интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Визуальный монохром и музыкально-драматическое буйство красок в спектакле Аллы Сигаловой "Травиата"

 
 
 

Визуальный монохром и музыкально-драматическое буйство красок в спектакле Аллы Сигаловой "Травиата"

Автор: Ольга Пурчинская от 14-10-2018, 05:16, посмотрело: 1392

12 октября 2018 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь была сыграна трагическая история о любви и ее гибели. Оригинальная версия одного из любимейших шедевров Дж.Верди«Травиаты» (либретто Ф.М.Пьяве по мотивам романа А.Дюма-сына «Дама с камелиями») – пользуется популярностью у зрителей без малого два десятилетия.

Музыкальная редакция – Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер – Алла Сигалова (Заслуженная артистка России).
Сценография – Эрнст Гейдебрехт.
Костюмы – Мария Данилова.
Свет – Глеб Фильштинский.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Премьера состоялась 13 июля 1999 года.

Дирижер – Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая маска»).

Визуальный монохром и музыкально-драматическое буйство красок в спектакле Аллы Сигаловой "Травиата"В ролях:
ВиолеттаМария Буйносова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Альфред ЖермонАлексей Неклюдов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Жорж ЖермонБорис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Аннина, подруга ВиолеттыСветлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
ФлораИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
ГастонМаксим Остроухов (тенор);
Барон ДюфольАндрей Фетисов (бас);
БарменАнатолий Григорьев (баритон);
Гости на балах в домах Виолетты и Флорыартисты хора.

Сценическое пространство решено в аскетичном монохроме. Черные декорации, такие же костюмы. Балы в домах Виолетты и Флоры – не традиционные празднества, они гораздо больше напоминают поминки. Люди общаются, играют в карты, двигаются, но создана иллюзия траура, декаданса, разрушения одной жизни.

Несмотря на все, что сказано выше, мне бы не хотелось, чтобы читатель думал, будто эта версия «Травиаты» создает исключительно мрачное, гнетущее настроение. Скорее, эта оригинальная «картинка» - кадр из черно-белого кино, звукового шедевра Голливуда, где главное – не визуальный ряд, а музыкально-драматическая составляющая. Каждый артист, выходящий на сцену в этом спектакле, раскрашивает своего персонажа яркими красками. Здесь нет мелочей, нюансы важны для понимания героев.

Ярким пятном на общем черном фоне выделяется центральное лицо оперы – мадемуазель Виолетта Валери, дама полусвета, «падшая женщина» (травиата). Она сражена тяжким недугом, в течение спектакля постепенно угасает ее жизнь. Несмотря на характер своей деятельности, героиня не утратила потребности во взаимной всепоглощающей любви. Но может ли быть счастлива куртизанка, хотя бы на протяжении небольшого временного интервала?
Мария Буйносова предстала в образе девушки тонкой, изящной и нежной. Она разительно отличается от своих гостий не только внешне. Самое главное – у героини совершено другая душа, излучающая свет, чистоту и тепло. Голос ее похож на звонкий колокольчик и журчащий ручеек. Это словно воплощение ангела, сначала падшего, затем прощенного и летящего туда, где нет места боли, страданиям физическим и душевным. А как красиво, легко, мягко и плавно звучат сложнейшие, головокружительные пассажи, несмотря на то, что мадемуазель Валери постоянно мучают приступы чахоточного кашля и одышки!
В Виолетте непостижимым образом уживаются трогательная, прозрачная хрупкость и невероятная сила. Кристально чистая душа героини одерживает верх над ее темным прошлым, она освобождается и отправляется в свободный полет в Вечность.

Альфред Жермон в исполнении Алексея Неклюдова – пылкий, горячий юноша, человек, находящийся в полной власти своих чувств. Голос сверкает богатой палитрой настроений и состояний героя, от светло-поэтичного до мрачно-агрессивного, от серебристого до стального, от теплого до холодного. Солнечный тенор обжигает знойной страстью, а затем разит наповал молниеносной вспышкой отчаянной ревности. Его противостояние с бароном Дюфолем (Андрей Фетисов) – череда грозных взглядов и нелюбезного общения. А в итоге – дуэль.

Борис Стаценко впервые (на сцене «Новой Оперы») исполнил партию Жоржа Жермона. В этот вечер на сцене царил гордый аристократ, глава старинного рода, охранитель чести, достоинства и репутации своей семьи. Перед нами был не просто строгий выходец из высшего общества, желающий покончить с мимолетным увлечением сына. Прежде всего, зрители увидели отца юной дочери – девушки на выданье, разумеется, желающего ей самого лучшего, крепкого и счастливого брака. Герой не зол, не агрессивен, скорее, решителен. Он тверд, неколебим, но в мощном, властном, богатом, чисто королевском голосе слышна мольба, а изначально суровый, повелительный взгляд теплеет на глазах.
Жермон приходит к Виолетте, опираясь на трость. Он предельно сосредоточен. После нескольких минут красивейшего, драматически наполненного дуэта герой, добившийся поставленной цели, на глазах молодеет.
Строгий родитель может быть и совсем другим – мягким, даже ласковым. Он так ждет возвращения блудного сына в родной дом! Но как только родное чадо совершает поступок, недостойный мужчины, отец вновь становится суровым карателем, торжествующим воплощением справедливости и королевского достоинства.

Аннина в исполнении Светланы Скрипкиной предстала доброй, любящей заботливой служанкой, помогающей смертельно больной Виолетте, ухаживающей за ней, как за дорогой подругой. Образ наполнен светом, мягкостью и теплотой.

Куртизанки бывают разные. Яркая рыжая бестия Флора (Ирина Ромишевская) – сгусток огненного темперамента. Ей не знакома любовная лихорадка, она весела и беззаботна. В салоне этой героини всегда полно шумного, разномастного народа. Среди ее кавалеров – харизматичный Гастон (Максим Остроухов).

Артисты хора предстали в образах гостей Виолетты и Флоры. Мрачный монохром в образах – только визуальная оболочка. На самом деле мы увидели активных участников действия и сторонних наблюдателей, сочувствующих героям. Общение, азартные игры, танцы, вкусная еда и щедрая выпивка – зрелищное обрамление прекрасной полифонии.

Симфонический оркестр театра под управлением Дмитрия Волосникова погрузил публику в океан света и чистоты – именно так на музыкальном языке представляется изображение души главной героини. Она мечется между небом и землей, парит в изысканной, утонченной, изящной, немного кокетливой трехдольной форме вальса. Каким разным настроением наполняет атмосферу этот танец в разные моменты спектакля. Как и в жизни, здесь есть место радости и печали, веселью и тоске, любви и ревности, комедии и трагедии, фарсу и драме, монохрому и буйству красок.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр