Небольшой уютный зал. Интимная обстановка. Сценическое пространство превращено в роскошное жилье богатого, высокородного человека. Действие разыгрывается тремя людьми и вращается вокруг каждого из них. Несмотря на иллюзорную аскетичность, происходящие с персонажами события полностью захватывают и с головой окунают каждого зрителя в стремительно закручивающийся водоворот.
Сказанное выше – поверхностное описание антуража спектакля «Фрекен Жюли» (по одноименной пьесе шведского драматурга Августа Стринберга), премьера которого состоялась 6 декабря 2016 года на сцене Первой Студии театра имени Вахтангова. Накануне постановка была показана журналистам. Режиссер-постановщик – Гульназ Балпеисова. Художник-постановщик – Елизавета Шикуля. Звукорежиссер – Андрей Герасимов. Техническое обеспечение – Михаил Баранников. Помощник режиссера – Анастасия Князева.
В спектакле звучит музыка Генри Перселла, Арво Пярта, Глена Портера и группы «The Cinematic Orchestra».
В ролях: фрекен Жюли – Полина Кузьминская, Кристина (кухарка) – Яна Соболевская, Жан (лакей) – Павел Попов.
События разворачиваются в Иванову ночь. Место действия, исполненного глубокого драматизма и психологизма, - богатый, роскошный дом графа, точнее, огромная кухня со столом, погребом и баром, до отказа заполненным бутылками с дорогими винами и пивом. Посуда, утварь, продукты питания и приятные запахи вкусных блюд создают устойчивое ощущение пребывания в уютном, гостеприимном доме.
Кухня в графском доме – удивительное место! По сути, это уникальное пространство, где пересекаются три судьбы, изначально развивавшиеся параллельно, не соприкасаясь друг с другом. В небольшом помещении зрители становятся свидетелями зарождения коммуникаций между дочерью графа, ее лакеем и кухаркой. Здесь на авансцену выходит острая, всегда актуальная проблема социального неравенства: богач и бедняк, аристократ и простолюдин не могут быть вместе ни при каких обстоятельствах. Общество не примет «пришельца извне» и осудит человека за его, как минимум, необычный выбор.
Жан (Павел Попов), молодой, стройный, атлетически сложенный красавец, умный, активный, предприимчивый и амбициозный, оказывается меж двух огней. С одной стороны, он находится в интимной связи с кухаркой Кристиной и, вроде бы, собирается на ней жениться. С другой – уже давно, чутьл и не с детства, неравнодушен к фрекен Жюли, на которую теперь работает.
Образы госпожи (Полина Кузьминская) и служанки (Яна Соболевская) противопоставлены друг другу.
Первая – утонченная красавица. Жюли одета в роскошные наряды, созданные с учетом всех актуальных модных тенденций, воспитана, образована. Мировоззрение ее современно, что является особенностью воспитания.
Вторая зарабатывает себе на пропитание постоянным физическим трудом, на уход за собой ни времени, ни средств, ни (возможно) желания у нее не остается. Кристина очень религиозна, ее вера доходит до фанатизма, граничащего с безумием. Эта героиня во время горячей, страстной молитвы занимается самобичеванием, оставляющим на ее коже глубокие кровавые рубцы.
Три жизни, развивавшиеся параллельно друг другу, в одночасье переплелись. Тогда стали обнаруживаться те самые «скелеты, живущие в шкафу» каждого человека – скрытые ото всех специфические особенности его уникальной, самобытной личности. В этот момент открываются неожиданные факты: фрекен имеет простое происхождение по материнской линии, родительница привила ей нетипичные для высшего общества нравы; Кристина буквально бредит верой, считает ее высшим благом, во имя достижения коего готова на самые страшные, чудовищные жертвы; Жан – жестокий, нечестный человек, ради достижения личной цели готовый абсолютно на все.
Этот спектакль вновь возвращает меня к одному из самых любимых направлений в искусстве рубежа XIX – XX веков – декадансу. Как известно, это понятие означает упадок, разрушение. Действительно, в постановке Гульназ Балпеисовой мы видим, как рушатся внутренние миры сразу трех людей, доведенных до крайней степени боли, злости и отчаяния.
Молодые актеры Первой Студии театра имени Вахтангова Полина Кузьминская, Яна Соболевская и Павел Попов за два с половиной часа спектакля прожили вместе со своими персонажами целую жизнь, по-театральному волшебно уместившуюся в одну ночь. Каких только изменений с ними не произошло за этот довольно небольшой промежуток времени.
Спокойная, роскошная, лощеная, уверенная в себе, властная в начале, фрекен Жюли после некоторого происшествия становится нервной, испуганной, по-детски беспомощной. Призрачные обстоятельства постепенно приобретают все более четкие очертания, уничтожая ее моральные устои, принципы, идеалы.
Глубоко религиозная Кристина, кажется, все сильнее затягивает саму себя в зыбкую трясину собственных убеждений, сильно подкорректированных догмами той самой веры, в какую она обращена. Ее жизненная позиция становится все менее устойчивой, эмоциональная стабильность – более прозрачной. Исступленная молитва будто бы кажется ей достаточной расплатой за грехи, которые, как она уверена, будут ей отпущены в церкви. На деле же она, скорее всего, понимает, что никакое покаяние ее не спасет, но обретает уверенность в своей правоте и уже прощает себя сама и практически дает себе право вершить чужую судьбу.
Жан предстает карьеристом, какой не остановится ни перед чем ради продвижения вверх по социальной лестнице. Здесь, как на войне, все средства хороши. Обмануть? Легко! Украсть? Сколько угодно! Главное для него – деньги, успех, общественное положение. А что же делать с растоптанной душой и уничтоженной психикой? Молодого лакея это явно не слишком беспокоит.
Фрагмент плача Дидоны из оперы Г.Перселла «Дидона и Эней» звучит все время, пока Кристина находится наедине со своими мыслями. Кажется, что она сама что-то или кого-то оплакивает. Быть может, себя? Свою жизнь? Будущее, о котором она грезила? Мечты? Надежды? Иллюзии?
Этот музыкальный шедевр был написан в эпоху барокко на основе античной мифологии. Оказывается, невеселые мысли, угнетавшие царицу Карфагена, вторгаются и в душевный покой наших современников. Меняются страны, режимы, эпохи и столетия, а люди и межличностные коммуникации – величина, похоже, постоянная и, скорее всего, такой и будет еще не одну сотню лет.
Тандем молодых талантливых постановщиков и актеров создал по-настоящему глубокий, эмоционально насыщенный, прочувствованный спектакль. Это был не просто театр, а самая настоящая жизнь, мастерски прожитая на сцене. Такие спектакли – неисчерпаемый источник мыслей, философских трактатов и дальних странствий творческой мысли.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Сказанное выше – поверхностное описание антуража спектакля «Фрекен Жюли» (по одноименной пьесе шведского драматурга Августа Стринберга), премьера которого состоялась 6 декабря 2016 года на сцене Первой Студии театра имени Вахтангова. Накануне постановка была показана журналистам. Режиссер-постановщик – Гульназ Балпеисова. Художник-постановщик – Елизавета Шикуля. Звукорежиссер – Андрей Герасимов. Техническое обеспечение – Михаил Баранников. Помощник режиссера – Анастасия Князева.
В спектакле звучит музыка Генри Перселла, Арво Пярта, Глена Портера и группы «The Cinematic Orchestra».
В ролях: фрекен Жюли – Полина Кузьминская, Кристина (кухарка) – Яна Соболевская, Жан (лакей) – Павел Попов.
События разворачиваются в Иванову ночь. Место действия, исполненного глубокого драматизма и психологизма, - богатый, роскошный дом графа, точнее, огромная кухня со столом, погребом и баром, до отказа заполненным бутылками с дорогими винами и пивом. Посуда, утварь, продукты питания и приятные запахи вкусных блюд создают устойчивое ощущение пребывания в уютном, гостеприимном доме.
Кухня в графском доме – удивительное место! По сути, это уникальное пространство, где пересекаются три судьбы, изначально развивавшиеся параллельно, не соприкасаясь друг с другом. В небольшом помещении зрители становятся свидетелями зарождения коммуникаций между дочерью графа, ее лакеем и кухаркой. Здесь на авансцену выходит острая, всегда актуальная проблема социального неравенства: богач и бедняк, аристократ и простолюдин не могут быть вместе ни при каких обстоятельствах. Общество не примет «пришельца извне» и осудит человека за его, как минимум, необычный выбор.
Жан (Павел Попов), молодой, стройный, атлетически сложенный красавец, умный, активный, предприимчивый и амбициозный, оказывается меж двух огней. С одной стороны, он находится в интимной связи с кухаркой Кристиной и, вроде бы, собирается на ней жениться. С другой – уже давно, чутьл и не с детства, неравнодушен к фрекен Жюли, на которую теперь работает.
Образы госпожи (Полина Кузьминская) и служанки (Яна Соболевская) противопоставлены друг другу.
Первая – утонченная красавица. Жюли одета в роскошные наряды, созданные с учетом всех актуальных модных тенденций, воспитана, образована. Мировоззрение ее современно, что является особенностью воспитания.
Вторая зарабатывает себе на пропитание постоянным физическим трудом, на уход за собой ни времени, ни средств, ни (возможно) желания у нее не остается. Кристина очень религиозна, ее вера доходит до фанатизма, граничащего с безумием. Эта героиня во время горячей, страстной молитвы занимается самобичеванием, оставляющим на ее коже глубокие кровавые рубцы.
Три жизни, развивавшиеся параллельно друг другу, в одночасье переплелись. Тогда стали обнаруживаться те самые «скелеты, живущие в шкафу» каждого человека – скрытые ото всех специфические особенности его уникальной, самобытной личности. В этот момент открываются неожиданные факты: фрекен имеет простое происхождение по материнской линии, родительница привила ей нетипичные для высшего общества нравы; Кристина буквально бредит верой, считает ее высшим благом, во имя достижения коего готова на самые страшные, чудовищные жертвы; Жан – жестокий, нечестный человек, ради достижения личной цели готовый абсолютно на все.
Этот спектакль вновь возвращает меня к одному из самых любимых направлений в искусстве рубежа XIX – XX веков – декадансу. Как известно, это понятие означает упадок, разрушение. Действительно, в постановке Гульназ Балпеисовой мы видим, как рушатся внутренние миры сразу трех людей, доведенных до крайней степени боли, злости и отчаяния.
Молодые актеры Первой Студии театра имени Вахтангова Полина Кузьминская, Яна Соболевская и Павел Попов за два с половиной часа спектакля прожили вместе со своими персонажами целую жизнь, по-театральному волшебно уместившуюся в одну ночь. Каких только изменений с ними не произошло за этот довольно небольшой промежуток времени.
Спокойная, роскошная, лощеная, уверенная в себе, властная в начале, фрекен Жюли после некоторого происшествия становится нервной, испуганной, по-детски беспомощной. Призрачные обстоятельства постепенно приобретают все более четкие очертания, уничтожая ее моральные устои, принципы, идеалы.
Глубоко религиозная Кристина, кажется, все сильнее затягивает саму себя в зыбкую трясину собственных убеждений, сильно подкорректированных догмами той самой веры, в какую она обращена. Ее жизненная позиция становится все менее устойчивой, эмоциональная стабильность – более прозрачной. Исступленная молитва будто бы кажется ей достаточной расплатой за грехи, которые, как она уверена, будут ей отпущены в церкви. На деле же она, скорее всего, понимает, что никакое покаяние ее не спасет, но обретает уверенность в своей правоте и уже прощает себя сама и практически дает себе право вершить чужую судьбу.
Жан предстает карьеристом, какой не остановится ни перед чем ради продвижения вверх по социальной лестнице. Здесь, как на войне, все средства хороши. Обмануть? Легко! Украсть? Сколько угодно! Главное для него – деньги, успех, общественное положение. А что же делать с растоптанной душой и уничтоженной психикой? Молодого лакея это явно не слишком беспокоит.
Фрагмент плача Дидоны из оперы Г.Перселла «Дидона и Эней» звучит все время, пока Кристина находится наедине со своими мыслями. Кажется, что она сама что-то или кого-то оплакивает. Быть может, себя? Свою жизнь? Будущее, о котором она грезила? Мечты? Надежды? Иллюзии?
Этот музыкальный шедевр был написан в эпоху барокко на основе античной мифологии. Оказывается, невеселые мысли, угнетавшие царицу Карфагена, вторгаются и в душевный покой наших современников. Меняются страны, режимы, эпохи и столетия, а люди и межличностные коммуникации – величина, похоже, постоянная и, скорее всего, такой и будет еще не одну сотню лет.
Тандем молодых талантливых постановщиков и актеров создал по-настоящему глубокий, эмоционально насыщенный, прочувствованный спектакль. Это был не просто театр, а самая настоящая жизнь, мастерски прожитая на сцене. Такие спектакли – неисчерпаемый источник мыслей, философских трактатов и дальних странствий творческой мысли.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц