендарного полководца Коллатина – была изнасилована в своем собственном доме представителем высшей знати этрусков – принцем Тарквинием. После поругания она заколола себя кинжалом на глазах мужа.
Этот сюжет стал основой для многих произведений искусства – поэм, пьес, картин, статуй, скульптур и т.д. Систематически осуществляются постановки в драматических театрах. Опера Б.Бриттена, написанная в 1946 году – интереснейшая интерпретация старинной легенды.
«Поругание Лукреции» - камерная опера, которая играется силами 21 человека – 8 солистов и 13 музыкантов оркестра. На сцене царит интимная обстановка, что позволяет внимательно наблюдать за каждым персонажем, его действиями, мимикой, жестами, взглядами и оценками происходящих событий. Постановка Екатерины Одеговой очень тонкая, стильная и изысканная. Здесь нет ничего лишнего. Действо наполнено глубоким символизмом, любое движение неслучайно.
Сценография Этель Иошпы подчеркивает и углубляет основную тему произведения – противоположность мужского и женского миров. Два типа людей как будто обитают в параллельных вселенных, независимо друг от друга. Господа постоянно находятся в военных походах, а в редкие моменты досуга придаются бурным вакханалиям. Дамы сидят дома, ждут своих мужей, занимаясь рукоделием. Иногда и патрицианки участвуют в оргиях.
«Мужская» половина сцены неслучайно окутана едким темно-зеленым туманом: под воздействием паров алкоголя вернувшиеся из очередного похода немного раньше предполагаемого срока кавалеры решили проверить своих жен на верность. Испытание выдержала только жена Коллатина Лукреция. Есть у генерала повод для гордости. Другой полководец – Юний – уличил свою супругу в измене, и теперь злится на весь мир, завидует другу и мечтает отомстить, сняв с прекрасной патрицианки символический покров верности. Действовать персонаж намерен чужими руками, для чего провоцирует молодого этруска Тарквиния.
«Женский» мир куда более нежен и красив. Здесь и уютная атмосфера богатого дома, и обилие света, и роскошный ковер из цветов. Лукреция ждет возвращения своего супруга после очередных доблестных сражений, коротая время за прялкой в компании своей кормилицы Бьянки и молодой служанки Луции.
Две параллельные вселенные, то есть фрагменты сюжета, как это было заведено у мастеров античной драматургии, объединяются еще одним действующим лицом – хором. В камерной опере «Поругание Лукреции» существует два уникальных персонажа – мужской хор (Георгий Фараджев) и женский хор (Наталья Креслина).
Тенор и сопрано рассказывают зрителям, что происходило до начала спектакля, комментируют развитие событий на сцене и прогнозируют ближайшее будущее. Они не могут вмешиваться в ход действия, изменять историю. Эти два человека очень эмоционально переживают все перипетии сюжета, но любая их попытка остановить приближающуюся трагедию разбивается, как морская волна о камни.
Мужской и женский хор незримы для персонажей, они зорко следят за развитием действия, все время оказываются в самом центре событий. Зрители находятся с этим дуэтом в постоянном тесном контакте.
Музыкальный материал оперы воспринимается не просто в качестве звукового фона, а как центральное действующее лицо спектакля. Небольшой состав оркестра под управлением Яна Латам-Кенига очень чутко реагируют на малейшие изменения эмоционального состояния героев и тут же вызывает подобные чувства у зрителей. Знакомые по классическому оперному театру инструменты – струнные, духовые, ударные, клавишные, - звучат порой совсем не так, как мы привыкли. В течение двух актов попеременно можно услышать, более того – почувствовать, - нарастающую тревогу, беспокойство, страх, ужас, боль, унижение, позор, одержимость, нетерпение, удовлетворение, агрессию, спокойствие, эйфорию и т.д.
Музыкальные инструменты находятся в теснейшем контакте с голосами солистов, углубляя драматическую составляющую образов.
Лукреция (Гаяне Бабаджанян) в начале спектакля предстает молодой цветущей женщиной, яркой, красивой, страстной, горячей. Голос ее наполнен жизнью, энергией, теплотой, окрашен эмоционально. Став жертвой поругания, героиня теряет желание жить, звук становится тусклым, бледным, бесцветным.
Тарквиний в исполнении Дмитрия Орлова напомнил сильного, смелого, отважного льва или тигра, грациозно, элегантно, но мощно и стремительно добивающегося удовлетворения собственных амбиций и желаний. А в кратком обращении к спящей Лукреции его голос звучал мягко, завораживающе и нежно, так, словно этрусский принц, задавшись целью завоевать расположение высокородной красавицы, спел ей серенаду. Правда, как только девушка проснулась, картина резко изменилась - пред ней предстал разъяренный хищник, думающий совсем не о делах сердечных.
Легендарный римский полководец Коллатин (Алексей Антонов) – воин-триумфатор, любимый и любящий муж, абсолютно счастливый человек. Его мощный, громоподобный голос звучит в начале несколько гордо и заносчиво. Персонаж явно не одобряет идею приятелей проверить своих жен на верность. В конце спектакля, узнав жестокую правду и став свидетелем самоубийства Лукреции, этот персонаж быстро справляется с отчаянием и становится воплощением стихийной силы, вершащей справедливость.
Еще один римский генерал – Юний (Илья Кузьмин) – настоящий политик. Тонкий, сильный, хитрый, этот персонаж тихо, осторожно, мягко следует к достижению личной цели – выдворению ненавистного этруска Тарквиния из Рима и своему восхождению на престол. С этой целью он провоцирует принца на поругание Лукреции. И как провоцирует – ловко, умело, гипнотизируя взглядом, интонациями и низким, заставляющим внимать голосом.
Александра Саульская-Шулятьева предстала в роли Бьянки, кормилицы героини – доброй, заботливой, величественной, но простой женщины. Голос ее по-матерински теплый и нежный, мягкий и обволакивающий, защищающий и успокаивающий.
Кристина Бикмаева воплотила образ служанки Луции, сладкоголосой певчей птички, завораживающей головокружительными трелями и представляющей себя такой же прекрасной и желанной, как ее госпожа. Эта героиня – земная девушка с ангельским голосом.
В опере есть несколько очень интересных ансамблей. Голоса солистов сливаются с оркестром, становятся единым целым, но не теряют индивидуальность. Номера совершенно разные по своему драматическому характеру – от трепетного, нежного «цветочного» дуэта Бьянки и Луции до воинственного «римского» квартета «Долой этрусков!», от «темного» мужского эпизода до «светлого» женского.
Традиционно музыкальные инструменты могут показать все разнообразие колебаний человеческих душ, от невыразимого словами счастья до низвергающего в бездну горя. Здесь мелодии как бы проникают к основанию нервных окончаний зрителя, вызывая именно те чувства и эмоции, которые испытывают герои в этот момент.
Опера «Поругание Лукреции» открывает уникальную возможность на несколько минут проникнуть во внутренний мир персонажей, понять, что заставило их совершить тот или иной поступок. Это самая настоящая энциклопедия по практической психологии для театралов.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии