интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Травиата" в "Новой Опере": яркая история трагической любви в черно-белых тонах

 
 
 

"Травиата" в "Новой Опере": яркая история трагической любви в черно-белых тонах

Автор: Ольга Пурчинская от 27-03-2016, 03:48, посмотрело: 2034

Какая из опер Дж.Верди самая популярная? Сложно сказать, какой ответ на этот вопрос дали бы иностранные театралы, в России же он будет однозначным: конечно же, «Травиата» (либретто Ф.М.Пьяве по драме А.Дюма-сына «Дама с камелиями»)! Действительно, трагическая история любви обреченной дамы полусвета и молодого аристократа, обрамленная в мелодии дивной красоты, долгие годы неизменно привлекает внимание публики по всей нашей огромной стране.

Очень изысканный, элегантный спектакль по мотивам «Травиаты» - настоящий долгожитель репертуара московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Премьера состоялась 14 июля 1999 года. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Дирижер – Дмитрий Волосников. Режиссер-постановщик – Алла Сигалова (Заслуженная артистка России). Сценография – Эрнст Гейдебрехт. Костюмы – Мария Данилова (лауреат Государственной премии России). Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России) и Андрей Лазарев. Свет – Глеб Фильштинский.

"Травиата" в "Новой Опере": яркая история трагической любви в черно-белых тонахЗа почти семнадцать лет постановка стала одним из символов «Новой Оперы» и до сих пор пользуется неизменной любовью нескольких поколений зрителей. 25 марта 2016 года «Травиата» была сыграна в 120-й раз.

Сценическое пространство решено таким образом, что уже с первых секунд спектакля мы попадаем на торжество. Но это – не веселый, беззаботный праздник. Монохромный черный цвет наводит на совершенно иные мысли: ощущение такое, будто в банкетном зале в доме Виолетты Валери все готово к траурным, похоронным мероприятиям. И действительно, уже во время увертюры мы видим молодого человека, в отчаянии склонившегося над бездыханным телом девушки. Естественно, что это – главные действующие лица: Виолетта (Екатерина Миронычева, сопрано) и Альфред (Георгий Васильев, тенор). Все, что будет происходить дальше – воспоминания героя.

Сцена, костюмы, даже глаза – все окрашено в черный цвет (кроме нескольких белых элементов одежды центральных персонажей). Устойчивый монохром поддерживает общую атмосферу грусти и печали. С другой стороны, он позволяет зрителю сосредоточиться на действии и разукрасить его самостоятельно, следуя уникальным веяниям собственного воображения и творческой фантазии. Бессмертная музыка Дж.Верди, вокальные и актерские данные артистов «Новой Оперы» создают настолько яркие образы, что нарочитая игра колористической палитры могла бы стать излишней.

Центральная героиня – Виолетта – в исполнении Екатерины Миронычевой предстала тонкой, элегантной, изящной, грациозной, практически прозрачной, словно фея из волшебных сказок. Беспечная, веселая, искрящаяся в начале спектакля, в конце, под действием губительного сочетания колоссального потрясения и мучительного недуга, она становится глубоко несчастной и одинокой. Радость контрастирует с печалью, решимость – со страхом, эйфория – с невыносимой болью, доброта и благородство – со специфическим образом жизни, лирические нотки – с глубоким внутренним драматизмом. Суровые испытания, выпавшие на долю молодой дамы полусвета, за один короткий миг заставили ее юную душу стремительно повзрослеть: ощущение такое, будто последние мгновения жизни проживает уже совершенно взрослая, мудрая женщина.

Альфред Георгия Васильева – молодой аристократ, уже целый год находящийся во власти сильного чувства, но за это время не утративший искренности, страсти и эмоционального порыва. Мелодичный, звонкий, «журчащий» голос как нельзя лучше рисует портрет влюбленного героя и буквально зачаровывает с первых минут.
Внутренний свет, радость и счастье нахождения с любимой стремительно сменяются жестокой обидой, агрессией, желанием отомстить, а затем – разрывающей сердце болью и гнетущим отчаянием.

Жорж Жермон в исполнении Анджея Белецкого (лауреат Международного конкурса, баритон) – не жестокий тиран, желающий разорвать связь своего сына. Прежде всего, это – отец, глава семьи, желающий максимально хорошо устроить будущее своих детей. Жесткий, бескомпромиссный настрой в момент знакомства с Виолеттой сменяет нежность, с которой он говорит о своей дочери, чье личное счастье оказалось под угрозой. Лавинообразное нарастание драматизма обеспечивает семейный фотоальбом, заставляющий героиню принять непростое решение, буквально за несколько дней лишившее ее всего.
Доброта, ласка и глубокая внутренняя печаль отца из-за поведения сына сменяются резкой вспышкой агрессии. В ходе сцены в игорном доме в какой-то момент показалось, что старший Жермон за считанные секунды постарел буквально на глазах. В конце спектакля он уже был глубоким стариком.

Личностные качества главных героев проявлялись также в контакте со второстепенными персонажами: доброй подругой Виолетты Анниной (лауреат Международного конкурса Светлана Скрипкина, сопрано), заботящейся о ней в последние дни жизни; роскошным бароном (Сергей Тарасов, бас), покровителем Виолетты; его подругой (Виктория Майданова); харизматичной Флорой (лауреат Международных конкурсов Татьяна Табачук, меццо-сопрано), дамой полусвета, завсегдатаем светских приемов; ее спутником Гастоном (Максим Остроухов, тенор) и барменом (Анатолий Григорьев, баритон).

Помпезную торжественность и антураж светского мероприятия отдельным сценам спектакля придали артисты хора, вышедшие на сцену в образах гостей в салоне Виолетты и в игорном доме.

Симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением Дмитрия Волосникова погружал публику в реалистичный, живописный мир «Травиаты» с его трехдольной ритмической основой – вальсом. Элегантный, галантный танец в разных эпизодах спектакля звучал то весело и беспечно, то грустно и печально, то радостно, то трагично.

История любви двух молодых людей из разных слоев общества – аристократа и куртизанки, стремительно угасающей от тяжкого недуга, уже более полутора столетий трогает сердца и души миллионов людей. А такие стильные, эффектные постановки, как в «Новой Опере», становятся эффектным обрамлением литературно-музыкального материала, оттеняя и подчеркивая его.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр