Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова славится своими яркими, искрящимися, сверкающими грандиозными концертными программами. Здесь умеют создавать действа, способные превратить самый обычный вечер в незабываемый праздник, полный невероятных встреч и приятных сюрпризов. Один из примеров такого мероприятия – театрализованное представление «BRAVISSIMO!», создание которого было приурочено к десятилетию театра. Автор идеи спектакля – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России). Музыкальный руководитель и дирижер – Дмитрий Волосников. Режиссура и пластика – Иван Фадеев. Сценография – Виктор Герасименко (Заслуженный художник России). Костюмы – Мария Данилова (лауреат Государственной премии России). Хормейстеры – Наталья Попович, Андрей Лазарев. Премьера состоялась 22 марта 2001 года.
«BRAVISSIMO!» - грандиозное шоу, красочная ода во славу одной Прекрасной Дамы, Ее Величества Оперы. Музыкальное действо в двух отделениях – дань уважения и объяснение в любви этому завораживающему виду сценического искусства. Первая половина вечера представляет собой панораму фрагментов русской классики, после антракта звучат зарубежные шедевры. Спектакль проходит в высоком темпе и в мажорном настроении, вызывая у забившей зал до отказа публики восторг. Эти строки рождаются под впечатлением от представления 9 июня 2017 года.
Вечер состоит из двух самостоятельных частей. С одной стороны, они не перекликаются друг с другом. Еще бы – разные страны, эпохи, герои и обстоятельства! Однако, если присмотреться внимательнее, то окажется, что отличаются лишь условия жизни и причины возникновения конфликтов. Люди же всегда и везде остаются сами собой, где бы они ни жили, как и о чем бы не думали.
Первое отделение концерта – погружение в русский классический оперный и камерный репертуар.
А.Н.Верстовский. «Аскольдова могила». Хор девушек.
А.С.Аренский. «Рафаэль». Песня певца за сценой (переложение для оркестра Е.В.Колобова). Солист – Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор).
М.И.Глинка. «Жизнь за царя». Хор.
А.С.Даргомыжский. «Русалка». Ария Мельника. Солист – Алексей Антонов (бас).
Н.А.Римский-Корсаков. «Царская невеста». Ария Марфы. Солистка – Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
М.И.Глинка. «Жизнь за царя». Квартет. Солисты – Эльвира Хохлова (Заслуженная артиста России, сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Юрий Ростоцкий (лауреат Международных конкурсов, тенор), Алексей Антонов.
Н.А.Римский-Корсаков. «Садко». Песня Веденецкого гостя. Солист – Александр Попов (лауреат Международного конкурса, баритон).
А.С.Даргомыжский. «Эсмеральда». Ансамбль (переложение для оркестра Е.В.Колобова). Солисты – Галина Бадиковская (сопрано), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Антон Бочкарев (тенор), Алексей Антонов.
«В темном лесе». Русская народная песня в обработке А.Свешникова. Хор.
Н.А.Римский-Корсаков. «Царская невеста». Сцена Любаши и Бомелия. В ролях: Любаша – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Бомелий – Максим Остроухов (тенор), слуга Бомелия – Антон Заяц.
С.И.Танеев. «Посмотри, какая мгла» (на стихи Я.Полонского). Хор.
М.И.Глинка. «Разлука» (переложение для оркестра Е.В.Колобова). Солистка – Екатерина Сороколетова (солистка театра «Балет Москва»).
А.А.Алябьев. «Соловей» (на стихи А.Дельвига). Солистка – Ирина Костина.
А.С.Даргомыжский. «Эсмеральда». Квинтет (переложение для оркестра Е.В.Колобова). Солисты – Елена Терентьева, Галина Бадиковская, Александра Саульская-Шулятьева, Антон Бочкарев, Алексей Антонов.
Первая половина вечера воспевает бескрайние просторы России, широту загадочной, непостижимой русской души. Исполняемые фрагменты отечественной камерной и оперной классики голосами и актерским мастерством солистов и артистов хора театра рисуют сложные, глубокие портреты самых разных персонажей – светлых и мрачных, думающих и беззаботных, страдающих и беспечных. Эти герои, потакая своим амбициям и утешая расстроенные чувства, порой совершают необдуманные поступки, основанные исключительно на эмоциях. Увы, результаты порой бывают плачевными. Для примера достаточно вспомнить роковую красавицу Любашу из оперы «Царская невеста», при помощи магии буквально уничтожившую ненавистную соперницу.
На протяжении всего отделения на сцене находится толпа ряженых – артисты хора, одетые в костюмы начала ХХ века. Стройные, элегантные кавалеры и хрупкие, изящные барышни мирно гуляют по парку и становятся наблюдающими соучастниками всего происходящего. Солисты предстают в образах дворян и купцов, местных жителей и иностранцев, беспечных юнцов и умудренных опытом людей.
Среди персонажей фрагментов русской оперной классики выделяются заморские гости – Веденецкий гость из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» и немецкий лекарь-шарлатан Бомелий из «Царской невесты» того же композитора. Первый – настоящий поэт и талантливый художник в одном лице. Красками музыки и голоса исполнителя на наших глазах был создан живописный портрет его родного края – восхитительно прекрасной Венеции. Второй – мистический персонаж, маг и колдун, умеющий быстро создать сложнейшее зелье, избавляющее от любой напасти. Да только деятельность его приносит несколько иной результат, чем того хотелось бы.
Интереснейшие эпизоды концерта – камерные сочинения (русские народные песни и романсы) в оркестровых обработках. Симфонический оркестр придает знаменитым мелодиям совершенно иной характер. Благодаря таким творческим изменениям мелодии обретают сходство с оперными ариями, еще ярче и острее подчеркивая каждое движение сюжета. Философская глубина и размышления отходят на второй план, уступая место открытым эмоциям и актерскому темпераменту.
Второе отделение концерта – путешествие по бескрайним просторам французской и итальянской оперной классики, торжество бельканто, романтизма и веризма.
В.Беллини. «Чужестранка». Хор.
В.Беллини. «Норма». Каватина Нормы. Солистка – Эльвира Хохлова.
Дж.Верди. «Дон Карлос». Ария ди Позы (Смерть Родриго). Солист – Андрей Бреус (баритон).
Дж.Верди. «Аида». Дуэт Аиды и Амнерис.В ролях: Аида – Елена Поповская (сопрано), Амнерис – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано), костюмеры – Екатерина Кичигина (сопрано), Александра Саульская-Шулятьева.
В.А.Моцарт. «Волшебная флейта». Дуэт Папагены и Папагено. В ролях: Папагена – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Папагено – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), дети – Екатерина Смолина (сопрано), Александр Попов.
Дж.Пуччини. «Мадам Баттерфляй». Ария Чио-Чио-сан. Солистка – Марина Нерабеева (сопрано).
Ш.Гуно. «Фауст». Серенада Мефистофеля. Солист – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас).
Г.Доницетти. «Любовный напиток». Романс Неморино. Солист – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор).
Ж.Бизе. «Кармен». Квинтет. Солисты – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Екатерина Кичигина, Валерия Пфистер, Максим Остроухов, Александр Мартынов (баритон).
Дж.Россини. «Севильский цирюльник». Каватина Фигаро. Солист – Олег Шагоцкий (баритон).
Г.Доницетти. «Линда ди Шамуни». Каватина Линды. Солистка – Галина Королева.
Дж.Верди. «Набукко». Фрагмент. Все участники концерта.
Вторая половина вечера отправляет нас в музыкальный театр. Артисты хора наблюдают за большей частью действия в качестве зрителей. А смотрим мы все вместе небольшие сценки из знаменитых французских и итальянских опер, относящихся к эпохам бельканто, романтизма и веризма.
Оригинальное режиссерское решение позволяет представить эпизод концерта так: Чио-Чио-сан погибает, через секунду после этого в дом вбегает Пинкертон. Увы, уже поздно, его возлюбленная мертва. Герой отправляется в бар, где его ждет встреча со всемогущим красавцем Мефистофелем, знаменитым персонажем оперы Ш.Гуно «Фауст». Небольшая порция иронично-саркастического смеха, несколько эффектных акробатических трюков – и вот уже несчастный влюбленный буквально на глазах превращается в молодого крестьянина Неморино, отведавшего две порции «Любовного напитка» и готовящегося к разлуке с возлюбленной по причине ухода в армию. Такие чудесные, неожиданные и совершенно непредсказуемые встречи возможны только на подобных гала-концертах.
Не менее интересны два классических дуэта, на один вечер преображающихся в квартеты.
Первый – дуэт Амнерис и Аиды из оперы Дж.Верди «Аида» - необычная сцена из спектакля, такая, какой ее видят две костюмерши, мечтающие, возможно, оказаться на месте солисток некоего абстрактного театра. Этот квартет полон горячих страстей, разворачивающихся на сцене (по знакомому сюжету) и за ее пределами (костюмерши тоже никак не могут что-то поделить).
Веселый дуэт Папагены и Папагено из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» буквально дышит светлой энергией, безграничным оптимизмом и надеждами на счастье. Комические герои зингшпиля на один вечер превратились в птиц – петуха и курицу. Пока они поют, семья становится в два раза больше – из яиц вылупляются цыплята, петушок и курочка. В этом квартете сосредоточено добро, все персонажи очень человечны, несмотря на птичье обличие.
«BRAVISSIMO!» - ода оперному театру. Это яркое, красочное шоу, где безграничной любовью к искусству дышит каждый человек, находящийся на сцене. Эффектные костюмы, щедро декорированные блестками и перьями, создают устойчивое ощущение присутствия на карнавале, где за каждой маской скрыто гораздо больше, чем написано в либретто.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
«BRAVISSIMO!» - грандиозное шоу, красочная ода во славу одной Прекрасной Дамы, Ее Величества Оперы. Музыкальное действо в двух отделениях – дань уважения и объяснение в любви этому завораживающему виду сценического искусства. Первая половина вечера представляет собой панораму фрагментов русской классики, после антракта звучат зарубежные шедевры. Спектакль проходит в высоком темпе и в мажорном настроении, вызывая у забившей зал до отказа публики восторг. Эти строки рождаются под впечатлением от представления 9 июня 2017 года.
Вечер состоит из двух самостоятельных частей. С одной стороны, они не перекликаются друг с другом. Еще бы – разные страны, эпохи, герои и обстоятельства! Однако, если присмотреться внимательнее, то окажется, что отличаются лишь условия жизни и причины возникновения конфликтов. Люди же всегда и везде остаются сами собой, где бы они ни жили, как и о чем бы не думали.
Первое отделение концерта – погружение в русский классический оперный и камерный репертуар.
А.Н.Верстовский. «Аскольдова могила». Хор девушек.
А.С.Аренский. «Рафаэль». Песня певца за сценой (переложение для оркестра Е.В.Колобова). Солист – Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор).
М.И.Глинка. «Жизнь за царя». Хор.
А.С.Даргомыжский. «Русалка». Ария Мельника. Солист – Алексей Антонов (бас).
Н.А.Римский-Корсаков. «Царская невеста». Ария Марфы. Солистка – Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано).
М.И.Глинка. «Жизнь за царя». Квартет. Солисты – Эльвира Хохлова (Заслуженная артиста России, сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Юрий Ростоцкий (лауреат Международных конкурсов, тенор), Алексей Антонов.
Н.А.Римский-Корсаков. «Садко». Песня Веденецкого гостя. Солист – Александр Попов (лауреат Международного конкурса, баритон).
А.С.Даргомыжский. «Эсмеральда». Ансамбль (переложение для оркестра Е.В.Колобова). Солисты – Галина Бадиковская (сопрано), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Антон Бочкарев (тенор), Алексей Антонов.
«В темном лесе». Русская народная песня в обработке А.Свешникова. Хор.
Н.А.Римский-Корсаков. «Царская невеста». Сцена Любаши и Бомелия. В ролях: Любаша – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Бомелий – Максим Остроухов (тенор), слуга Бомелия – Антон Заяц.
С.И.Танеев. «Посмотри, какая мгла» (на стихи Я.Полонского). Хор.
М.И.Глинка. «Разлука» (переложение для оркестра Е.В.Колобова). Солистка – Екатерина Сороколетова (солистка театра «Балет Москва»).
А.А.Алябьев. «Соловей» (на стихи А.Дельвига). Солистка – Ирина Костина.
А.С.Даргомыжский. «Эсмеральда». Квинтет (переложение для оркестра Е.В.Колобова). Солисты – Елена Терентьева, Галина Бадиковская, Александра Саульская-Шулятьева, Антон Бочкарев, Алексей Антонов.
Первая половина вечера воспевает бескрайние просторы России, широту загадочной, непостижимой русской души. Исполняемые фрагменты отечественной камерной и оперной классики голосами и актерским мастерством солистов и артистов хора театра рисуют сложные, глубокие портреты самых разных персонажей – светлых и мрачных, думающих и беззаботных, страдающих и беспечных. Эти герои, потакая своим амбициям и утешая расстроенные чувства, порой совершают необдуманные поступки, основанные исключительно на эмоциях. Увы, результаты порой бывают плачевными. Для примера достаточно вспомнить роковую красавицу Любашу из оперы «Царская невеста», при помощи магии буквально уничтожившую ненавистную соперницу.
На протяжении всего отделения на сцене находится толпа ряженых – артисты хора, одетые в костюмы начала ХХ века. Стройные, элегантные кавалеры и хрупкие, изящные барышни мирно гуляют по парку и становятся наблюдающими соучастниками всего происходящего. Солисты предстают в образах дворян и купцов, местных жителей и иностранцев, беспечных юнцов и умудренных опытом людей.
Среди персонажей фрагментов русской оперной классики выделяются заморские гости – Веденецкий гость из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» и немецкий лекарь-шарлатан Бомелий из «Царской невесты» того же композитора. Первый – настоящий поэт и талантливый художник в одном лице. Красками музыки и голоса исполнителя на наших глазах был создан живописный портрет его родного края – восхитительно прекрасной Венеции. Второй – мистический персонаж, маг и колдун, умеющий быстро создать сложнейшее зелье, избавляющее от любой напасти. Да только деятельность его приносит несколько иной результат, чем того хотелось бы.
Интереснейшие эпизоды концерта – камерные сочинения (русские народные песни и романсы) в оркестровых обработках. Симфонический оркестр придает знаменитым мелодиям совершенно иной характер. Благодаря таким творческим изменениям мелодии обретают сходство с оперными ариями, еще ярче и острее подчеркивая каждое движение сюжета. Философская глубина и размышления отходят на второй план, уступая место открытым эмоциям и актерскому темпераменту.
Второе отделение концерта – путешествие по бескрайним просторам французской и итальянской оперной классики, торжество бельканто, романтизма и веризма.
В.Беллини. «Чужестранка». Хор.
В.Беллини. «Норма». Каватина Нормы. Солистка – Эльвира Хохлова.
Дж.Верди. «Дон Карлос». Ария ди Позы (Смерть Родриго). Солист – Андрей Бреус (баритон).
Дж.Верди. «Аида». Дуэт Аиды и Амнерис.
В.А.Моцарт. «Волшебная флейта». Дуэт Папагены и Папагено. В ролях: Папагена – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Папагено – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), дети – Екатерина Смолина (сопрано), Александр Попов.
Дж.Пуччини. «Мадам Баттерфляй». Ария Чио-Чио-сан. Солистка – Марина Нерабеева (сопрано).
Ш.Гуно. «Фауст». Серенада Мефистофеля. Солист – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас).
Г.Доницетти. «Любовный напиток». Романс Неморино. Солист – Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор).
Ж.Бизе. «Кармен». Квинтет. Солисты – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Екатерина Кичигина, Валерия Пфистер, Максим Остроухов, Александр Мартынов (баритон).
Дж.Россини. «Севильский цирюльник». Каватина Фигаро. Солист – Олег Шагоцкий (баритон).
Г.Доницетти. «Линда ди Шамуни». Каватина Линды. Солистка – Галина Королева.
Дж.Верди. «Набукко». Фрагмент. Все участники концерта.
Вторая половина вечера отправляет нас в музыкальный театр. Артисты хора наблюдают за большей частью действия в качестве зрителей. А смотрим мы все вместе небольшие сценки из знаменитых французских и итальянских опер, относящихся к эпохам бельканто, романтизма и веризма.
Оригинальное режиссерское решение позволяет представить эпизод концерта так: Чио-Чио-сан погибает, через секунду после этого в дом вбегает Пинкертон. Увы, уже поздно, его возлюбленная мертва. Герой отправляется в бар, где его ждет встреча со всемогущим красавцем Мефистофелем, знаменитым персонажем оперы Ш.Гуно «Фауст». Небольшая порция иронично-саркастического смеха, несколько эффектных акробатических трюков – и вот уже несчастный влюбленный буквально на глазах превращается в молодого крестьянина Неморино, отведавшего две порции «Любовного напитка» и готовящегося к разлуке с возлюбленной по причине ухода в армию. Такие чудесные, неожиданные и совершенно непредсказуемые встречи возможны только на подобных гала-концертах.
Не менее интересны два классических дуэта, на один вечер преображающихся в квартеты.
Первый – дуэт Амнерис и Аиды из оперы Дж.Верди «Аида» - необычная сцена из спектакля, такая, какой ее видят две костюмерши, мечтающие, возможно, оказаться на месте солисток некоего абстрактного театра. Этот квартет полон горячих страстей, разворачивающихся на сцене (по знакомому сюжету) и за ее пределами (костюмерши тоже никак не могут что-то поделить).
Веселый дуэт Папагены и Папагено из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» буквально дышит светлой энергией, безграничным оптимизмом и надеждами на счастье. Комические герои зингшпиля на один вечер превратились в птиц – петуха и курицу. Пока они поют, семья становится в два раза больше – из яиц вылупляются цыплята, петушок и курочка. В этом квартете сосредоточено добро, все персонажи очень человечны, несмотря на птичье обличие.
«BRAVISSIMO!» - ода оперному театру. Это яркое, красочное шоу, где безграничной любовью к искусству дышит каждый человек, находящийся на сцене. Эффектные костюмы, щедро декорированные блестками и перьями, создают устойчивое ощущение присутствия на карнавале, где за каждой маской скрыто гораздо больше, чем написано в либретто.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии