Девизу Первой Студии Вахтанговского театра «Молодые – молодым» как никогда точно соответствует постановка «Чужая жена и муж под кроватью», премьера которой состоялась 28 февраля 2017 года: в спектакле молодого режиссера, студентки второго курса Театрального института имени Бориса Щукина Екатерины Зонненштраль принимают участие выпускники этого же вуза (художественный руководитель курса Александр Коручеков), даже в основе инсценировки – произведение молодого Достоевского.
В рассказе «Чужая жена и муж под кроватью» писатель объединил две более ранние работы - «Ревнивый муж» и «Чужая жена» - написанные в ироничной, почти комедийной манере. Один из главных героев произведения – муж-ревнивец солидного возраста – пытается уличить свою молодую легкомысленную жену в измене. Но как он ни пытается – она всегда находит возможность оправдаться. Муж не сдается и предпринимает все более смелые и одновременно нелепые попытки поймать жену в объятиях любовника, и сам не замечает, как случайно оказывается под кроватью с незнакомым соседом (также случайно туда попавшим) в доме неизвестной женщины. Этот рассказ можно назвать пародией на водевиль, так как одной из целей писателя было высмеять популярные в то время легкомысленные однообразные любовные комедийные пьесы. В одно произведение Федор Михайлович помещает множество абсурдных драматических ситуаций, с которыми непрерывно сталкиваются неверная жена и ревнивый супруг.
Тема ревности и страсти проявляется на протяжении всего творчества Ф.М. Достоевского, но в ранних работах автор использует комические приемы для выявления основной проблематики этих чувств, а в более поздних оставляет все меньше места для юмора и иронии и показывает уже серьезные, опасные последствия ревности и страсти: жестокость, паранойю, личностную смерть. Так, можно проследить, как дозволенное и более или менее здравое проявление подобных чувств становится маниакальностью, чем апеллировала режиссер-постановщик Екатерина Зонненштраль при работе над спектаклем, перенося воспаленность мира героев Достоевского на сценическую площадку.
Лучшему вовлечению зрителя и воздействию на него способствует следование режиссером жизнепровозглашающим началам бурлеска и травестии. Ведь ироничное отношение к проблеме и снисходительное ее высмеивание не требуют от зрителя самооправданий, и каждому предоставляется надежная возможность исследовать свою жизнь, наблюдая ее отражение со сцены, где отсутствие декораций позволяет не отвлекаться на второстепенные детали и сильнее концентрироваться на самой постановке.
Исполнители главных ролей Евгения Ивашова (Глафира) и Юрий Цокуров (Шабрин) создают эмоциональный дуэт, передающий и эпоху, и среду и жизнь героев произведения. Достоверно показывают своих персонажей Арсений Зонненштраль - Творогов, Федор Парасюк - Бобыницын / Старик, Каролина Ерузалимская – Лиза. Минимализм в сценографии (вернее, практически ее отсутствие) компенсируется костюмами персонажей, особенно порадовал настоящий клетчатый плащ Глафиры и ее голубая шляпка, имеющие не последнее значение в рассказе Достоевского.
Постановка водевиля (а тем более пародии на него) – всегда риск. Малейшее отклонение – и постановка может превратиться в КВНовский скетч. Радует то, что этого не произошло на сцене Первой Студии Вахтанговского театра - спектакль получился. Следите за афишей, на следующие четыре показа все билеты проданы!
Юлия Емельянова
Фотографии Константина Горелова
еще фотографии
В рассказе «Чужая жена и муж под кроватью» писатель объединил две более ранние работы - «Ревнивый муж» и «Чужая жена» - написанные в ироничной, почти комедийной манере. Один из главных героев произведения – муж-ревнивец солидного возраста – пытается уличить свою молодую легкомысленную жену в измене. Но как он ни пытается – она всегда находит возможность оправдаться. Муж не сдается и предпринимает все более смелые и одновременно нелепые попытки поймать жену в объятиях любовника, и сам не замечает, как случайно оказывается под кроватью с незнакомым соседом (также случайно туда попавшим) в доме неизвестной женщины. Этот рассказ можно назвать пародией на водевиль, так как одной из целей писателя было высмеять популярные в то время легкомысленные однообразные любовные комедийные пьесы. В одно произведение Федор Михайлович помещает множество абсурдных драматических ситуаций, с которыми непрерывно сталкиваются неверная жена и ревнивый супруг.
Тема ревности и страсти проявляется на протяжении всего творчества Ф.М. Достоевского, но в ранних работах автор использует комические приемы для выявления основной проблематики этих чувств, а в более поздних оставляет все меньше места для юмора и иронии и показывает уже серьезные, опасные последствия ревности и страсти: жестокость, паранойю, личностную смерть. Так, можно проследить, как дозволенное и более или менее здравое проявление подобных чувств становится маниакальностью, чем апеллировала режиссер-постановщик Екатерина Зонненштраль при работе над спектаклем, перенося воспаленность мира героев Достоевского на сценическую площадку.
Лучшему вовлечению зрителя и воздействию на него способствует следование режиссером жизнепровозглашающим началам бурлеска и травестии. Ведь ироничное отношение к проблеме и снисходительное ее высмеивание не требуют от зрителя самооправданий, и каждому предоставляется надежная возможность исследовать свою жизнь, наблюдая ее отражение со сцены, где отсутствие декораций позволяет не отвлекаться на второстепенные детали и сильнее концентрироваться на самой постановке.
Исполнители главных ролей Евгения Ивашова (Глафира) и Юрий Цокуров (Шабрин) создают эмоциональный дуэт, передающий и эпоху, и среду и жизнь героев произведения. Достоверно показывают своих персонажей Арсений Зонненштраль - Творогов, Федор Парасюк - Бобыницын / Старик, Каролина Ерузалимская – Лиза. Минимализм в сценографии (вернее, практически ее отсутствие) компенсируется костюмами персонажей, особенно порадовал настоящий клетчатый плащ Глафиры и ее голубая шляпка, имеющие не последнее значение в рассказе Достоевского.
Постановка водевиля (а тем более пародии на него) – всегда риск. Малейшее отклонение – и постановка может превратиться в КВНовский скетч. Радует то, что этого не произошло на сцене Первой Студии Вахтанговского театра - спектакль получился. Следите за афишей, на следующие четыре показа все билеты проданы!
Юлия Емельянова
Фотографии Константина Горелова
еще фотографии