8 июня 2021 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в шестой раз сыграли один из самых знаменитых, наполненных хитами музыкальных спектаклей - «Кармен» Ж. Бизе (либретто А.Мельяка и Л.Галеви на основе одноименной новеллы П.Мериме).
Музыкальный руководитель: Алесандр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).
Автор сценической редакции и режиссер-постановщик: Юрий Александров.
Сценография и костюмы: Вячеслав Окунев.
Хореограф-постановщик: Надежда Калинина.
Художник по свету: Сергей Скорнецкий (лауреат премии «Золотая Маска»).
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Премьера состоялась 19 февраля 2021 года.
Дирижер: Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).
Дирижер оркестра за сценой: Александр Жиленков.
В ролях:
Он: Борис Журилов (солист балета МАМТ им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко);
Она: Ксения Пухловскя (солистка Имперского Русского Балета под управлением Гедиминаса Таранды, солистка Moscow State Ballet);
Кармен, цыганка: Полина Шамаева (победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», меццо-сопрано);
Дон Хозе, капрал: Георгий Васильев (тенор);
Эскамильо, тореадор: Артем Гарнов (лауреат премии «Онегин», баритон);
Микаэла, крестьянка: Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Цунига, капитан: Андрей Фетисов (бас);
Моралес, сержант: Александр Мартынов (баритон);
Фраскита, цыганка: Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мерседес, цыганка: Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Данкайро, контрабандист: Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Ремендадо, контрабандист: Антон Бочкарев (тенор);
Лилас Пастья, хозяин таверны: Игорь Попеляев;
Солдаты, работницы табачной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, пикадоры, народ: артисты хора.
Соло в оркестре:
Сергей Гречаников (флейта);
Мария Шапарь (английский рожок);
Александр Карпов (лауреат Международных конкурсов, кларнет);
Инна Шегай (лауреат Международного конкурса, фагот);
Антон Искеев (валторна);
Николай Винтер (лауреат Международного конкурса, труба);
Вадим Васильев (труба);
Оксана Сушкова (лауреат Международных конкурсов, арфа);
Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Анна Балан (виолончель).
«Кармен» - пример оперы, о которой слышали даже далекие от искусства музыкального театра люди. Кому не знакома ее увертюра? А Хабанера и Сегидилья? А куплеты Эскамильо? А ария «с цветком» дона Хозе? Изящная, горячая, страстная, изысканная, по-французски галантная, по-испански и по-цыгански эмоциональная музыка в исполнении симфонического оркестра «Новой Оперы» под управлением Андрея Лебедева приобрела глубоко интеллектуальный характер. Каждый фрагмент, будь то сольный номер, ансамбль или массовая сцена, воспринимался не просто фоном к действию, а настоящим его двигателем, неустанно задающим и меняющим направление сюжета.
На сцене театра зрители увидели настоящую Испанию, напоминающую о творчестве Антонио Гауди, Сальвадора Дали и других мастеров. Грандиозное сооружение - центральная площадка, где творили свои судьбы Кармен и Хозе, - внесло в спектакль порцию абстракционизма. Красочные костюмы и свет ярко разукрасили пространство. Каких здесь только не возникало ассоциаций - и любовь, и кровь, и страсть, и адреналин, и ярость, и агрессия, и опасность, и риск, и хитрость, и коварство, и свет, и преданность, и многое другое.
Оригинальная концепция Юрия Александрова выделила двоемирие чувств Кармен и Хозе. Их отношения представлены двумя парами артистов - «реальной» оперной (Полина Шамаева и Георгий Васильев) и «идеальной» балетной (Ксения Пухловская и Борис Журилов).
В отношениях поющих героев - свободолюбивой, харизматичной, эгоистичной цыганки и лихо изменившего свою жизнь капрала, потерявшего в одночасье всё - бушевали нешуточные страсти, горячие эмоции обжигали на протяжении всего спектакля. Головокружительные дуэли знойного, пряного, опьяняющего, дерзкого меццо-сопрано и звонкого, яркого, темпераментного, эмоционально насыщенного тенора, дополненные актерским мастерством, это истинное удовольствие для меломанов. Мир хореографического дуэта основан на представлениях об идеальном развитии отношений между цыганкой и капралом. Их движения пластичны, атлетичны и изящны, а чувства искренни и бессмертны.
На протяжении спектакля два центральных дуэта жили в параллельных мирах, их отношения развивались независимо друг от друга. Согласно непреложным законам драматургии, рано или поздно они должны обязательно столкнуться. Это произошло в финале. Подобно тому, как вещество встречается с антивеществом, что приводит к взрыву, Герои и Героини пересеклись, уничтожив все вокруг себя и приведя зрителей к важнейшему театральному эффекту катарсиса (очищению души через страдание).
Яркой, дерзкой, самобытной красавице-цыганке не свойственно постоянство в чувствах. Очень быстро внимание героини перешло от околдованного ею капрала к тореадору Эскамильо (Артем Гарнов). Этот персонаж - воплощение силы духа, несгибаемой воли, железного характера, мужества и отваги. В его глазах - огонь, жажда жизни, приключений, адреналина, новых побед как на арене, так и за ее пределами. Знаменитые куплеты в исполнении красивого баритона - истинная ода во славу чемпиона, прямо и дерзко смотрящего в глаза смерти.
До встречи с роковой красавицей Кармен у дона Хозе была невеста - юная, искренняя, преданная, лиричная, поэтичная крестьянка Микаэла (Ирина Морева). Она молода, чиста, наивна, по-девичьи скромна и стыдлива. Красивый голос светлого оттенка отразил силу и глубину этого персонажа - звено цепи, связывавшей капрала с его родиной и семьей.
«Кармен» - опера, сильная не только выдающимися индивидуальностями, но и эффектными ансамблями и массовыми сценами. Среди интересных, выразительных персонажей - цыганки: сладкоголосая Фраскита (Кристина Бикмаева) и знойная Мерседес (Ирина Ромишевская), хитрые, обаятельные и коварные контрабандисты-корсары Данкайро (Илья Кузьмин) и Ремендадо (Антон Бочкарев), лихой капитан-ловелас Цунига (Андрей Фетисов) и бдительный страж порядка сержант Моралес (Александр Мартынов). Они щедро раскрасили яркими красками голосов палитру массовых эпизодов. Артисты хора в роскошных костюмах неизменно совершенной полифонической гармонией добавили звуку объема, а спектаклю зрелищности.
Финальное объяснение между главными героями спектакля произошло в Севилье на фоне грандиозного события - зрелищной корриды. Эмоциональный накал стремительно доходил до предела, атмосфера на сцене накалилась добела. А издалека долетали голоса народа, чувствовавшего тореадоров-победителей, выстоявших в очередной схватке со смертью.
Шедевр французской романтической оперы наполнен испано-цыганским духом. Музыка пропитана неутолимой жаждой жизни, свободы и любви. Опера Жоржа Бизе оказалась значительно популярнее литературной основы - одноименной новеллы Проспера Мериме. Очень быстро «Кармен» обрела известность по всей Франции и далеко за ее пределами.
К сожалению, композитор не увидел триумфального шествия своего сочинения по планете: сразу после премьеры оперу освистали. Консервативно настроенная парижская публика не была готова к довольно дерзкому поведению персонажей на сцене. Сегодня это один из самых лакомых кусков для режиссеров во всем мире, едва ли не каждый театр обращается к постановке «Кармен».
Потрясающая музыка, яркие характеры, множество хитов, знакомых даже тем, кто не относит себя к поклонникам оперного искусства, интересные постановочные ходы музыкальных руководителей и режиссеров, - все это является безусловным залогом успеха «Кармен» у любой зрительской аудитории.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии
Музыкальный руководитель: Алесандр Самоилэ (Народный артист Республики Молдова).
Автор сценической редакции и режиссер-постановщик: Юрий Александров.
Сценография и костюмы: Вячеслав Окунев.
Хореограф-постановщик: Надежда Калинина.
Художник по свету: Сергей Скорнецкий (лауреат премии «Золотая Маска»).
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Премьера состоялась 19 февраля 2021 года.
Дирижер: Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).
Дирижер оркестра за сценой: Александр Жиленков.
В ролях:
Он: Борис Журилов (солист балета МАМТ им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко);
Она: Ксения Пухловскя (солистка Имперского Русского Балета под управлением Гедиминаса Таранды, солистка Moscow State Ballet);
Кармен, цыганка: Полина Шамаева (победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», меццо-сопрано);
Дон Хозе, капрал: Георгий Васильев (тенор);
Эскамильо, тореадор: Артем Гарнов (лауреат премии «Онегин», баритон);
Микаэла, крестьянка: Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Цунига, капитан: Андрей Фетисов (бас);
Моралес, сержант: Александр Мартынов (баритон);
Фраскита, цыганка: Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мерседес, цыганка: Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Данкайро, контрабандист: Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Ремендадо, контрабандист: Антон Бочкарев (тенор);
Лилас Пастья, хозяин таверны: Игорь Попеляев;
Солдаты, работницы табачной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, пикадоры, народ: артисты хора.
Соло в оркестре:
Сергей Гречаников (флейта);
Мария Шапарь (английский рожок);
Александр Карпов (лауреат Международных конкурсов, кларнет);
Инна Шегай (лауреат Международного конкурса, фагот);
Антон Искеев (валторна);
Николай Винтер (лауреат Международного конкурса, труба);
Вадим Васильев (труба);
Оксана Сушкова (лауреат Международных конкурсов, арфа);
Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Анна Балан (виолончель).
«Кармен» - пример оперы, о которой слышали даже далекие от искусства музыкального театра люди. Кому не знакома ее увертюра? А Хабанера и Сегидилья? А куплеты Эскамильо? А ария «с цветком» дона Хозе? Изящная, горячая, страстная, изысканная, по-французски галантная, по-испански и по-цыгански эмоциональная музыка в исполнении симфонического оркестра «Новой Оперы» под управлением Андрея Лебедева приобрела глубоко интеллектуальный характер. Каждый фрагмент, будь то сольный номер, ансамбль или массовая сцена, воспринимался не просто фоном к действию, а настоящим его двигателем, неустанно задающим и меняющим направление сюжета.
На сцене театра зрители увидели настоящую Испанию, напоминающую о творчестве Антонио Гауди, Сальвадора Дали и других мастеров. Грандиозное сооружение - центральная площадка, где творили свои судьбы Кармен и Хозе, - внесло в спектакль порцию абстракционизма. Красочные костюмы и свет ярко разукрасили пространство. Каких здесь только не возникало ассоциаций - и любовь, и кровь, и страсть, и адреналин, и ярость, и агрессия, и опасность, и риск, и хитрость, и коварство, и свет, и преданность, и многое другое.
Оригинальная концепция Юрия Александрова выделила двоемирие чувств Кармен и Хозе. Их отношения представлены двумя парами артистов - «реальной» оперной (Полина Шамаева и Георгий Васильев) и «идеальной» балетной (Ксения Пухловская и Борис Журилов).
В отношениях поющих героев - свободолюбивой, харизматичной, эгоистичной цыганки и лихо изменившего свою жизнь капрала, потерявшего в одночасье всё - бушевали нешуточные страсти, горячие эмоции обжигали на протяжении всего спектакля. Головокружительные дуэли знойного, пряного, опьяняющего, дерзкого меццо-сопрано и звонкого, яркого, темпераментного, эмоционально насыщенного тенора, дополненные актерским мастерством, это истинное удовольствие для меломанов. Мир хореографического дуэта основан на представлениях об идеальном развитии отношений между цыганкой и капралом. Их движения пластичны, атлетичны и изящны, а чувства искренни и бессмертны.
На протяжении спектакля два центральных дуэта жили в параллельных мирах, их отношения развивались независимо друг от друга. Согласно непреложным законам драматургии, рано или поздно они должны обязательно столкнуться. Это произошло в финале. Подобно тому, как вещество встречается с антивеществом, что приводит к взрыву, Герои и Героини пересеклись, уничтожив все вокруг себя и приведя зрителей к важнейшему театральному эффекту катарсиса (очищению души через страдание).
Яркой, дерзкой, самобытной красавице-цыганке не свойственно постоянство в чувствах. Очень быстро внимание героини перешло от околдованного ею капрала к тореадору Эскамильо (Артем Гарнов). Этот персонаж - воплощение силы духа, несгибаемой воли, железного характера, мужества и отваги. В его глазах - огонь, жажда жизни, приключений, адреналина, новых побед как на арене, так и за ее пределами. Знаменитые куплеты в исполнении красивого баритона - истинная ода во славу чемпиона, прямо и дерзко смотрящего в глаза смерти.
До встречи с роковой красавицей Кармен у дона Хозе была невеста - юная, искренняя, преданная, лиричная, поэтичная крестьянка Микаэла (Ирина Морева). Она молода, чиста, наивна, по-девичьи скромна и стыдлива. Красивый голос светлого оттенка отразил силу и глубину этого персонажа - звено цепи, связывавшей капрала с его родиной и семьей.
«Кармен» - опера, сильная не только выдающимися индивидуальностями, но и эффектными ансамблями и массовыми сценами. Среди интересных, выразительных персонажей - цыганки: сладкоголосая Фраскита (Кристина Бикмаева) и знойная Мерседес (Ирина Ромишевская), хитрые, обаятельные и коварные контрабандисты-корсары Данкайро (Илья Кузьмин) и Ремендадо (Антон Бочкарев), лихой капитан-ловелас Цунига (Андрей Фетисов) и бдительный страж порядка сержант Моралес (Александр Мартынов). Они щедро раскрасили яркими красками голосов палитру массовых эпизодов. Артисты хора в роскошных костюмах неизменно совершенной полифонической гармонией добавили звуку объема, а спектаклю зрелищности.
Финальное объяснение между главными героями спектакля произошло в Севилье на фоне грандиозного события - зрелищной корриды. Эмоциональный накал стремительно доходил до предела, атмосфера на сцене накалилась добела. А издалека долетали голоса народа, чувствовавшего тореадоров-победителей, выстоявших в очередной схватке со смертью.
Шедевр французской романтической оперы наполнен испано-цыганским духом. Музыка пропитана неутолимой жаждой жизни, свободы и любви. Опера Жоржа Бизе оказалась значительно популярнее литературной основы - одноименной новеллы Проспера Мериме. Очень быстро «Кармен» обрела известность по всей Франции и далеко за ее пределами.
К сожалению, композитор не увидел триумфального шествия своего сочинения по планете: сразу после премьеры оперу освистали. Консервативно настроенная парижская публика не была готова к довольно дерзкому поведению персонажей на сцене. Сегодня это один из самых лакомых кусков для режиссеров во всем мире, едва ли не каждый театр обращается к постановке «Кармен».
Потрясающая музыка, яркие характеры, множество хитов, знакомых даже тем, кто не относит себя к поклонникам оперного искусства, интересные постановочные ходы музыкальных руководителей и режиссеров, - все это является безусловным залогом успеха «Кармен» у любой зрительской аудитории.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии