Песни и романсы, кантатно-ораториальные и симфонические произведения, музыка для кино и театральных постановок, вокальные миниатюры и циклы, оперетта и сюиты… В каких только жанрах не работал советский и российский композитор Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998)! В его богатейшем творческом наследии есть, кажется, практически все виды музыкального искусства, многие из которых были признаны истинными шедеврами еще при жизни автора, едва ли не сразу после выхода становились классикой. В год 100-летия со дня рождения Маэстро в России проводится множество концертных программ, погружающих отечественных меломанов в самую глубь его многочисленных сочинений.
13 ноября в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершился фестиваль вокальной музыки «Век Свиридова», в течение шести вечеров знакомивший своих гостей с камерным пластом творчества композитора. Заключительный концерт получил название «Песня и театр». Подробно об истории создания циклов и отдельных миниатюр, а также мелодий к знаменитым спектаклям рассказал ведущий Михаил Сегельман.
Первое отделение открыли три фрагмента огромного цикла «Двадцать пять песен для баса» (1939 – 1979), в котором объединились произведения многих поэтов, как отечественных, так и зарубежных (в переводах). В исполнении Сергея Тарасова (бас) прозвучали сочинения разных лет: «В полях, под снегом и дождем» (слова Р.Бернса, перевод С.Маршака, 1944), «Не страшусь!» (слова Р.Онерва, перевод А.Блока, 1958) и «Как яблочко, румян» (слова П. – Ж.Беранже, перевод В.Курочкина, 1939). Партия фортепиано – Светлана Радугина (дипломант Международных конкурсов).
Густой, богатый, насыщенный голос артиста каждую историю рассказывает в лицах, создавая ощущение диалога, то гипнотически-вкрадчивого, то развлекающее-расслабляющего, то настораживающего, то успокаивающего. Состояние гармоничной завершенности придает этому «повествованию» рояль, создавая «картинам», «пишущимся» буквально на глазах у публики, в режиме, так сказать, «прямого эфира», живой, естественный фон, знакомый пейзаж.
Следующий вокальный цикл, рисующий панораму камерного творчества Г.В.Свиридова и прозвучавший в этот вечер – «Слободская лирика» (семь песен на слова А.Прокофьева и А.Исаковского для голоса и фортепиано, 1958). Миниатюры «Свежий день», «Услышь меня, хорошая», «Русская девчонка», «Гармоника играет», «Ой, снова я сердцем широким бедую», «Свадьба милой» и «Мне не жаль, что друг женился» исполнили Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор) и Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон). Партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворгизова (дипломант Международных конкурсов).
Яркий, величественный, теплый тенор Михаила Губского каждую песню превращает в небольшую оперу с сильными чувствами и страстями, бушующими, словно разбушевавшаяся стихия.
Баритон Алексея Богданчикова – эффектное сочетание нежного, изысканного, словно бархатного нижнего регистра и элегантного, изящного, звонкого верха. В качестве «приятного бонуса» - сильная энергетика и харизма.
Во второй половине первого отделения концерта прозвучали фрагменты сочинений, написанных композитором для театральных постановок. Оперные вокалисты позволяют увидеть вроде бы знакомые произведения в совершенно новом ракурсе, подать их в особой эстетике, порой даже меняющей восприятие всех перипетий сюжетов классических европейских драм.
Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон) исполнил «Две песни из пьесы Ф.Дюмануа и А.Деннери «Дон Сезар де Базан» (1946) – «Застольную» и «Маритану». Партия фортепиано – Юлия Банькова.
Бодро, мягко, задорно, утонченно и по-аристократически благородно прозвучали миниатюры от лица испанского гранда.
Под звуки фортепиано за считанные секунды мы перенеслись из почти уже зимней Москвы в теплую, солнечную субтропическую страну XVII века, где царят совсем иные нравы и обычаи, чем в наши дни. И рыцарские правила и традиции там еще не перевелись.
«Две песни из драмы В.Гюго «Рюи Блаз» (1952) – «Серенада» и «Мне горя мало!» - прозвучали в исполнении Алексея Богданчикова. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой).
Алексей Богданчиков создает образ героя, сильного, мужественного, не пасующего перед неизбежными трудностями, завершенный элегантным, изысканным голосом.
Красками музыки Дмитрий Сибирцев создает прекрасные испанские пейзажи, поражающие воображение яркостью и разнообразием. Но живописные мелодии Свиридова – это лишь фон, на котором дальше будут развиваться драматичные события.
Второе отделение концерта началось с двух фрагментов цикла «Песни на слова советских композиторов». Миниатюры «Осенью» (слова М.Исаковского, 1958) и «Сибирская песенка» из пьесы «Умка – Белый медведь» (слова И.Сельвинского, 1936) прозвучали в исполнении Ирины Костиной (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Партия фортепиано – Светлана Радугина.
Нежный, изящный, «хрустальный» голос певицы создает образ хрупкой, прекрасной осенней природы. Лирическо-элегичные, меланхолично-созерцательные, вдохновенно-проникновенные мотивы оттенены нарастающим напряжением и глубоким внутренним драматизмом.
Музыкальное сопровождение подчеркивает красоту осеннего пейзажа, а также все нарастающее волнение героини.
Завершил концерт (а заодно и весь фестиваль «Век Свиридова») цикл «Страна отцов», точнее, поэма на слова А.Исаакяна (перевод А.Блока и советских поэтов, 1950). Песни «Пролог. Слава отцов», «В дальний путь!», «Песнь о хлебе», «Был бы у меня баштан», «Долина Сално», «Черный орел», «Моей матери», «Дым отечества», «Бранный клич», «Сестре» и «Эпилог. Моя Родина» исполнили Михаил Губский и Петр Мигунов (Заслуженный артист России, бас). Партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворгизова.
Во время звучания этого длинного, драматически накаленного цикла мне все время казалось, что мы слушаем произведение не российского, а армянского композитора, настолько четко ощущается в музыке вся боль и скорбь народа, испытавшего на протяжении долгой истории множество бед. Пусть и в переводе, но стихи Исаакяна и музыка Свиридова сошлись воедино, создавая ощущение чего-то общего, неотделимого.
Михаил Губский и Петр Мигунов вокально и интонационно передали не только страдания, но и героические начала одной из древнейших цивилизаций, бодрость духа, теплоту сердец, уважение и почитание родных, ставшие частью менталитета народа, чья история насчитывает уже не одну тысячу лет.
Музыкальный материал многократно углубляет образы, заложенные в стихотворениях: мерное, монотонное постукивание колокола, жесткие, мощные звуки, торжественные, несколько гимнические, кое-где решительные мотивы.
Камерный фестиваль «Век Свиридова» позволил почувствовать единение с вокальной музыкой Г.В.Свиридова, такой близкой и понятной, очень точно рисующей образы России, затаившиеся в стихотворениях А.А.Блока и С.А.Есенина, помог чуть приблизиться к расшифровке одной из сложных тайн – феномена русской души.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии
13 ноября в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершился фестиваль вокальной музыки «Век Свиридова», в течение шести вечеров знакомивший своих гостей с камерным пластом творчества композитора. Заключительный концерт получил название «Песня и театр». Подробно об истории создания циклов и отдельных миниатюр, а также мелодий к знаменитым спектаклям рассказал ведущий Михаил Сегельман.
Первое отделение открыли три фрагмента огромного цикла «Двадцать пять песен для баса» (1939 – 1979), в котором объединились произведения многих поэтов, как отечественных, так и зарубежных (в переводах). В исполнении Сергея Тарасова (бас) прозвучали сочинения разных лет: «В полях, под снегом и дождем» (слова Р.Бернса, перевод С.Маршака, 1944), «Не страшусь!» (слова Р.Онерва, перевод А.Блока, 1958) и «Как яблочко, румян» (слова П. – Ж.Беранже, перевод В.Курочкина, 1939). Партия фортепиано – Светлана Радугина (дипломант Международных конкурсов).
Густой, богатый, насыщенный голос артиста каждую историю рассказывает в лицах, создавая ощущение диалога, то гипнотически-вкрадчивого, то развлекающее-расслабляющего, то настораживающего, то успокаивающего. Состояние гармоничной завершенности придает этому «повествованию» рояль, создавая «картинам», «пишущимся» буквально на глазах у публики, в режиме, так сказать, «прямого эфира», живой, естественный фон, знакомый пейзаж.
Следующий вокальный цикл, рисующий панораму камерного творчества Г.В.Свиридова и прозвучавший в этот вечер – «Слободская лирика» (семь песен на слова А.Прокофьева и А.Исаковского для голоса и фортепиано, 1958). Миниатюры «Свежий день», «Услышь меня, хорошая», «Русская девчонка», «Гармоника играет», «Ой, снова я сердцем широким бедую», «Свадьба милой» и «Мне не жаль, что друг женился» исполнили Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор) и Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон). Партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворгизова (дипломант Международных конкурсов).
Яркий, величественный, теплый тенор Михаила Губского каждую песню превращает в небольшую оперу с сильными чувствами и страстями, бушующими, словно разбушевавшаяся стихия.
Баритон Алексея Богданчикова – эффектное сочетание нежного, изысканного, словно бархатного нижнего регистра и элегантного, изящного, звонкого верха. В качестве «приятного бонуса» - сильная энергетика и харизма.
Во второй половине первого отделения концерта прозвучали фрагменты сочинений, написанных композитором для театральных постановок. Оперные вокалисты позволяют увидеть вроде бы знакомые произведения в совершенно новом ракурсе, подать их в особой эстетике, порой даже меняющей восприятие всех перипетий сюжетов классических европейских драм.
Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон) исполнил «Две песни из пьесы Ф.Дюмануа и А.Деннери «Дон Сезар де Базан» (1946) – «Застольную» и «Маритану». Партия фортепиано – Юлия Банькова.
Бодро, мягко, задорно, утонченно и по-аристократически благородно прозвучали миниатюры от лица испанского гранда.
Под звуки фортепиано за считанные секунды мы перенеслись из почти уже зимней Москвы в теплую, солнечную субтропическую страну XVII века, где царят совсем иные нравы и обычаи, чем в наши дни. И рыцарские правила и традиции там еще не перевелись.
«Две песни из драмы В.Гюго «Рюи Блаз» (1952) – «Серенада» и «Мне горя мало!» - прозвучали в исполнении Алексея Богданчикова. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой).
Алексей Богданчиков создает образ героя, сильного, мужественного, не пасующего перед неизбежными трудностями, завершенный элегантным, изысканным голосом.
Красками музыки Дмитрий Сибирцев создает прекрасные испанские пейзажи, поражающие воображение яркостью и разнообразием. Но живописные мелодии Свиридова – это лишь фон, на котором дальше будут развиваться драматичные события.
Второе отделение концерта началось с двух фрагментов цикла «Песни на слова советских композиторов». Миниатюры «Осенью» (слова М.Исаковского, 1958) и «Сибирская песенка» из пьесы «Умка – Белый медведь» (слова И.Сельвинского, 1936) прозвучали в исполнении Ирины Костиной (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Партия фортепиано – Светлана Радугина.
Нежный, изящный, «хрустальный» голос певицы создает образ хрупкой, прекрасной осенней природы. Лирическо-элегичные, меланхолично-созерцательные, вдохновенно-проникновенные мотивы оттенены нарастающим напряжением и глубоким внутренним драматизмом.
Музыкальное сопровождение подчеркивает красоту осеннего пейзажа, а также все нарастающее волнение героини.
Завершил концерт (а заодно и весь фестиваль «Век Свиридова») цикл «Страна отцов», точнее, поэма на слова А.Исаакяна (перевод А.Блока и советских поэтов, 1950). Песни «Пролог. Слава отцов», «В дальний путь!», «Песнь о хлебе», «Был бы у меня баштан», «Долина Сално», «Черный орел», «Моей матери», «Дым отечества», «Бранный клич», «Сестре» и «Эпилог. Моя Родина» исполнили Михаил Губский и Петр Мигунов (Заслуженный артист России, бас). Партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворгизова.
Во время звучания этого длинного, драматически накаленного цикла мне все время казалось, что мы слушаем произведение не российского, а армянского композитора, настолько четко ощущается в музыке вся боль и скорбь народа, испытавшего на протяжении долгой истории множество бед. Пусть и в переводе, но стихи Исаакяна и музыка Свиридова сошлись воедино, создавая ощущение чего-то общего, неотделимого.
Михаил Губский и Петр Мигунов вокально и интонационно передали не только страдания, но и героические начала одной из древнейших цивилизаций, бодрость духа, теплоту сердец, уважение и почитание родных, ставшие частью менталитета народа, чья история насчитывает уже не одну тысячу лет.
Музыкальный материал многократно углубляет образы, заложенные в стихотворениях: мерное, монотонное постукивание колокола, жесткие, мощные звуки, торжественные, несколько гимнические, кое-где решительные мотивы.
Камерный фестиваль «Век Свиридова» позволил почувствовать единение с вокальной музыкой Г.В.Свиридова, такой близкой и понятной, очень точно рисующей образы России, затаившиеся в стихотворениях А.А.Блока и С.А.Есенина, помог чуть приблизиться к расшифровке одной из сложных тайн – феномена русской души.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии