Камерные вокальные сочинения Георгия Васильевича Свиридова (1915 – 1998) впечатляют не только невероятно живописными, яркими образами, заключенными в музыке, но и разнообразием авторов, чьи стихи запечатлел в своих произведениях великий русский композитор прошлого столетия. Он писал на слова как отечественных поэтов, так и зарубежных (в переводе), а также на памятники устного народного творчества различных стран, в том числе союзных республик.
В 2015 году отмечается знаковая дата – 100-летие со дня рождения Маэстро. В связи с этим по всей России проводится множество мероприятий, помогающих любителям и ценителям музыкального искусства открыть для себя отдельные грани обширного творческого наследия композитора. Так, в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова проходит камерный фестиваль «Век Свиридова», представляющий за шесть дней практически полную панораму его вокальных миниатюр.
Четвертый концерт цикла 3 ноября получил название «Песни разных народов». Важные исторические сведения, проливающие свет на некоторые особенности творчества композитора, в том числе небольшой уклон в сторону народных текстов, публике сообщил ведущий вечера Михаил Сегельман.
Концерт открылся вокальным циклом «Три болгарские народные песни» (1950). Вокальные миниатюры «Любовь к отчизне» (мелодия Д.Чинтулова, 1822 – 1886), «Смерть Тодора» и «Весна пришла» (русский текст В.Рождественского) прозвучали в исполнении Антона Бочкарева (тенор) и Александра Попова (баритон). Партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворгизова (дипломант Международных конкурсов).
Звонко, энергично, парадно прозвучала первая песня. Но вместо излишнего пафоса в голосах молодых артистов слышится и практически ощущается согревающий солнечный свет, а созданные образы излучают тепло и вдохновение.
Скорбно-торжественные мотивы песни «Смерть Тодора» эффектно контрастируют с героически-мягким голосом Александра Попова, теплым, чуть терпким, не оставляющим ощущения печали и пустоты.
Дуэт тенора и баритона в сопровождении фортепиано «Весна пришла» - произведение, полное очарования пробуждающейся природы и молодецкого задора. Звенящая капель, распускающиеся цветы, поющие птицы слышатся в этой мелодии. Ощущение такое, что песня погружает в знакомый мир советской оперетты.
Редчайший фрагмент любовной лирики далматов (народ, живший на территории современной Хорватии, ее восточной части, постоянно угнетаемый захватчиками и окончательно канувший в Лету в начале ХХ столетия) – «Далматинскую песню» (1974) на слова Д.Ранины из народной поэзии XVI века (перевод И.Голенищева-Кутузова) – спела Анна Викторова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано). Партия фортепиано – Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов). Чуть позже артистки исполнили цикл «Три песни на слова А.Исаакяна» (1949) в переводе А.Блока и С.Шервинского, состоящий из романсов «Страдания любви», «Черный взор» и «Изгнанник».
Голос певицы, глубокий, насыщенный, чуть терпкий, слегка опьяняющий, моментами буквально завораживает. Околдовывая и взглядом, и звуком, Анна Викторова погружает публику в самые затаенные чертоги душ своих героинь. Каждая миниатюра становится новой историей, которую хочется дослушать до конца.
Атмосфера, создаваемая фортепиано при прикосновении пальцев Юлии Баньковой, отражает содержание бездонных глаз героини, описывает пейзаж берега Дуная, где зарождается и развивается сильное чувство, передает глубокую боль возлюбленной изгнанника.
Отрывок из музыкальной комедии «Огоньки» (1951) – «Песенка Кати» - прозвучал в исполнении Ирины Ромишевской (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано). За роялем – Екатерина Гольцова (лауреат Международных конкурсов).
Очень интересно сочетание непростой судьбы героини, описываемой в тексте песни, с легкой, беззаботной мелодией. Голос певицы и искорки в ее глазах создают портрет изящной, грациозной девушки, для которой любая проблема – лишь временное препятствие, и преодолеть его не составит серьезного труда.
Первое отделение концерта завершил цикл «Деревянная Русь» (1964). Четыре вокальные миниатюры на слова С.Есенина – «Прощай, родная пуща…», «Топи да болота…», «Я, странник убогий…» и «Не ищи меня ты в боге…» - спел Антон Бочкарев. Партия фортепиано - Лариса Скворцова-Геворгизова.
Светлый, звонкий, словно солнечный голос артиста при помощи «короля инструментов» рисует яркие, живописные полотна есенинской, крестьянской Руси.
Вторая половина вечера началась с «Двух песен на слова А.С.Пушкина» (1980).
«Песня Мери» из трагедии «Пир во время чумы» прозвучала в исполнении Ирины Ромишевской. Голос певицы отражает боль, ужас, отчаяние и страх, таящиеся в душе ее героини.
Песню «Старость» спел Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас). Мощный, раскатистый голос артиста рисует образ человека, доживающего последние дни и готовящегося к смерти. От этих глубоких размышлений буквально веет холодом.
Партию фортепиано исполнила Екатерина Гольцова. Под действием ее пальцев «король инструментов» рисовал мрачные картины города, переживающего страшную беду – нашествие смертоносной эпидемии – и загробного мира, возникающего в мыслях старика.
В заключение концерта прозвучал цикл «Песни на слова Р.Бернса» (1955). Вокальные миниатюры «Осень», «Возвращение солдата», «Джон Андерсон», «Робин», «Городской парень», «Финдлей», «Всю землю тьмой заволокло», «Прощай!» и «Честная бедность» в переводе С.Маршака исполнили Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон) и Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой, фортепиано).
Анджей Белецкий каждую песню превращает в маленький спектакль. Здесь есть все – и элегантная ирония, и остроумная комедия, и искрометный юмор, и серьезный драматизм, и глубокие раздумья, и некоторая вальяжность, и бодрость, и активность, и меланхолия, и легкая веселость, и многое другое. А самое главное – мощный, всепоглощающий, глубокий, насыщенный голос, проникающий, кажется, повсюду.
Каждая миниатюра становится живой, объемной, максимально интересной благодаря фортепиано, под руками Дмитрий Сибирцева приобретающему свой собственный, самобытный характер и порой оставляющему ощущение наличия симфонического оркестра.
Сливаясь воедино, голос и фортепиано открывают новые грани звука, оттенки образов и рассказывают совершенно удивительные истории, яркие и остающиеся в памяти надолго.
В этот раз не обошлось без приятного бонуса – в самом конце программы Анджей Белецкий и Дмитрий Сибирцев исполнили заключительный фрагмент цикла «Отчалившая Русь» на слова С.Есенина – «О родина, счастливый и неисходный час!».
Произведение прозвучало бодро, энергично, с верой в светлое, спокойное будущее.
Знакомство с менталитетом разных народов лучше всего осуществлять, исследуя его национальное искусство. Фольклор и иностранная авторская поэзия даже в переводах порой не теряет всей той глубины, которая была заложена мастерами слова в момент создания. Дополненные музыкой Г.В.Свиридова, эти стихотворения открываются с новой стороны, помогая любителям и ценителям искусства проникать в самые затаенные уголки душ людей, говорящих на других языках.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии
В 2015 году отмечается знаковая дата – 100-летие со дня рождения Маэстро. В связи с этим по всей России проводится множество мероприятий, помогающих любителям и ценителям музыкального искусства открыть для себя отдельные грани обширного творческого наследия композитора. Так, в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова проходит камерный фестиваль «Век Свиридова», представляющий за шесть дней практически полную панораму его вокальных миниатюр.
Четвертый концерт цикла 3 ноября получил название «Песни разных народов». Важные исторические сведения, проливающие свет на некоторые особенности творчества композитора, в том числе небольшой уклон в сторону народных текстов, публике сообщил ведущий вечера Михаил Сегельман.
Концерт открылся вокальным циклом «Три болгарские народные песни» (1950). Вокальные миниатюры «Любовь к отчизне» (мелодия Д.Чинтулова, 1822 – 1886), «Смерть Тодора» и «Весна пришла» (русский текст В.Рождественского) прозвучали в исполнении Антона Бочкарева (тенор) и Александра Попова (баритон). Партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворгизова (дипломант Международных конкурсов).
Звонко, энергично, парадно прозвучала первая песня. Но вместо излишнего пафоса в голосах молодых артистов слышится и практически ощущается согревающий солнечный свет, а созданные образы излучают тепло и вдохновение.
Скорбно-торжественные мотивы песни «Смерть Тодора» эффектно контрастируют с героически-мягким голосом Александра Попова, теплым, чуть терпким, не оставляющим ощущения печали и пустоты.
Дуэт тенора и баритона в сопровождении фортепиано «Весна пришла» - произведение, полное очарования пробуждающейся природы и молодецкого задора. Звенящая капель, распускающиеся цветы, поющие птицы слышатся в этой мелодии. Ощущение такое, что песня погружает в знакомый мир советской оперетты.
Редчайший фрагмент любовной лирики далматов (народ, живший на территории современной Хорватии, ее восточной части, постоянно угнетаемый захватчиками и окончательно канувший в Лету в начале ХХ столетия) – «Далматинскую песню» (1974) на слова Д.Ранины из народной поэзии XVI века (перевод И.Голенищева-Кутузова) – спела Анна Викторова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано). Партия фортепиано – Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов). Чуть позже артистки исполнили цикл «Три песни на слова А.Исаакяна» (1949) в переводе А.Блока и С.Шервинского, состоящий из романсов «Страдания любви», «Черный взор» и «Изгнанник».
Голос певицы, глубокий, насыщенный, чуть терпкий, слегка опьяняющий, моментами буквально завораживает. Околдовывая и взглядом, и звуком, Анна Викторова погружает публику в самые затаенные чертоги душ своих героинь. Каждая миниатюра становится новой историей, которую хочется дослушать до конца.
Атмосфера, создаваемая фортепиано при прикосновении пальцев Юлии Баньковой, отражает содержание бездонных глаз героини, описывает пейзаж берега Дуная, где зарождается и развивается сильное чувство, передает глубокую боль возлюбленной изгнанника.
Отрывок из музыкальной комедии «Огоньки» (1951) – «Песенка Кати» - прозвучал в исполнении Ирины Ромишевской (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано). За роялем – Екатерина Гольцова (лауреат Международных конкурсов).
Очень интересно сочетание непростой судьбы героини, описываемой в тексте песни, с легкой, беззаботной мелодией. Голос певицы и искорки в ее глазах создают портрет изящной, грациозной девушки, для которой любая проблема – лишь временное препятствие, и преодолеть его не составит серьезного труда.
Первое отделение концерта завершил цикл «Деревянная Русь» (1964). Четыре вокальные миниатюры на слова С.Есенина – «Прощай, родная пуща…», «Топи да болота…», «Я, странник убогий…» и «Не ищи меня ты в боге…» - спел Антон Бочкарев. Партия фортепиано - Лариса Скворцова-Геворгизова.
Светлый, звонкий, словно солнечный голос артиста при помощи «короля инструментов» рисует яркие, живописные полотна есенинской, крестьянской Руси.
Вторая половина вечера началась с «Двух песен на слова А.С.Пушкина» (1980).
«Песня Мери» из трагедии «Пир во время чумы» прозвучала в исполнении Ирины Ромишевской. Голос певицы отражает боль, ужас, отчаяние и страх, таящиеся в душе ее героини.
Песню «Старость» спел Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас). Мощный, раскатистый голос артиста рисует образ человека, доживающего последние дни и готовящегося к смерти. От этих глубоких размышлений буквально веет холодом.
Партию фортепиано исполнила Екатерина Гольцова. Под действием ее пальцев «король инструментов» рисовал мрачные картины города, переживающего страшную беду – нашествие смертоносной эпидемии – и загробного мира, возникающего в мыслях старика.
В заключение концерта прозвучал цикл «Песни на слова Р.Бернса» (1955). Вокальные миниатюры «Осень», «Возвращение солдата», «Джон Андерсон», «Робин», «Городской парень», «Финдлей», «Всю землю тьмой заволокло», «Прощай!» и «Честная бедность» в переводе С.Маршака исполнили Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон) и Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой, фортепиано).
Анджей Белецкий каждую песню превращает в маленький спектакль. Здесь есть все – и элегантная ирония, и остроумная комедия, и искрометный юмор, и серьезный драматизм, и глубокие раздумья, и некоторая вальяжность, и бодрость, и активность, и меланхолия, и легкая веселость, и многое другое. А самое главное – мощный, всепоглощающий, глубокий, насыщенный голос, проникающий, кажется, повсюду.
Каждая миниатюра становится живой, объемной, максимально интересной благодаря фортепиано, под руками Дмитрий Сибирцева приобретающему свой собственный, самобытный характер и порой оставляющему ощущение наличия симфонического оркестра.
Сливаясь воедино, голос и фортепиано открывают новые грани звука, оттенки образов и рассказывают совершенно удивительные истории, яркие и остающиеся в памяти надолго.
В этот раз не обошлось без приятного бонуса – в самом конце программы Анджей Белецкий и Дмитрий Сибирцев исполнили заключительный фрагмент цикла «Отчалившая Русь» на слова С.Есенина – «О родина, счастливый и неисходный час!».
Произведение прозвучало бодро, энергично, с верой в светлое, спокойное будущее.
Знакомство с менталитетом разных народов лучше всего осуществлять, исследуя его национальное искусство. Фольклор и иностранная авторская поэзия даже в переводах порой не теряет всей той глубины, которая была заложена мастерами слова в момент создания. Дополненные музыкой Г.В.Свиридова, эти стихотворения открываются с новой стороны, помогая любителям и ценителям искусства проникать в самые затаенные уголки душ людей, говорящих на других языках.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии