интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Библейская ветхозаветная легенда в стиле триллера в опере Рихарда Штрауса "Саломея"

 
 
 

Библейская ветхозаветная легенда в стиле триллера в опере Рихарда Штрауса "Саломея"

Автор: Ольга Пурчинская от 28-03-2018, 05:00, посмотрело: 1771

25 марта 2018 года сцена московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова окрасилась в по-настоящему роскошную, богатую цветовую гамму. Преобладали золотой, серебряный, черный и белый тона. Было по-восточному знойно, загадочно, тонко и жестоко. В этот вечер звучала «Саломея» Рихарда Штрауса.
Либретто основано на одноименной драме Оскара Уайльда, переведенной на немецкий язык Хедвиг Лахман.
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Сценография и костюмы – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Свет – Сергей Скорнецкий.
Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 14 сентября 2015 года.

Библейская ветхозаветная легенда в стиле триллера в опере Рихарда Штрауса "Саломея"Дирижер – Ян Латам-Кениг.

В ролях:
Ирод, тетрарх ИудеиДмитрий Пьянов (тенор);
Иродиада, его женаАлександра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртской Республики, меццо-сопрано);
Саломея, дочь ИродиадыТаисия Ермолаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Иоканаан, пророк (Иоанн Креститель) – Артем Гарнов (баритон);
Нарработ, начальник стражиАлександр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор);
Паж ИродиадыАнна Синицына (меццо-сопрано);
Первый иудейАлексей Петров (тенор);
Второй иудейВладимир Федоткин (тенор);
Третий иудейДмитрий Бобров (тенор);
Четвертый иудейЯрослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Пятый иудейВладимир Стрельцов (бас);
Первый назареянинМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Второй назареянинМаксим Остроухов (тенор);
Первый солдатДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Второй солдатЭдуард Бабий (бас);
КаппадокиецИгорь Попеляев (бас);
РабАнтон Бочкарев (тенор);
ПалачАлмаз Сунгатулин (бас).

Соло в оркестре:
Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов, скрипка);
Сергей Соловьев (лауреат Международных конкурсов, альт);
Дмитрий Устименко (виолончель);
Сергей Гречаников (лауреат Международного конкурса, флейта);
Антон Бальцевич (гобой);
Инна Шегай (лауреат Международного конкурса, гобой);
Виктор Денисенко (контрафагот).

Музыкальный материал оперы, соединяясь с визуальным рядом спектакля, создает живые, потрясающие воображение картины. Симфонический оркестр театра под управлением Яна Латам-Кенига погружает зрителей в роскошную обстановку дворца тетрарха Иудеи, в жаркий, знойный, страстный мир древней восточной цивилизации. Но красота природы, богатство интерьеров и манящая, завораживающая прелесть заглавной героини – это всего лишь фон, на котором будут развиваться многочисленные события. Аудиовизуальная декорация, стильная, изысканная, аскетичная, становится эффектной подложкой под лавинообразно нарастающие перипетии. Страсти накаляются с каждой секундой, жажда сменяется страстью, желание – яростью, отторжение – жестокостью. Богатые, насыщенные, мощные мелодии – настоящий стихийный поток, сносящий все на своем пути. При таком сопровождении на сцене может разворачиваться только остросюжетный триллер!

Красавица Саломея в исполнении Таисии Ермолаевой обладает неукротимой энергией и яркой харизмой. Она восхищает и подавляет, привлекает и околдовывает. Есть что-то загадочное, гипнотизирующее в ее грациозных движениях. Восточная пластика и особенный взгляд сводят с ума. Горячий темперамент, терпкий, пряный голос, кошачьи движения и девичья подвижность помогают героине обезоружить любого кавалера, даже самого сильного, грозного воина.
Внешность бывает обманчива! Под маской загадочной красоты скрывается капризная натура и холодное, жестокое сердце. То упорство, с которым принцесса требует принести ей отрубленную голову пророка, напоминает навязчивую идею. Вероятно, обожженная страстью и не получившая ответа, она попросту теряет рассудок.

Пронзительно, ярко, эмоционально проживает образ тетрарха Иудеи Ирода Дмитрий Пьянов. Когда этот персонаж «на коне», он очень уверен в себе, своих силах и возможностях. Серьезные волнения выбивают правителя из колеи. В голосе появляется характерный надрыв, подрагивают руки, на лице застывает ужас. И все это – вперемежку со стремительно овладевающей царем испепеляющей страстью, поедающей изнутри и лишающей возможности трезво оценивать ситуацию и быстро соображать.

Крайне острым, сложным характером и взрывным темпераментом наделена царица Иродиада. В исполнении Александры Саульской-Шулятьевой грозная супруга Ирода и мать Саломеи – грозная, величественная дама, практически никогда не теряющая самообладания. Маску спокойствия и невозмутимости с ее лица стирают лишь долетающие до дворца речи пленного пророка, томящегося в заключении. Роскошная, яркая, суровая правительница сосредоточена на себе, погружена глубоко в свои мысли. Из этого состояния Ее Величество выводит только один человек.
«Горячий» голос похож на ветер пустыни, на песчаную бурю, настигающую везде. Доведенная речами пророка до белого каления, Иродиада становится холодной, как ледяная глыба. Теперь ее нутро «обжигает» по-другому.

Маску спокойствия и самоуверенности с царственных лиц стирает Иоканаан (Иоанн Креститель) – самый таинственный, загадочный персонаж. В исполнении Артема Гарнова ветхозаветный пророк предстает духовно обогащенным, кротким, излучающим внутренний свет и чистоту. Между тем, перед нами – живой человек, и ничто земное ему не чуждо. Могучее усилие воли – и уже никакие чувства не могут оборвать его особую связь с представителями высших сил.
Мягкий, бархатистый голос наполняет пространство теплом и завораживающей красотой южной ночи, а также животворящей прохладой растений и свежего морского бриза. И даже грозные предзнаменования, которые, подобно жерлу действующего вулкана, извергает пророк, не погружают во мрак.

На пиру у тетрарха собралось множество гостей – представителей разных народов древнего мира: пять иудеев (Алексей Петров, Владимир Федоткин, Дмитрий Бобров, Ярослав Абаимов, Владимир Стрельцов), два назареянина (Михаил Первушин, Максим Остроухов) и каппадокиец (Игорь Попеляев). Эта колоритная компания вкусно ест, сладко пьет и горячо, страстно, эмоционально дискутирует на тему высоких философских материй. Спор получается захватывающе интересным. В жаркой тенорово-басовой битве победитель до сих пор не выявлен.

Интересны и разнообразны образы слуг. Начальник стражи Нарработ (Александр Скварко) и паж Иродиады (Анна Синицына) полны внутреннего света и тепла. Эти люди верны своим хозяевам и на многое готовы ради них. Даже несмотря на одолевающие мрачные предчувствия, они несут в себе заряд необходимой жизненной энергии и добра.
Два солдата (Дмитрий Орлов, Эдуард Бабий), раб (Антон Бочкарев) и палач (Алмаз Сунгатулин) – парад персонажей, полных силы, увы, направленной лишь на выполнение всех требований жестоких господ, обремененных властью и могуществом.

Опера «Саломея» - остросюжетный триллер, вариация на тему библейского ветхозаветного сюжета. События здесь развиваются стремительно, лавинообразно. Горячая, по-южному страстная и по-восточному загадочная музыка становится эффектным, живописным фоном для развития известных событий, поданных О.Уайльдом в эстетике декаданса. Здесь разрушению подлежит все: и жизнь, и власть, и эпоха.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр