интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Античный сюжет, страсти, современное искусство и камерная интимность в спектакле Екатерины Одеговой "Поругание Лукреции"

 
 
 

Античный сюжет, страсти, современное искусство и камерная интимность в спектакле Екатерины Одеговой "Поругание Лукреции"

Автор: Ольга Пурчинская от 29-04-2019, 06:18, посмотрело: 1508

26 и 27 апреля 2019 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова представил премьеру – камерное сочинение английского композитора Бенджамина Бриттена (1913–1976) «Поругание Лукреции» (либретто Рональда Дункана, литературная основа – одноименная пьеса Андре Обе и поэма У.Шекспира «Лукреция») Мероприятие прошло в рамках перекрестного года музыкальной культуры Великобритании и России.

Античный сюжет, страсти, современное искусство и камерная интимность в спектакле Екатерины Одеговой "Поругание Лукреции"Музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Художник – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Художник по свету – Тимофей Ермолин.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).

Оркестр:
ФлейтаНиколай Донской;
ГобойАнтон Бальцевич;
КларнетЮлия Климова (лауреат Международного конкурса);
ФаготМаксим Ёлкин;
ВалторнаНиколай Кислов;
УдарныеВиктор Сыч;
АрфаПолина Баранова (лауреат Международных конкурсов);
СкрипкиМаксим Гусев (лауреат Международного конкурса), Анастасия Птицына;
АльтПавел Безинский (лауреат Международного конкурса);
ВиолончельАнна Балан;
КонтрабасАлександр Малюгов;
ФортепианоЯн Латам-Кениг.

В ролях:

26 апреля:
Мужской хорГеоргий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Женский хорЕкатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Коллатин, римский генералАлексей Антонов (бас);
Юний, римский генералБорис Жуков (бас);
Тарквиний, сын этрусского тирана Тарквиния ГордогоАртем Гарнов (баритон);
Лукреция, жена КоллатинаГаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Бьянка, кормилица ЛукрецииАлександра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Люция, служанка ЛукрецииАнастасия Белукова (лауреат Международного конкурса, сопрано).

27 апреля:
Мужской хорГеоргий Фараджев;
Женский хорНаталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
КоллатинАлексей Антонов;
ЮнийИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
ТарквинийДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
ЛукрецияМария Патрушева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
БьянкаИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
ЛюцияКристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано).

Действие оперы происходит в дохристанские времена, в эпоху Античности. Заглавная героиня – римская патрицианка, представительница высшей знати. Обрела известность как символ красоты и добродетели. Верная, любящая супруга военачальника Коллатина, она была обесчещена этрусским принцем Тарквинием, дальним родственником своего мужа. Чтобы смыть позор, молодая женщина закалывает себя на глазах у вернувшегося из военного похода супруга.

Опера «Поругание Лукреции» основана на этом античном сюжете. Но интимная трагедия – лишь верхушка айсберга. События разворачиваются во времена острого конфликта между римлянами и этрусками. Эти два государства, расположенных на территории современной Италии, неустанно подпитывали быт, нравы, обычаи, военное дело, культуру и искусство друг друга. К моменту падения священной Римской империи Этрурия (современная Тоскана) фактически интегрировалась в Древний Город и, поглощенная им, прекратила свое существование.

Б.Бриттен создал уникальное по форме и содержанию сочинение. По сути, это оригинальное авторское прочтение классических Страстей (пассионов), принявшее нетрадиционный вид камерной оперы, интимной драмы. В произведении отсутствуют грандиозные хоровой и оркестровый коллективы. Высокая античная трагедия разыгрывается усилиями 8 солистов и 13 музыкантов оркестра. Мощный хор здесь имеет лишь двух представителей – тенора и сопрано. Эти два голоса – не просто сторонние, независимые комментаторы событий. Прежде всего, перед нами находятся люди, которые глубоко переживают происходящее, не могут относиться к действию спокойно, равнодушно. Но законы жанра весьма суровы: ни в коем случае нельзя вмешиваться в события. Чему быть, того не миновать.

Действие поделено на два отдельных мира – мужской и женский. Это параллельные Вселенные со своими декорациями, костюмами, музыкальным материалом и драматургией.

Сильная половина человечества предается бурному веселью, пьянствует, воюет и гуляет на широкую ногу. Представители этого мира одеты в стильные, оригинальные доспехи со специфическими элементами в виде щупалец, рогов и хвостов. Разнообразные шлемы защищают героев от оружия во время боев и подчеркивают индивидуальность каждого персонажа – Коллатина, Юния и Тарквиния. Во время «мужского» эпизода на сцене становится очень мокро в буквальном смысле – пространство заполняется брызгами. Но даже холодный душ не в состоянии охладить пыл римлянина Юния, желающего изгнать из государства засидевшегося на троне тирана-этруска Тарквиния (точнее, его отца Тарквиния Гордого).
Господа испытали на верность своих жен. Выстояла лишь супруга Коллатина Лукреция – эталон красоты и добродетели. Ее чистота оказалась неподдельной. Тарквиний, провоцируемый Юнием, отправляется попытать счастья еще раз.

Прекрасная половина человечества – патрицианка Лукреция, ее служанка Люция и кормилица Бьянка – живут в прекрасном палаццо, просторном и светлом. Они предаются мечтам, занимаются рукоделием, украшают жилище восхитительными цветами. Жизнь дам сопровождает лиричная, нежная, прелестная музыка. Женские ансамбли под чарующие звуки арфы наполняют все вокруг ощущением хрупкости, красоты, грации и изящества.

Кульминационный момент спектакля – поругание Лукреции – находит воплощение в хореографической композиции, драматически наполненной, эстетичной, одухотворенной. Несмотря на красоту момента, атмосфера накаляется добела, в воздухе висит ощущение неотвратимо приближающегося злого рока.

Далее следует один из самых красивых эпизодов, как в музыкальном, так и в визуальном плане – «цветочный» дуэт Бьянки и Люции. Нежная, трепетная, легкая, как весенний ветерок мелодия звучит, пока женщины прекрасным солнечным утром перебирают охапку только что срезанных цветов. Этот номер контрастирует со следующим – появлением хозяйки, так и не пришедшей в себя после совершенного над ней насилия. Мы видим уже не ту добродетельную красавицу, какой она была в начале. Всего за одну ночь она, кажется, прожила долгую жизнь и разом потеряла все.

Каждый солист создал свой уникальный образ, сделал акцент на разные детали. В результате получилось два одинаково интересных, но непохожих друг на друга спектакля.

Голос мужского хоратенор Георгия Фараджева – рассказывает обо всем, что происходит в сильном, брутальном мире. Он очень четко аргументирует, как и подобает рассказчику. Он полон храбрости, куража и отваги. Не имея возможности вмешиваться в ход событий, голос пытается отвлечь героев интонационно – заворожить, устрашить, отвлечь.

Представительница женского хора Екатерина Петрова теплом и нежностью своего голоса пытается предотвратить надвигающуюся трагедию, удержать героиню от пробуждения, а ее верную служанку – от открывания двери.
Сопрано Натальи Креслиной наполнено драматизмом. Каждая фраза, каждое слово, каждая нота имеют глубокий смысл. Персонаж не может влиять на события, что действует угнетающе. Женский хор пытается помочь рывком души, силой мысли, ведь какие-либо действия со стороны этого персонажа исключены.

Главный «злодей» спектакля – римский генерал Юний. Его жена не выдержала испытания на верность, когда патриции вернулись из очередного военного похода раньше и застали дам врасплох. Теперь обозлившийся герой провоцирует Тарквиния пообщаться с добродетельной Лукрецией, не поддавшейся искушению. Но дамская верность – далеко не главная причина его «игр» с этруском.
Борис Жуков предстал в образе задиры, подстрекателя, дразнящего своего приятеля, пытающегося «развести» его на спор.
Илья Кузьмин показал ловкого дипломата, политика, направляющего действия оппонента в нужное для себя русло. Он тверд и уверен в себе, главная цель – свержение варвара с трона и собственное восхождение на престол.

Артем Гарнов показал Тарквиния похожим скорее не на злодея, а на героя, благородного, возвышенного, одухотворенного, но ослепленного страстью и проигравшего борьбу с собой. Дмитрий Орлов, напротив, явил довольно грубого, агрессивного, испепеленного страстью мужчины, но харизматичного и не лишенного обаяния.

Алексей Антонов предстал в образе римского генерала Коллатина. В начале это блестящий воин и чрезвычайно гордый муж, чья прелестная жена – эталон красоты и добродетели. Этот спокойный, рассудительный, мудрый человек пытается разнять своих товарищей, затеявших странную проверку своих жен, а затем крепко поссорившихся из-за ее результатов. Злоба и зависть других становится причиной его несчастья: в финале истории он теряет все, что любимо и дорого. Всем своим видом герой выражает боль, отчаяние и скорбь. Что же потом? Война? Попытка утолить жажду мщения?

Красота, свежесть, нежность и чувственность соединились в Лукреции в исполнении Гаяне Бабаджанян. Героиня – истинная гордая красавица-аристократка, верная, мудрая, добродетельная жена. В ее глазах пылает яркий страстный огонь, голос полон тепла и темперамента. Но после акта поругания патрицианка преображается до неузнаваемости: яркий, пьянящий голос как бы деревенеет, становится тусклым, почти прозрачным. В этот момент душа Лукреции будто покидает тело, устремляясь в вечность.
Не менее интересно титульный образ воплотила Мария Патрушева. Ее героиня любезна со всеми, но холодна и неприступна. Ее богатый, красивый, насыщенный голос расцветает всевозможными красками лишь когда Лукреция думает о любимом супруге. Став жертвой насилия, героиня делается холодной, а голос – как бы стальным, механическим. Безграничное обаяние женственности увядает на глазах.

Служанка героини Люция в исполнении Анастасии Белуковой – воплощение света, нежности, трогательной хрупкости и чистоты. Звук ее мелодичного, ангельского голоса похож на серебряный колокольчик.
Этот же персонаж в интерпретации Кристины Бикмаевой – живая, обаятельная юная девушка, одухотворенная, но не лишенная простых земных желаний и потребностей. Ее голос может быть и нежным, и парящим, и глубоким, и светлым, и страстным.

Александра Саульская-Шулятьева предстала в образе Бьянки, кормилицы Лукреции. Эта добрая, заботливая женщина всегда мечтала о дочери и до сих пор, несмотря на зрелый возраст, уверена в своей красоте. Уход за госпожой-патрицианкой – главная ее задача.
В исполнении Ирины Ромишевской персонаж напоминает гордую аристократку. По отношению к молодой служанке она строга, но справедлива, добра, но требовательна.

В опере есть несколько замечательных ансамблевых эпизодов. Мгновения слияния воедино нескольких голосов и инструментов – ни с чем не сравнимое удовольствие, торжество музыки, красоты и гармонии. Помимо эстетической составляющей, массовые сцены также несут серьезную смысловую нагрузку. В начале второго действия римские патриции обращаются с говорящим лозунгом: «Долой этрусков!». После смерти Лукреции герои интересуются: «И это все?». Нет! Не все. Спектакль очищает душу и открывает бескрайний простор для размышлений.

Опера камерная, драма, которая разыгрывается усилиями 21 человека (8 солистов, 13 музыкантов), воспринимается, как диалог сцены и зрительного зала. Каждый монолог, диалог или ансамбль обращается лично к каждому зрителю. Здесь нет ничего лишнего, каждый поворот головы или взмах руки концептуален и наполнен смыслом.


Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц

Еще фотографии:

26 апреля
27 апреля

Категория: Театр » Музыкальный театр