интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Парад премьер 102-го сезона вахтанговцы открыли "Последним сном Уточки"

 
 
 

Парад премьер 102-го сезона вахтанговцы открыли "Последним сном Уточки"

Автор: Ольга Пурчинская от 15-09-2022, 07:01, посмотрело: 851

16 сентября 2022 года на Сцене «Студия» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова пройдет первая премьера 102-го сезона – «Последний сон Уточки» Клавы Ильиной в постановке молодого режиссера из Санкт-Петербурга Владислава Тутака.

Режиссер-постановщик: Владислав Тутак.
Художник-постановщик: Николай Слободяник.
Художник по костюмам: Светлана Тужикова.
Художник по куклам: Марина Завьялова.
Художник по свету: Ксения Козлова.
Композитор: Игорь Ушаков.
Ассистент режиссера по работе с куклами: Дмитрий Чупахин.
Изготовление кукол: Марина Завьялова, Игорь Лавров, Дарья Лазарева.
Звукорежиссер: Арсений Парамонов.
Техническое обеспечение: Дмитрий Лазарев.
Помощник режиссера: Глеб Гервассиев.

В ролях:
Странник: Карен Овеян;
Уточка, наивная и глуповатая: Эюб Фараджев, Семен Арзуманов;
«Тень Уточки»: Виталий Иванов;
Смерть, неизменная и постоянная величина: Каролина Койцан, Полина Бондарь;
Служители Смерти: Полина Бондарь, Сергей Барышев, Клим Кудашкин, Виталий Иванов, Семен Арзуманов, Эюб Фараджев.

В спектакле звучат тексты из книги Павла Флоренского «Иконостас».

Сценическое пространство стильно, элегантно и аскетично решено в черном цвете. Подвижный задник, то находящийся в глубине, то выезжающий на авансцену, затянут темным меховым покрывалом. В аналогичные оттенки одеты и все персонажи спектакля. Лица же их покрыты белым гримом.

Два ярких пятна на общем монохромном фоне – главные герои постановки, Уточка и Смерть. Это куклы, которыми на протяжении часа мастерски управляют молодые актеры, представители новой группы стажеров театра имени Вахтангова. Специально для этого спектакля они продолжительное время обучались работе с непривычным для драматического артиста предметом – куклой. Подобный реквизит имеет собственную пластику движений, самобытный характер, а также образ, в который необходимо попасть, не утратив собственной творческой индивидуальности. Молодым специалистам это удалось: на сцене «Студия» находилось не просто несколько кукловодов, а команда самобытных личностей, мастерски управляющих куклами.

Жанр постановки обозначен как «кукольная притча для семейного просмотра». Эта история представляет собой глубоко психологическое, философское исследование движения живого существа к смерти и разные стадии осознания и принятия неизбежного.

Со смертью человечество сталкиваются на протяжении всей жизни. Периодически находится место трагедиям: потере родных, близких, дорогих сердцу людей. Причины могут быть самыми разными – от войн и эпидемий до преклонного возраста и тяжелых травм.

В спектакле используются тексты Павла Александровича Флоренского – российского деятеля культуры Серебряного века, «русского Леонардо да Винчи» и «Ломоносова» прошлого столетия. Его деятельность обширна и плодотворна: в течение жизни мастер занимался изучением философии и богословия, физики и астрономии, инженерного дела и журналистики, поэзии и символизма. Главной задачей своего бытия Флоренский видел поиски вечных истин, человека и его места в Божественном мироздании.

Размышления о смерти, попытки принять ее как неизбежный факт через отрицание и агрессию, дружелюбие и хитрость автор вложила в уста Уточки, которая в одно прекрасное утро просыпается на берегу своего любимого пруда и видит, что ее ждет еще один день, такой же, как и многие предыдущие, такой же, как многие последующие. Но это не привычное пробуждение, ведь рядом с птицей оказывается костлявая гостья – Смерть, которая незаметно следовала за ней всегда, начиная с рождения, но явилась на глаза лишь сейчас.

Возраст Уточки определить непросто: она может быть как совсем старой, обессиленной, потерявшей возможность легко взлетать и перемещаться на дальние расстояния, так и совершенно юной, только познающей этот мир. В любом случае, птичка полна жизнелюбия и жаждет продолжать свой земной путь. Однако Смерть, как это часто случается, имеет на все собственные планы.

На протяжении всего спектакля куклы находятся в постоянном движении. Они общаются, размышляют, дискутируют. А управляют ими восемь молодых людей в черных костюмах, дарят им свои голоса, мимику, жесты, настроение и темперамент. В какой-то момент начинает казаться, что Актер и Кукла становятся одним целым, причем сливаются не только их движения, но также и мысли, и чувства.

Несмотря на то, что речь в постановке все время идет о смерти и ее принятии, в конце появилось светлое настроение. Размышления будут одолевать еще долго, ведь философские притчи никогда не остаются без должного внимания. Поскольку спектакль обозначен как «кукольная притча для семейного просмотра» (категория «12+»), по окончании его могут и должны возникать интересные, содержательные дискуссии между представителями разных поколений семей театралов.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Страница спектакля на официальном сайте театра имени Евгения Вахтангова

P.S.: Премьерные спектакли пройдут в пространстве вахтанговской Сцены «Студия» 16 и 18 сентября в 19.30, в также 25 сентября в 16.00.

Категория: Театр » Драма