30 марта 2021 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел легендарный спектакль «О Моцарт! Моцарт…». Оригинальная вариация на тему Реквиема обитает на столичных подмостках более четверти века.
Музыкальная редакция: Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер-постановщик и хореограф: Владимир Васильев (Народный артист СССР).
Сценография и костюмы: Виктор Вольский (Заслуженный деятель искусств России), Рафаил Вольский (Заслуженный деятель искусств России).
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Премьера состоялась 17 февраля 1995 года.
Дирижер: Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).
В ролях:
Моцарт: Георгий Васильев (тенор);
Сальери: Виталий Ефанов (Заслуженный артист России, бас);
Сопрано: Валерия Бушуева (лауреат Международных конкурсов);
Меццо-сопрано: Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы);
Девушка: Валерия Савина (солистка театра «Балет Москва»);
Юноша: Михаил Киршин (солист театра «Балет Москва»);
Слепой скрипач: Игорь Хвалев;
Соло на фортепиано: Екатерина Маклярская (дипломант Международного конкурса).
I часть:
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери», 1 сцена.
А.Сальери. Увертюра к опере «Тарар».
В.А.Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро». Ария Керубино.
В.А.Моцарт. Реквием: Agnus Dei, Confutatis, Recordare, Domine Jesu.
В.А.Моцарт. Концерт №21 (C-dur К.467) II часть.
II часть:
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери». 2 сцена.
В.А.Моцарт. Концерт №23 (A-dur К.488) II часть.
В.А.Моцарт. Реквием: Dies Irae, Requem, Lacrimosa.
Спектакль очень светлый, торжественный, возвышенный, как все уникальное, разноплановое, самобытное творчество великого гения музыки Вольфганга Амадея Моцарта - венского классика, прожившего стремительную, скоротечную жизнь и оставившего потомкам грандиозное творческое наследие.
Владимир Васильев, режиссер и хореограф, так говорит о своей постановке:
«Я одинаково люблю в этом спектакле и Моцарта, и Сальери, неразрывно связанных великой тайной бытия и смерти».
Моцарт (Георгий Васильев) и Сальери (Виталий Ефанов), два композитора-современника, представлены в спектакле на контрасте. Великий австриец предстает в светлом, парящем, одухотворенном образе, облик итальянца темный, мрачный, поглощенный в тяжкие думы.
Моцарт - творец, в его фигуре, походке, мимике, теплом и звонком голосе есть что-то царственное, возвышенное, величественное, горячее и страстное.
Сальери - человек, твердо стоящий на земле, томящийся от зависти к великому мастеру. От его образа веет силой и холодом, невеселыми мыслями, он похож на представителя высокого европейского средневекового духовенства.
Красотой и светом, возвышенностью и духовностью наполнены женские персонажи спектакля - нежное, хрустальное, серебристое сопрано (Валерия Бушуева) и по-матерински теплое, мягкое меццо-сопрано (Валерия Пфистер) - и артисты хора. Чудесное многоголосье сливается в совершенной гармонии в знаменитых фрагментах Реквиема.
Музыка В.А.Моцарта обладает уникальным свойством: она полностью захватывает зрителя, очищает его мысли, заставляет на несколько минут забыть обо всем, расслабиться и познать безграничную силу, красоту и богатство классического высокого искусства. Симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением Андрея Лебедева переносит зрителей во времена, когда композитор создавал свое последнее сочинение - Реквием.
Беседа двух композиторов, Сальери и Моцарта, знакомая нам по «Маленьким трагедиям» А.С.Пушкина, обрела музыкальную форму в опере Н.А,Римского-Корсакова. Это интимное, камерное сочинение с минимальным числом действующих лиц позволяет проникнуть в самую суть образов исторических личностей, прописанных классиком отечественной литературы.
Моцарт проигрывает Сальери фрагменты некоторых своих сочинений, в том числе арию Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» и несколько сцен из Реквиема (в ходе беседы он рассказывает, как у него в доме появился загадочный незнакомец и заказал этот шедевр).
Помимо солистов оперы и хора в спектакле есть танцевальный дуэт. Если вокалисты представляют собой героев в их физическом облике, то артисты балета интерпретируют души Моцарта и Сальери. При помощи языка пластики и жестов они на протяжении всего действа то сходятся, то расходятся. Две противоположности, они неизменно тянутся друг к другу, но никогда не станут частями единого целого. Тела и души героев живут на сцене отдельно друг от друга, как два параллельных мира. Красота вокала и танца привлекает внимание, обе сюжетные линии держат в напряжении до финальной развязки.
Сценография очень символична. Она наглядно демонстрирует, насколько мал и ничтожен человек на фоне огромной, бескрайней Вселенной, необъятного мира. Душа великого гения во время исполнения фрагментов Реквиема воспаряет над всеми и уходит в бесконечность.
«О Моцарт! Моцарт…» - небольшой, камерный, глубоко личный спектакль. Продолжительность его составляет около ста минут. На протяжении двух актов мысли постоянно возвращаются к первой реплике Сальери: «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше».
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии
Музыкальная редакция: Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер-постановщик и хореограф: Владимир Васильев (Народный артист СССР).
Сценография и костюмы: Виктор Вольский (Заслуженный деятель искусств России), Рафаил Вольский (Заслуженный деятель искусств России).
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Премьера состоялась 17 февраля 1995 года.
Дирижер: Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).
В ролях:
Моцарт: Георгий Васильев (тенор);
Сальери: Виталий Ефанов (Заслуженный артист России, бас);
Сопрано: Валерия Бушуева (лауреат Международных конкурсов);
Меццо-сопрано: Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы);
Девушка: Валерия Савина (солистка театра «Балет Москва»);
Юноша: Михаил Киршин (солист театра «Балет Москва»);
Слепой скрипач: Игорь Хвалев;
Соло на фортепиано: Екатерина Маклярская (дипломант Международного конкурса).
I часть:
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери», 1 сцена.
А.Сальери. Увертюра к опере «Тарар».
В.А.Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро». Ария Керубино.
В.А.Моцарт. Реквием: Agnus Dei, Confutatis, Recordare, Domine Jesu.
В.А.Моцарт. Концерт №21 (C-dur К.467) II часть.
II часть:
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери». 2 сцена.
В.А.Моцарт. Концерт №23 (A-dur К.488) II часть.
В.А.Моцарт. Реквием: Dies Irae, Requem, Lacrimosa.
Спектакль очень светлый, торжественный, возвышенный, как все уникальное, разноплановое, самобытное творчество великого гения музыки Вольфганга Амадея Моцарта - венского классика, прожившего стремительную, скоротечную жизнь и оставившего потомкам грандиозное творческое наследие.
Владимир Васильев, режиссер и хореограф, так говорит о своей постановке:
«Я одинаково люблю в этом спектакле и Моцарта, и Сальери, неразрывно связанных великой тайной бытия и смерти».
Моцарт (Георгий Васильев) и Сальери (Виталий Ефанов), два композитора-современника, представлены в спектакле на контрасте. Великий австриец предстает в светлом, парящем, одухотворенном образе, облик итальянца темный, мрачный, поглощенный в тяжкие думы.
Моцарт - творец, в его фигуре, походке, мимике, теплом и звонком голосе есть что-то царственное, возвышенное, величественное, горячее и страстное.
Сальери - человек, твердо стоящий на земле, томящийся от зависти к великому мастеру. От его образа веет силой и холодом, невеселыми мыслями, он похож на представителя высокого европейского средневекового духовенства.
Красотой и светом, возвышенностью и духовностью наполнены женские персонажи спектакля - нежное, хрустальное, серебристое сопрано (Валерия Бушуева) и по-матерински теплое, мягкое меццо-сопрано (Валерия Пфистер) - и артисты хора. Чудесное многоголосье сливается в совершенной гармонии в знаменитых фрагментах Реквиема.
Музыка В.А.Моцарта обладает уникальным свойством: она полностью захватывает зрителя, очищает его мысли, заставляет на несколько минут забыть обо всем, расслабиться и познать безграничную силу, красоту и богатство классического высокого искусства. Симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением Андрея Лебедева переносит зрителей во времена, когда композитор создавал свое последнее сочинение - Реквием.
Беседа двух композиторов, Сальери и Моцарта, знакомая нам по «Маленьким трагедиям» А.С.Пушкина, обрела музыкальную форму в опере Н.А,Римского-Корсакова. Это интимное, камерное сочинение с минимальным числом действующих лиц позволяет проникнуть в самую суть образов исторических личностей, прописанных классиком отечественной литературы.
Моцарт проигрывает Сальери фрагменты некоторых своих сочинений, в том числе арию Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» и несколько сцен из Реквиема (в ходе беседы он рассказывает, как у него в доме появился загадочный незнакомец и заказал этот шедевр).
Помимо солистов оперы и хора в спектакле есть танцевальный дуэт. Если вокалисты представляют собой героев в их физическом облике, то артисты балета интерпретируют души Моцарта и Сальери. При помощи языка пластики и жестов они на протяжении всего действа то сходятся, то расходятся. Две противоположности, они неизменно тянутся друг к другу, но никогда не станут частями единого целого. Тела и души героев живут на сцене отдельно друг от друга, как два параллельных мира. Красота вокала и танца привлекает внимание, обе сюжетные линии держат в напряжении до финальной развязки.
Сценография очень символична. Она наглядно демонстрирует, насколько мал и ничтожен человек на фоне огромной, бескрайней Вселенной, необъятного мира. Душа великого гения во время исполнения фрагментов Реквиема воспаряет над всеми и уходит в бесконечность.
«О Моцарт! Моцарт…» - небольшой, камерный, глубоко личный спектакль. Продолжительность его составляет около ста минут. На протяжении двух актов мысли постоянно возвращаются к первой реплике Сальери: «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше».
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии