интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » История о неповиновении смерти пополнила репертуар "Геликон-Оперы"

 
 
 

История о неповиновении смерти пополнила репертуар "Геликон-Оперы"

Автор: Ольга Пурчинская от 10-05-2024, 19:36, посмотрело: 49

10-12 мая 2024 года Белоколонный зал княгини Шаховской Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана впервые в России представил премьеру камерной оперы Виктора Ульмана (1898-1944) на либретто Франца Петера Кина «Император Атлантиды, или Неповиновение смерти». Событие приурочено к 80-летию написания этого сочинения.

Режиссер-постановщик: Вадим Летунов.
Дирижер-постановщик: Елена Сосульникова.
Художник-постановщик: Ростислав Протасов.
Художник по костюмам: Ростислав Протасов.
Художник по гриму: Наталья Блинкова.
Художник по свету: Владислав Александров.
Хореография: Ксения Лисанская.

В ролях:
Император: Михаил Никаноров (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Смерть: Александр Киселев (Заслуженный артист России, бас);
Арлекин: Виталий Фомин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Девушка: Александра Соколова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Солдат: Сергей Абабкин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Барабанщик: Юлия Никанорова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Громкоговоритель: Николай Пацюк.

Соло в оркестре:
Татьяна Гониашвили (флейта);
Валерий Калашников (гобой);
Анна Дырул (кларнет);
Филипп Чумаев (альт-саксофон);
Андрей Иков (Заслуженный артист России, труба);
Семен Табачников (малый барабан);
Александр Майоров (скрипка);
Соломея Протопопова (альт);
Татьяна Оробинская (Заслуженная артистка России, виолончель);
Дарья Ракитянская (фортепиано);
Иван Кожевников (фисгармония/клавесин).

Виктор Ульман – австрийский и чешский композитор иудейского происхождения. Последние годы жизни провел в концентрационных лагерях. Оперу «Император Атлантиды» он написал в 1944 году. Местом его тогдашнего заключения был Терезин. Вскоре талантливый музыкант вместе с женой скончался в газовой камере Освенцима.

На страницах сохранившихся дневников автор назвал свое сочинение (а всего за время заключения он написал более 20 произведений разных форм и жанров) оперой о жизни, которая разучилась смеяться и о смерти, которая разучилась плакать. А происходит действие в мире, который «разучился радоваться от жизни и умирать от смерти».

Произведение буквально пропитано сатирой, сурово обличающей современные Ульману реалии. Причем этот элемент комического представился нацистской цензуре настолько беспощадным, что грядущая премьера была отменена во время генерального прогона.

Партитуру композитор успел передать на сохранение библиотекарю гетто. Этому человеку удалось пережить войну, выбраться на свободу и сохранить творческое наследие талантливого автора. Сочинение было обнаружено в архивах в 1975 году. На протяжении почти полувека оно регулярно ставится на многих сценических площадках планеты.

Театр «Геликон-Опера» осуществил постановку произведения с непростой судьбой в камерном пространстве Белоколонного зала княгини Шаховской. Он спроектирован таким образом, что каждый зритель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене.

Молодая постановочная команда дебютантов сумела подать глубоко философскую историю, открывающую богатый простор для размышлений, очень сильно, пронзительно. Аскетичная сценография в глубине сцены играет яркими красками благодаря насыщенному музыкальному материалу, глубокому внутреннему драматизму вокалистов-виртуозов, а также при помощи интересной игры света.

Действие происходит «где-то на границе между миром живых, которые не могут больше смеяться, и мертвых, которые разучились плакать, в мире, который больше не умеет радоваться жизни и умирать своей смертью». Такое пространное обозначение определяет в прологе один из персонажей – Громкоговоритель (Николай Пацюк). Далее следуют четыре картины, действующими лицами которых становятся Девушка (Александра Соколова), Барабанщик (Юлия Никанорова), Солдат (Сергей Абабкин), Император (Михаил Никаноров), Арлекин (Виталий Фомин) и Смерть (Александр Киселев).

Смерть возмущена тем, что Император, объявив о начале всеобщей войны, назначил ее своим союзником в борьбе за всеобщее уничтожение. Она бастует, отказывается выполнять возложенные на нее функции. Волю правителя оглашает Барабанщик. Наблюдая за ходом сражений, властелин обнаруживает, что тяжело раненные в боях солдаты не могут умереть. Поскольку его изначальная задумка терпит фиаско, хитрый Император сообщает народу, что открыл формулу вечной жизни и вернул всех самых достойных с того света. По разные стороны баррикад находятся Девушка и Солдат. Они стреляют друг в друга, однако, несмотря на опасные ранения, не могут умереть. Осознав всю бессмысленность происходящего, молодые люди останавливаются, у них возникает взаимный интерес, который постепенно перерастает в любовь. Громкоговоритель докладывает о народных мятежах. Император, понимая, что потерпел фиаско, находится в отчаянии. Появляется Смерть, которая сообщает владыке, что он проиграл. Правитель соглашается уйти из жизни, если Смерть вернется к людям.

Действие развивается с головокружительной быстротой. Картины сменяют друг друга, как узоры в калейдоскопе. Солисты «Геликон-Оперы» создали яркие, интересные образы. Несмотря на то, что герои – элементы сатиры, в каждом из них можно узнать реальных людей, как всеобщих знаменитостей, так и представителей окружения каждого отдельно взятого человека.

В опере очень интересный музыкальный материал. Симфонический оркестр театра под управлением Елены Сосульниковой представил противоречивую звуковую палитру, где уживаются насмешка и угнетение, лиризм и драматизм, нежность и агрессия, свет и тьма, гармония и дисбаланс. Сложнейшие вокальные партии на немецком языке (в которые вплетаются краткие монологи на русском) – важнейшая составляющая ярких, живых образов, в которых, несмотря на сатиру, возникают люди, способные мыслить, анализировать, чувствовать и принимать собственные, подчас судьбоносные решения.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Страница спектакля на официальном сайте Театра

Категория: Театр » Музыкальный театр