интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Музыкальное действо "BRAVISSIMO", или Раз встретились герои разных опер

 
 
 

Музыкальное действо "BRAVISSIMO", или Раз встретились герои разных опер

Автор: Ольга Пурчинская от 17-10-2017, 05:10, посмотрело: 1596

Внезапная, неожиданная встреча персонажей из разных стран, эпох и социальных слоев. Точнее, пересечение, выход на сцену в течение одного вечера, друг за другом. У каждого из них – своя, подчас грустная, история, особые обстоятельства и колебания сюжета. Их участь давно известна: кого-то ждет счастье, другим уготовано богатство, третьим – изгнание, четвертым – смерть, и так далее. Все эти люди живут на театральной сцене, неустанно развиваются, крепнут, обретают мощный энергетический стержень, сильное нутро и собственное выразительно «Я».

Иногда, несколько раз за театрально-концертный сезон, бывают вечера, разрушающие строгие рамки жанрового академизма, и тогда случается парад ярких номеров, основанных на игре богатого воображения, фантазии и импровизации. Знакомые персонажи обретают неведомые доселе черты, а творческие эксперименты никогда не повторяются. Тем интереснее наблюдать за ними! Наверное, представления такого рода периодически попадают в афишу едва ли не всех сцен мира.

Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова имеет в своем репертуаре очень интересный концерт, пользующийся любовью зрителей на протяжении шестнадцати (!) лет. Речь идет о музыкальном действе в двух частях «BRAVISSIMO», появившемся в репертуаре 22 марта 2001 года, в день десятилетия театра. Автор идеи – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России). Музыкальный руководитель – Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссура и пластика – Иван Фадеев. Сценография – Виктор Герасименко (Заслуженный художник России). Костюмы – Мария Данилова (лауреат Государственной премии России). Хормейстеры – Наталья Попович, Андрей Лазарев.

Этот концерт подобен живому организму. Он постоянно развивается, обогащается новыми именами и пестрит яркими красками. Вот почему никогда не будет сыграно два абсолютно одинаковых представления. Всякий раз можно открыть для себя что-нибудь интересное, по досадному упущению не замеченное ранее.

15 октября 2017 года музыкальное действо «BRAVISSIMO» сыграно на сцене «Новой Оперы» в 119-й раз. Это был еще один незабываемый вечер, полный знакомств и приятных сюрпризов.

Музыкальное действо "BRAVISSIMO", или Раз встретились герои разных оперДирижер – Дмитрий Волосников.
В концерте принимают участие солисты, хор и симфонический оркестр театра. В программе вечера – арии и сцены из знаменитых опер российских и зарубежных композиторов, романсы и народные песни.

Первое отделение включает в себя шедевры российского творческого наследия:
А.Н.Верстовский. Хор девушек из оперы «Аскольдова могила»;
А.С.Аренский. «Рафаэль. Песнь певца за сценой». Переложение для оркестра – Е.В.Колобов. СолистГеоргий Васильев (тенор);
М.И.Глинка. Хор из оперы «Жизнь за царя»;
А.С.Даргомыжский. Ария Мельника из оперы «Русалка». СолистВиталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Н.А.Римский-Корсаков. Ария Марфы из оперы «Царская невеста». СолисткаМария Буйносова (сопрано);
М.И.Глинка. Квартет из оперы «Жизнь за царя». СолистыЭльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Юрий Ростоцкий (лауреат Международных конкурсов, тенор), Виталий Ефанов;
Н.А.Римский-Корсаков. Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко». СолистАлександр Попов (баритон);
А.С.Даргомыжский. Ансамбль из оперы «Эсмеральда». Переложение для оркестра – Е.В.Колобов. Солисты – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано), Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Георгий Васильев, Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Русская народная песня «В темном лесе» в обработке А.В.Сешникова. Исполняет хор;
Н.А.Римский-Корсаков. Сцена Любаши и Бомелия из оперы «Царская невеста». Артисты: ЛюбашаТатьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), БомелийМаксим Остроухов (тенор), слуга БомелияАнтон Заяц;
С.И.Танеев. Хор «Посмотри, какая мгла» на стихи Я.П.Полонского;
М.И.Глинка. «Разлука». Переложение для оркестра – Е.В.Колобов. СолисткаАнастасия Закалинская (артистка балета «Северные звезды Петербурга»);
А.А.Алябьев. Романс «Соловей» на стихи А.А.Дельвига. СолисткаГалина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
А.С.Даргомыжский. Квинтет из оперы «Эсмеральда». Переложение для оркестра – Е.В.Колобов. СолистыОльга Ионова, Светлана Скрипкина, Александра Саульская-Шулятьева, Георгий Васильев, Владимир Кудашев.

Во втором отделении концерта прозвучали знаменитые фрагменты из опер зарубежных композиторов:
В.Беллини. Хор из оперы «Чужестранка»;
В.Беллини. Каватина Нормы из оперы «Норма». СолисткаЭльвира Хохлова;
Дж.Верди. Ария Ди Позы (Смерть Родриго) из оперы «Дон Карлос». СолистАртем Гарнов (баритон);
Дж.Верди. Дуэт Аиды и Амнерис из оперы «Аида». В ролях: АидаЕлена Поповская (сопрано), АмнерисВалерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано), костюмерыЕкатерина Кичигина (сопрано), Александра Саульская-Шулятьева;
В.А.Моцарт. Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта». В ролях: родителиОльга Ионова, Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), детиЕкатерина Смолина (сопрано), Александр Попов;
Дж.Пуччини. Ария Чио-Чио-сан из оперы «Мадам Баттерфляй». СолисткаМарина Нерабеева (сопрано);
Ш.Гуно. Серенада Мефистофеля из оперы «Фауст». СолистВладимир Кудашев;
Г.Доницетти. Романс Неморино из оперы «Любовный напиток». СолистАлексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Ж.Бизе. Квинтет из оперы «Кармен». СолистыОльга Ионова, Галина Бадиковская (сопрано), Валерия Пфистер, Максим Остроухов, Александр Попов;
Дж.Россини. Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник». СолистВасилий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Г.Доницетти. Каватина Линды из оперы «Линда ди Шамуни». СолисткаГалина Королева;
Дж.Верди. Фрагмент из оперы «Набукко». Исполняют все участники концерта.

«BRAVISSIMO» - это не просто парад номеров. Зрители становятся очевидцами яркого действа. Первое отделение представляет собой импровизированную прогулку по саду «Эрмитаж». Все герои опер, романсов и народных песен одеты в стиле, близком русским аристократам и крестьянам позапрошлого века. Элегантные бархатные костюмы дворян и дворянок спокойных, сдержанных оттенков контрастируют с простыми, но яркими нарядами «простого народа». А одеяния «заезжих» знаменитостей – героев упомянутых выше произведений – истинный шедевр кутюрного искусства, обретающий полную жизнь лишь на театральных подмостках.

Прекрасна, стройна юная Марфа, буквально утопающая в цветах. Легко и свободно, свежо и тепло льется ее голос.
Душа Любаши, кажется, темнеет буквально на глазах. Ее голос полон отчаяния, доходящего чуть ли не до паники. Хитер, угодлив и услужлив Бомелий, готовый серьезно рискнуть ради достижения вожделенной цели.
Влюблен в свой родной край Веденецкий гость. Как бы иначе он рассказал столь поэтично о красотах Венеции?!
Очаровательна молодая дворничиха, поющая знаменитый романс «Соловей», увлекающаяся сложнейшими колоратурными изысками и в порыве вдохновения забывающая о своих непосредственных обязанностях. Бойкая, веселая девушка контрастирует с лирическим образом героини предшествующего хореографического номера «Разлука».

Второе отделение концерта проходит в совершенно ином месте – в зале музыкального театра. Герои оперных шедевров французских и итальянских композиторов, а также одного венского классика предстают в образах, роднящих их с персонажами комедии масок.
Трагический драматизм наполняет все существо маркиза Родриго ди Позы, ожидающего казни – мести короля.
Не менее печальна участь Мадам Баттерфляй, готовящейся принять смерть с учетом всех многовековых традиций национального японского ритуала. А дальше следует чудо, возможное только в условиях таких концертов: Пинкертон оплакивает свою возлюбленную, но всего через несколько минут превращается в Неморино – юношу, пытающегося влюбить в себя красавицу при помощи волшебного «Любовного напитка».
Чудесной «трансформации» предшествует один из ярчайших фрагментов мировой оперной классики – серенада Мефистофеля из оперы «Фауст». Общение с Князем Тьмы с его сардонической усмешкой и неподражаемым ироническим смехом – лучшее средство от разного рода меланхолий. Действует безотказно!

Какой же праздник без комической оперы? Во втором отделении гала-концерта «BRAVISSIMO» звучат сразу два веселых шедевра – дуэт Папагено и Папагены, превращенный постановщиком в квартет (у героев зингшпиля «Волшебная флейта», предстающим в образах петуха и курицы, в течение звучания фрагмента успевают вылупиться из яиц двое чудесных малышей) и каватина Фигаро (один из самых знаменитых эпизодов оперы «Севильский цирюльник», неизменно дарящий бурю восторга и море положительных эмоций).

Оригинальное воплощение коснулось также дуэта Аиды и Амнерис из оперы «Аида». «Волшебная палочка» превратила его в квартет. Борьба темпераментов двух царевен – эфиопской и египетской – становится объектом пристального внимания двух костюмерш, каждая из которых мечтает оказаться на месте солисток.

Каждый номер музыкального действа «BRAVISSIMO» всякий раз выглядит, как нечто новое, оригинальное, свежее и очень интересное. Этот концерт – не просто путешествие по волнам оперных шедевров. Он дает «начинающим» театралам прекрасную возможность постепенно приобщиться к новому для себя виду искусства. Сперва – «игра», а затем уже – вникание в перипетии непростых сюжетов, длинные оркестровые фрагменты и так далее.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр