Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998) – композитор, работавший во многих жанрах и направлениях. В числе его сочинений можно встретить произведения крупной и малой формы, симфонические и камерные, вокальные, оркестровые, существующие сами по себе или неотделимо от театральных постановок и кинофильмов.
Одно из ключевых направлений творчества Маэстро – вокальная лирика. Песни и романсы композитор создавал на протяжении всей жизни, их общее количество превышает три сотни. Миниатюры на стихи российских, советских и зарубежных композиторов существуют как по отдельности, так и объединенными в циклы.
В год 100-летия со дня рождения Г.В.Свиридова в России проводятся многочисленные концерты, цель которых – подробно познакомить любителей и ценителей музыки с творчеством композитора, чьи произведения становились классикой, едва были исполнены чуть ли не в первый раз.
В московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова с 27 октября проходит фестиваль вокальной музыки «Век Свиридова», призванный раскрыть некоторые тайны, заключенные в песнях и романсах композитора, как отдельных произведений, так и глобальных циклов. 6 ноября состоялся пятый концерт, названный организаторами «Петербургские и другие песни».
Об особом влиянии поэзии А.Блока на творчество композитора, об использовании произведений других поэтов, о значении Петербурга в жизни великого русского композитора, о важных смыслах, заключенных в том или ином вокальном цикле и о многом другом публике поведал ведущий вечера Михаил Сегельман.
Программу концерта открыли несколько фрагментов огромного цикла «Двадцать пять песен для баса», объединившего в себе все лучшие, на взгляд автора, произведения для самого низкого мужского голоса, созданные за четыре десятилетия (1939 – 1979).
Песни «Лесная сторона» (слова Б.Корнилова), «Братья, люди!» (слова С.Есенина), «Сибирь» (слова В.Саянова) и «Солдатская шинель» (слова А.Твардовского, из поэмы «Василий Теркин») прозвучали в исполнении Станислава Черненкова (лауреат Международных конкурсов, бас). Партия фортепиано – Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов).
Голос артиста, мягкий, бархатистый, деликатно, вкрадчиво рассказывает историю. Еще мгновение – и повествование разбавляется сильными, практически героическими нотками на фоне изысканных звуков рояля, то бодрящих, то успокаивающих, рисующих картины, окружающие персонажа, но не оттягивающие все внимание на себя.
М.Ю.Лермонтов не относился к числу самых любимых поэтов Г.В.Свиридова. Тем не менее, у композитора есть цикл «Восемь романсов на слова М.Ю.Лермонтова» (1938 / 1957).
Вокальные миниатюры «Парус», «Они любили друг друга», «Как небеса, твой взор блистает», «Силуэт», «Соседка», «Горные вершины», «Портрет NN» (Подражание Даргомыжскому) и «Тучки небесные» спели Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано) и Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор). Партия фортепиано – Екатерина Маклярская.
Словно уверенный проводник, теплый, «пряный», терпкий, будто слегка опьяняющий голос Александры Саульской-Шулятьевой то погружает зрителей в мощный водоворот бушующих страстей и колоссального эмоционального напряжения, то отправляет публику в свободный полет по просторам раздумий, мечтаний созерцательного характера с возможностью стороннего наблюдения за стремительным развитием сюжета романса.
Чарующе-элегантный голос Марата Гареева живописно иллюстрирует картины, знакомые со школьной скамьи драматически-романтические пейзажи из стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Екатерина Маклярская при помощи средств музыкальной выразительности создала образы одиночества, скорби, печали, воодушевления, мечтаний, надежд, одухотворения и т.д. Капли дождя, звуки надвигающейся грозы, слезы, глубокие раздумья и мечты оживали в музыке Г.В.Свиридова буквально на глазах.
Второе отделение концерта началось с еще нескольких фрагментов цикла «Двадцать пять песен для баса». Миниатюры «История про бублики» (слова В.Маяковского), «В Нижнем Новгороде» (слова Б.Корнилова) и «Рыбаки на Ладоге» (слова А.Прокофьева) прозвучали в исполнении Дмитрия Орлова (лауреат Международного конкурса, бас). Партия фортепиано – Юлия Банькова.
Яркий, харизматичный, глубокий артист, Дмитрий Орлов создает очень органичные образы, за его героями хочется наблюдать практически неотрывно. Бодрые, энергичные, сильные, отважные, обаятельные, живые, эти персонажи надолго остаются в памяти, как в оперном спектакле, так и в песне или романсе.
В завершении пятого концерта фестиваля «Век Свиридова» прозвучал цикл, во многом определивший его название – «Петербургские песни» на слова А.Блока (1963). Вокальные миниатюры «Перстень-страданье», «Как прощались, страстно клялись…», «Вербочки», «На Пасхе», «На чердаке», «Колыбельная песенка», «В октябре» и «Мы встретились с тобою в храме…» исполнили Наталья Креслина (лауреат Премии города Москвы, сопрано), Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон), Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), Екатерина Маклярская (фортепиано), Андрей Барзов (дипломант Международного конкурса, скрипка) и Анна Балан (лауреат Международного конкурса, виолончель).
В этом цикле вырисовывается образ героя, коим становится не человек, а город – Санкт-Петербург с его неповторимой атмосферой. Складывается ощущение, что перед нами – неустанно функционирующий живой организм, находящийся в постоянном интенсивном, стремительном движении. Узкие улочки, церкви, крошечные домики, дворы – все это становится неотъемлемой частью судьбы отдельно взятого города. Радости здесь сменяются печалями, а беззаботное веселье – мрачными раздумьями.
Квартет солистов в сопровождении трех музыкантов нарисовал живописный портрет Петербурга. Артисты представали то веселыми, беззаботными, кокетливыми, то мечтательными, то страдающими, то угнетенными, горюющими, скорбящими.
Каждая песня ил романс Г.В.Свиридова – это история в миниатюре. Небольшой рассказ, порой могущий сообщить едва ли не больше, чем произведение крупной формы. В исполнении артистов театра «Новая Опера» каждая история приобретает особый, сокровенный смысл. Каждый вечер фестиваля превращается в таинство.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии
Одно из ключевых направлений творчества Маэстро – вокальная лирика. Песни и романсы композитор создавал на протяжении всей жизни, их общее количество превышает три сотни. Миниатюры на стихи российских, советских и зарубежных композиторов существуют как по отдельности, так и объединенными в циклы.
В год 100-летия со дня рождения Г.В.Свиридова в России проводятся многочисленные концерты, цель которых – подробно познакомить любителей и ценителей музыки с творчеством композитора, чьи произведения становились классикой, едва были исполнены чуть ли не в первый раз.
В московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова с 27 октября проходит фестиваль вокальной музыки «Век Свиридова», призванный раскрыть некоторые тайны, заключенные в песнях и романсах композитора, как отдельных произведений, так и глобальных циклов. 6 ноября состоялся пятый концерт, названный организаторами «Петербургские и другие песни».
Об особом влиянии поэзии А.Блока на творчество композитора, об использовании произведений других поэтов, о значении Петербурга в жизни великого русского композитора, о важных смыслах, заключенных в том или ином вокальном цикле и о многом другом публике поведал ведущий вечера Михаил Сегельман.
Программу концерта открыли несколько фрагментов огромного цикла «Двадцать пять песен для баса», объединившего в себе все лучшие, на взгляд автора, произведения для самого низкого мужского голоса, созданные за четыре десятилетия (1939 – 1979).
Песни «Лесная сторона» (слова Б.Корнилова), «Братья, люди!» (слова С.Есенина), «Сибирь» (слова В.Саянова) и «Солдатская шинель» (слова А.Твардовского, из поэмы «Василий Теркин») прозвучали в исполнении Станислава Черненкова (лауреат Международных конкурсов, бас). Партия фортепиано – Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов).
Голос артиста, мягкий, бархатистый, деликатно, вкрадчиво рассказывает историю. Еще мгновение – и повествование разбавляется сильными, практически героическими нотками на фоне изысканных звуков рояля, то бодрящих, то успокаивающих, рисующих картины, окружающие персонажа, но не оттягивающие все внимание на себя.
М.Ю.Лермонтов не относился к числу самых любимых поэтов Г.В.Свиридова. Тем не менее, у композитора есть цикл «Восемь романсов на слова М.Ю.Лермонтова» (1938 / 1957).
Вокальные миниатюры «Парус», «Они любили друг друга», «Как небеса, твой взор блистает», «Силуэт», «Соседка», «Горные вершины», «Портрет NN» (Подражание Даргомыжскому) и «Тучки небесные» спели Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано) и Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор). Партия фортепиано – Екатерина Маклярская.
Словно уверенный проводник, теплый, «пряный», терпкий, будто слегка опьяняющий голос Александры Саульской-Шулятьевой то погружает зрителей в мощный водоворот бушующих страстей и колоссального эмоционального напряжения, то отправляет публику в свободный полет по просторам раздумий, мечтаний созерцательного характера с возможностью стороннего наблюдения за стремительным развитием сюжета романса.
Чарующе-элегантный голос Марата Гареева живописно иллюстрирует картины, знакомые со школьной скамьи драматически-романтические пейзажи из стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Екатерина Маклярская при помощи средств музыкальной выразительности создала образы одиночества, скорби, печали, воодушевления, мечтаний, надежд, одухотворения и т.д. Капли дождя, звуки надвигающейся грозы, слезы, глубокие раздумья и мечты оживали в музыке Г.В.Свиридова буквально на глазах.
Второе отделение концерта началось с еще нескольких фрагментов цикла «Двадцать пять песен для баса». Миниатюры «История про бублики» (слова В.Маяковского), «В Нижнем Новгороде» (слова Б.Корнилова) и «Рыбаки на Ладоге» (слова А.Прокофьева) прозвучали в исполнении Дмитрия Орлова (лауреат Международного конкурса, бас). Партия фортепиано – Юлия Банькова.
Яркий, харизматичный, глубокий артист, Дмитрий Орлов создает очень органичные образы, за его героями хочется наблюдать практически неотрывно. Бодрые, энергичные, сильные, отважные, обаятельные, живые, эти персонажи надолго остаются в памяти, как в оперном спектакле, так и в песне или романсе.
В завершении пятого концерта фестиваля «Век Свиридова» прозвучал цикл, во многом определивший его название – «Петербургские песни» на слова А.Блока (1963). Вокальные миниатюры «Перстень-страданье», «Как прощались, страстно клялись…», «Вербочки», «На Пасхе», «На чердаке», «Колыбельная песенка», «В октябре» и «Мы встретились с тобою в храме…» исполнили Наталья Креслина (лауреат Премии города Москвы, сопрано), Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон), Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), Екатерина Маклярская (фортепиано), Андрей Барзов (дипломант Международного конкурса, скрипка) и Анна Балан (лауреат Международного конкурса, виолончель).
В этом цикле вырисовывается образ героя, коим становится не человек, а город – Санкт-Петербург с его неповторимой атмосферой. Складывается ощущение, что перед нами – неустанно функционирующий живой организм, находящийся в постоянном интенсивном, стремительном движении. Узкие улочки, церкви, крошечные домики, дворы – все это становится неотъемлемой частью судьбы отдельно взятого города. Радости здесь сменяются печалями, а беззаботное веселье – мрачными раздумьями.
Квартет солистов в сопровождении трех музыкантов нарисовал живописный портрет Петербурга. Артисты представали то веселыми, беззаботными, кокетливыми, то мечтательными, то страдающими, то угнетенными, горюющими, скорбящими.
Каждая песня ил романс Г.В.Свиридова – это история в миниатюре. Небольшой рассказ, порой могущий сообщить едва ли не больше, чем произведение крупной формы. В исполнении артистов театра «Новая Опера» каждая история приобретает особый, сокровенный смысл. Каждый вечер фестиваля превращается в таинство.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии