интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Приношение Георгию Свиридову" в "Новой опере"

 
 
 

"Приношение Георгию Свиридову" в "Новой опере"

Автор: Марина Айриянц от 10-02-2014, 03:51, посмотрело: 2796

Георгия Свиридова нельзя назвать малоизвестным отечественным композитором, но если попросить любителей музыки вспомнить его произведения, большинству придет в голову ежедневно звучащая с телеэкрана сюита «Время, вперед!» из одноименного фильма, да вальс и романс из знаменитой «Метели».

Слушатели, оказавшиеся на очередном "вокальном перекрестке" в «Новой опере» 7 февраля расскажут об этом композиторе гораздо больше. Много интересного поведал ведущий концерта Михаил Сегельман, еще больше – солисты театра Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Василий Ладюк (лауреат международных конкурсов, баритон), Александр Киселев (лауреат международных конкурсов, бас), солист Национального академического оркестра русских народных инструментов имени Н.П.Осипова Александр Захаров (Заслуженный артист Республики Ингушетия, лауреат Премии г. Москвы, тенор), солист театра «Геликон-Опера» Михаил Давыдов (лауреат международных конкурсов, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой, баритон) и автор идеи фестиваля «Вокальные перекрестки» Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии г. Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой), исполнивший партию фортепиано.

Необычайный талант композитора проявился уже в детстве, а свой первый вокальный цикл «Шесть романсов на слова А.С.Пушкина», ставший знаменитым, Свиридов написал в 20 лет. Далее следовали всевозможные произведения – от почти классической романтической музыки до практически духовной. Композитор искал свой стиль и к середине 50-х годов прошлого столетия обрел его – яркий, самобытный, с русским характером. Его творческая жизнь была довольно долгой, что не может не радовать любителей и ценителей музыки, получивших возможность наслаждаться множеством великолепных произведений.

«Приношение Георгию Свиридову» открыл Михаил Давыдов. «Слеза» из цикла «Двадцать пять песен для баса» (стихи народные), «Богоматерь в городе» («Петербург», поэма для голоса и фортепиано, стихи А.А.Блока») и исполненные им во втором отделении «Русская песня» (стихи народные, цикл «Двадцать пять песен для баса»), а также «История про бублики и про бабу, не признающую республики» («Две песни о Гражданской войне», стихи В.В.Маяковского) показали не только прекрасную вокальную форму солиста, но и его умение донести до слушателя драматизм музыкального произведения - заставить страдать вместе с героем, где это необходимо, улыбаться, если так задумано, видеть картины, нарисованные автором.

Русские мотивы в творчестве Свиридова особенно хорошо удалось показать Александру Захарову. «Ой, снова я сердцем широким бедую…», «Мне не жаль, что друг женился…», «Русская девчонка» (из цикла «Слободская лирика. Семь песен на слова А.А.Прокофьева и М.В.Исаковского», стихи А.А.Прокофьева) как народные песни напомнили о бескрайних просторах страны и мятущейся русской душе.

«Четыре песни на слова А.А.Блока» (из цикла «Двадцать пять песен для баса») – «Видение», «Когда невзначай в воскресенье…», «Петербургская песенка», «Голос из хора» - подарил слушателям Александр Киселев. Настроив публику на серьезный лад в первом отделении концерта, во втором солист неожиданно развеселил всех песнями «Всю землю тьмой заволокло» (стихи Р.Бернса в переводе С.Я.Маршака) и «Как яблочко, румян…» (стихи П.Ж.Беранже в переводе В.С.Курочкина, из цикла «Двадцать пять песен для баса»).

Несколько сторон творчества Свиридова показала нам Ирина Ромишевская. Она исполнила «Как небеса, твой взор блистает…» (из цикла «Восемь песен на слова М.Ю.Лермонтова), показала песню Мери из несостоявшейся, к сожалению, оперы «Пир во время чумы» (стихи А.С.Пушкина), заставила ощутить трагедию невесты, идущей за гробом жениха («Невеста», «Петербург», поэма для голоса и фортепиано, стихи А.А.Блока).

Знаменитый цикл «Шесть романсов на слова А.С.Пушкина» представил публике неподражаемый Василий Ладюк. «Зимняя дорога» и «Подъезжая под Ижоры» в его исполнении приобрели совершенно новое звучание. Помимо необыкновенного голоса солист обладает настоящим драматическим талантом, он буквально проживает роль, увлекая за собой зрителя, независимо от того, играет ли он спектакль, поет арию из оперы, романс или песню.

Мы не услышали знакомых мелодий Георгия Свиридова из кинофильмов, но помимо песен и романсов композитора в этот вечер прозвучала его музыка к театральным постановкам. Две песни из драмы В.Гюго «Рюи Блаз» - «Серенада» и «Мне горя мало» исполнила Ирина Ромишевская, а знаменитой «Маританой» (из музыки к пьесе Ф.Дюмануа и А.д’Эннери «Дон Сезар де Базан) триумфально завершил концерт Василий Ладюк.

Марина Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр