интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Съемки "мыльной" мелодрамы и совсем немного оперы в спектакле Дмитрия Волкострелова "Ванесса"

 
 
 

Съемки "мыльной" мелодрамы и совсем немного оперы в спектакле Дмитрия Волкострелова "Ванесса"

Автор: Ольга Пурчинская от 9-06-2025, 06:19, посмотрело: 114

3 и 4 июня 2025 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова давал очередные представления премьеры 34 сезона – оперы Сэмюэла Барбера на либретто Джанкарло Менотти «Ванесса». Редкая возможность услышать раритет привлекает внимание потенциального меломана. Излишне оригинальная постановка, лишенная ярко выраженной концепции, приводит к тому, что многие зрители покидают зал, не дождавшись антракта. Но обо всем по порядку.

Режиссер: Дмитрий Волкострелов.
Музыкальный руководитель и дирижер: Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).
Художник-постановщик: Леша Лобанов.
Художник по свету: Константин Бинкин.
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Видеохудожник: Игорь Домашкевич.

В ролях (3 июня):
ВанессаМарина Нерабеева (лауреат премии «Золотая Маска», сопрано);
Эрика, ее племянница - Екатерина Мирзоянц (сопрано);
БаронессаАлександра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Анатоль - Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая Маска», тенор);
ДокторИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
НиколасДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас).

В ролях: (4 июня):
ВанессаЕлизавета Соина (сопрано);
ЭрикаАнна Синицына (меццо-сопрано);
БаронессаДиана Толасова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
АнатольРоман Коллерт (тенор);
ДокторАртем Гарнов (лауреат премии «Онегин», баритон);
НиколасМихаил Первушин (лауреат Международных конкурсов, бас).

Спектакль получился чрезвычайно многослойным. На переднем плане, то есть на авансцене, происходит основное действие – съемка художественного фильма «Ванесса». Картина создается в эстетике британского готического романа. Обстановка дома заглавной героини, в котором происходят все ключевые события решена в стиле викторианской эпохи. Аналогично и про костюмы героев – артистов миманса. Это исполнители главных ролей в картине, а также члены съемочной группы – режиссер, оператор и продюсер. Всего на сцене находится 7 артистов миманса. В программке спектакля они обозначены как «драматические актеры», но поименно их перечислять не стали. Очень жаль, ведь наблюдать за этими яркими, самобытными личностями было очень интересно.

На втором плане расположены огромные, в человеческий рост, экраны. На них появляются ремарки, также зрители в зале могут видеть первые результаты съемки.

Наконец, третий план – это, собственно, опера. Солисты на протяжении всего действа располагаются за упомянутыми выше экранами. Если следовать логике кинопроцесса, то можно предположить, что это озвучание фильма. Вот только герои спектакля там выглядят совсем иначе, чем их «двойники», которых снимают на первом этаже этого вертепа. Ванесса, Анатоль и Эрика облачены в костюмы, напоминающие больничные пижамы. При этом они максимально состарены при помощи седовласых париков и специфического грима. Баронесса, доктор и Николас одеты в костюмы медицинских работников.

Никакой увязки между событиями, происходящими на первом, втором и третьем планах, нет. Не наблюдается ее также и между действием и музыкальным материалом. А он здесь, надо сказать, весьма интересный. Здесь гармонично сосуществуют характерные для современной оперы (а написана она была в 1956-57 годах) натянутые нервы, горячие страсти и негасимые эмоции. Удивительным образом эти мотивы сочетаются с мелодичными, напевными, лирическими фрагментами. Музыкальный руководитель постановки Андрей Лебедев на протяжении всего действа очень чутко и тонко ведет оркестр на грани между нежностью и страстью, гармонией и какофонией, спокойствием и возбуждением, счастьем и катастрофой.

Если между «верхним» и «нижним» уровнями действа никакой взаимосвязи не наблюдается, то солисты, хор и оркестр сосуществуют в совершенной гармонии. Создана плеяда драматически совершенных и музыкально обогащенных образов, людей, которые сосуществуют со специфической действительностью и все-таки находят те самые ходы, благодаря которым зритель хотя бы ненадолго поверит в предлагаемые специфические обстоятельства.

Несколько лет назад мне довелось увидеть спектакль «Золотой петушок». Это была восстановленная по старинным экспликациям постановка легендарных Дягилевских сезонов. Этот спектакль вспоминаю не просто так: там тоже события развиваются в двух параллельных плоскостях. На переднем этапе игралась знаменитая сказка А.С.Пушкина на музыку Н.А.Римского-Корсакова. Ее танцевала балетная труппа в ярких, красочных нарядах, которые художник Наталья Гончарова создала в стилистике русского народного костюма. На дальнем плане солисты оперной труппы, работавшие в «концертном» формате, одетые в черные вечерние наряды. В этом случае два мира – вокальный и хореографический – сосуществовали в гармонии, дополняли друг друга и ни в коем случае не забивали. Получилось эффектное, красочное, сказочное действо на радость юным театралам и их старшим родственникам.

Дмитрий Волкострелов не сумел воплотить свой замысел, который мог бы обрести интересную форму, однако получившийся спектакль после себя оставляет множество вопросов, ответы на которые, скорее всего, получить не удастся. Жаль, что труппа «Новой Оперы», составленная из артистов высокого уровня, играет в спектакле, где находится даже не на втором, а на третьем плане, да еще в настолько странных нарядах.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр