«Турандот»… Сказка о китайской принцессе, написана итальянским писателем и драматургом Карло Гоцци в 1762 году. Так вышло, что две самые популярные театральные формы этого произведения стали последними в жизни их авторов. Известно, что Евгений Багратионович Вахтангов ставил свой «самый веселый спектакль», находясь во власти тяжелейшего недуга (премьеру играли в 1922 году после смерти легендарного режиссера), а итальянский композитор Джакомо Пуччини писал оперу, будучи смертельно больным. Его жизнь оборвалась даже раньше, чем он успел завершить свою работу. Произведение так и осталось незавершенным (существуют, однако, несколько вариантов финала, регулярно использующиеся постановщиками по всему миру).
В России опера Дж.Пуччини «Турандот» ставится довольно редко. 28 января 2017 года неоконченное сочинение маэстро стало частью репертуара московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана. В этот день состоялась премьера спектакля, который произвел неизгладимое впечатление. Новая постановка заслуживает самого пристального внимания. Дирижер-постановщик – Владимир Федосеев (Народный артист СССР). Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман (Народный артист России). Хореограф-постановщик – Эдвальд Смирнов (лауреат Международных конкурсов). Хормейстер – Евгений Ильин. Художник-постановщик – Камелия Куу. Художник по свету – Томас Хазе.
За два дня до премьеры спектакль показали журналистам. Эти строки рождаются под впечатлением от пресс-показа 26 января.
В ролях: Турандот – Елена Михайленко (сопрано); принцесса – Ксения Лисанская; Альтоум, император, ее отец – Дмитрий Пономарев (тенор); Тимур, свергнутый татарский царь – Александр Киселев (бас); Калаф, принц, его сын – Виталий Серебряков (тенор); Лиу, рабыня – Юлия Щербакова (сопрано); министр Пинг, великий советник – Дмитрий Янковский (баритон); министр Понг, великий повар – Виталий Фомин; министр Панг, великий прорицатель – Иван Волков; мандарин – Алексей Дедов (баритон); палач – Максим Лосев-Демидов; принц Персии – Михаил Демин.
Соло в оркестре: Елена Железина (скрипка), Павел Макеев (альт), Виктор Козодов (виолончель), Дарья Галочкина (флейта), Филипп Мархвинский (кларнет), Майя Дорфман (гобой), Олег Медведев (фагот), Юрий Таштамиров (саксофон), Станислав Давыдов (валторна), Андрей Иков (труба), Семен Табачников (китайские гонги), Валентина Борисова (арфа), Алексей Березовский (маримба).
Что общего между итальянской сказкой о китайской принцессе с элементами комедии масок и мощной оперой, созданной с учетом всех законов веризма? Вахтангов создал историю легкую, грациозную, изящную, словно прелестная фарфоровая статуэтка. Пуччини (при помощи либреттистов Джузеппе Адами и Ренато Симони) превратил литературный материал своего соотечественника в остросюжетный кровавый триллер. Блестящие оркестровки, напоминающие порой раскаты грома, как нельзя лучше иллюстрируют сюжет, претерпевший значительные изменения.
Постановки Дмитрия Бертмана отличаются оригинальными авторскими решениями, не только не мешающими восприятию глубоко заложенной оперной драматургии, но даже способствующими ему. Любая задумка режиссера приобретает огромную важность, и чтобы разобраться в ней, необходимо досмотреть спектакль до конца. Ненавязчиво, но очень популярно концепция всякий раз раскрывается буквально на последних секундах звучания великой музыки.
Спектакль получился очень красочным благодаря слаженной работе международной команды – художника-постановщика Камелии Куу и художника по свету Томаса Хазе. Сценическое пространство представляет собой древний Пекин. Огромное сооружение напомнило мне Великую Китайскую стену, находящуюся в процессе своего становления. Центральная площадь города и роскошный дворец императора будоражат воображение красотой и величием. Очень важный элемент декорации – многочисленные люки, отдаленно напоминающие современные аналоги. В течение всего действа с ними будет связано немало событий, имеющих, в том числе, мистический характер.
Свет в этой постановке творит настоящие чудеса. Луна вырастает буквально на глазах у зрителей, а затем сияет так, что оказывается в состоянии затмить очень многое. Небесное светило волшебным образом перевоплощается то в исполинский гонг, то в дивный, прекрасный сад (причем наблюдать за ним мы можем как бы из огромного круглого окна).
Постоянно меняющее свой характер освещение становится той самой центральной силой, какая приводит в движение драматургию. Цвета очень чутко реагируют на малейшие колебания в настроении персонажей и в характере их взаимоотношений.
Турандот из оперы Дж.Пуччини очень мало похожа на принцессу из сказки К.Гоцци. И в том, и в другом произведении героиня загадывает претенденту на свою руку три загадки. В случае, если чужестранец справится, она станет его женой. Потерпев фиаско, смельчак лишится головы.
В литературном источнике героиня пытается перехитрить победившего ее принца, но все же сдается под натиском любви.
В музыкальном сочинении она совсем другая – жестокая, беспощадная. Не желая выполнять поставленное собою же условие, она пытает всякого, кто может ей помочь повернуть дело в свою пользу.
Режиссерское решение Дмитрия Бертмана «разделяет» сложный мир принцессы Турандот. Центральный персонаж оперы предстает в спектакле в двух «лицах». Душа и Тело. Голос и Внешность. Воплощают ее Певица и Балерина – Елена Михайленко и Ксения Лисанская.
Все мизансцены построены таким образом, что все жители Китая и гости видят высокую, легкую, изящную красавицу, гибкую, пластичную, похожую на самую лучшую фарфоровую статуэтку. Прелестное белое платье и величественная стать приковывают к принцессе не одну сотню восхищенных глаз.
Однако, стоит только Турандот запеть, как становится ясно, что внешность бывает обманчива. Кажется, этот мощный, глубокий, темпераментный, полный драматизма голос, окрашенный ледяными металлическими нотками, доносится откуда-то снизу (это не совсем иллюзия: пока принцесса наверху общается с подданными, ее голос доносится из подвалов, а кажется, что чуть ли не из Преисподней). Есть в нем что-то зловещее, вызывающее предчувствие, как минимум, серьезных неприятностей. Тонкая, элегантная, внешне практически совершенная принцесса контрастирует со страшной, находящейся в самом «боевом раскрасе» Турандот.
Заглавному персонажу противопоставлена юная рабыня Лиу (Юлия Щербакова). В отличие от жестокой принцессы, она способна любить. Ее сердце наполнено самым светлым чувством по отношению к своему господину, свергнутому императору Тимуру и в особенности его сыну Калафу. Она всегда рядом, когда нужна, ради любви готова даже пожертвовать жизнью.
Лиу – тонкая, хрупкая девушка, обладающая очень мелодичным, нежным, «хрустальным» голосом. Но слабость ее – не более, чем иллюзия: юное создание обладает невероятной внутренней силой, несгибаемой волей, непобедимым характером. Преданность тем, кого любит, она сохранит до самого конца, чего бы это не стоило.
Принцесса Турандот уже давно играет со своими женихами в «угадайку». Ставки всегда необычайно высоки: победа соперника должна повлечь за собой бракосочетание, поражение – его гибель. Много раз события развивались по одному и тому же сценарию, потому героиня и не задумывалась о том, что может быть иной финал. Вот почему она оказалась не готова выполнить свою часть уговора.
Принц Калаф (Виталий Серебряков) околдован невероятной красотой принцессы, и потому, несмотря ни на какие уговоры Лиу и старого отца, решает принять коварный вызов.
Центральный персонаж предстает умным, решительным, быстро соображающим и хитрым человеком. Предельная сосредоточенность и внимательность приносят ему заслуженную победу в состязании. Но подарит ли ему счастье игра не на жизнь, а на смерть?
Стройный стан, решительный характер, интеллект и красивый голос, проникающий глубоко в душу, надолго приковывают пристальное внимание к герою. Но только не со стороны принцессы!
Совершенно разными получились образы двух царей – свергнутого татарского правителя Тимура (Александр Киселев) и действующего владыки Поднебесной Альтоума (Дмитрий Пономарев). У первого чувствуется безграничная усталость от постоянных странствий и лишений, у второго – жажда власти и твердая уверенность в завтрашнем дне, полном достатка и удовольствий.
Есть в спектакле и веселые эпизоды. Связаны они, прежде всего, с тремя министрами – Пингом (Дмитрий Янковский), Пангом (Иван Волков) и Понгом (Виталий Фомин). Остроумный юмор, оригинальная походка, мимика и танцы добавляют несколько ярких пятен к мрачному полотну и ненадолго смягчают весьма острый сюжет.
Артисты хора предстали в образах горожан, гвардейцев, служанок принцессы, глашатаев и ассистентов палача. Роскошная, мощная, глубокая полифония создает эффект народных волнений, всеобщего смятения, страха перед очередным проявлением безграничной жестокости Турандот.
Симфонический оркестр театра «Геликон-Опера» под управлением легендарного Маэстро Владимира Федосеева погрузил зрителей в атмосферу Древнего Китая, слегка скорректированную музыкальными веяниями итальянского веризма. Каждого персонажа характеризует своя уникальная мелодическая «канва». Светлая, трепетная, нежная мелодика сопровождает образ Лиу. Личность Турандот «обрамляет» мощный, мрачный звук, вызывающий ощущение озноба. Трем министрам соответствует легкая, изящная музыка. Мелодии принца Калафа глубокие, сильные, они носят ярко выраженный «героический» оттенок.
Опера «Турандот» - не самая частая гостья на столичных подмостках. И это не удивительно: яркая, насыщенная музыка здесь тесно сосуществует с невероятной, накаленной до предела драматургией. Результат сложнейшей, грандиозной работы интернациональной команды профессионалов под руководством уникального режиссера теперь можно увидеть в театре «Геликон-Опера». Мы получили противоречивого Пуччини - грозного, агрессивного, но при этом глубокого и прекрасного.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
В России опера Дж.Пуччини «Турандот» ставится довольно редко. 28 января 2017 года неоконченное сочинение маэстро стало частью репертуара московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана. В этот день состоялась премьера спектакля, который произвел неизгладимое впечатление. Новая постановка заслуживает самого пристального внимания. Дирижер-постановщик – Владимир Федосеев (Народный артист СССР). Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман (Народный артист России). Хореограф-постановщик – Эдвальд Смирнов (лауреат Международных конкурсов). Хормейстер – Евгений Ильин. Художник-постановщик – Камелия Куу. Художник по свету – Томас Хазе.
За два дня до премьеры спектакль показали журналистам. Эти строки рождаются под впечатлением от пресс-показа 26 января.
В ролях: Турандот – Елена Михайленко (сопрано); принцесса – Ксения Лисанская; Альтоум, император, ее отец – Дмитрий Пономарев (тенор); Тимур, свергнутый татарский царь – Александр Киселев (бас); Калаф, принц, его сын – Виталий Серебряков (тенор); Лиу, рабыня – Юлия Щербакова (сопрано); министр Пинг, великий советник – Дмитрий Янковский (баритон); министр Понг, великий повар – Виталий Фомин; министр Панг, великий прорицатель – Иван Волков; мандарин – Алексей Дедов (баритон); палач – Максим Лосев-Демидов; принц Персии – Михаил Демин.
Соло в оркестре: Елена Железина (скрипка), Павел Макеев (альт), Виктор Козодов (виолончель), Дарья Галочкина (флейта), Филипп Мархвинский (кларнет), Майя Дорфман (гобой), Олег Медведев (фагот), Юрий Таштамиров (саксофон), Станислав Давыдов (валторна), Андрей Иков (труба), Семен Табачников (китайские гонги), Валентина Борисова (арфа), Алексей Березовский (маримба).
Что общего между итальянской сказкой о китайской принцессе с элементами комедии масок и мощной оперой, созданной с учетом всех законов веризма? Вахтангов создал историю легкую, грациозную, изящную, словно прелестная фарфоровая статуэтка. Пуччини (при помощи либреттистов Джузеппе Адами и Ренато Симони) превратил литературный материал своего соотечественника в остросюжетный кровавый триллер. Блестящие оркестровки, напоминающие порой раскаты грома, как нельзя лучше иллюстрируют сюжет, претерпевший значительные изменения.
Постановки Дмитрия Бертмана отличаются оригинальными авторскими решениями, не только не мешающими восприятию глубоко заложенной оперной драматургии, но даже способствующими ему. Любая задумка режиссера приобретает огромную важность, и чтобы разобраться в ней, необходимо досмотреть спектакль до конца. Ненавязчиво, но очень популярно концепция всякий раз раскрывается буквально на последних секундах звучания великой музыки.
Спектакль получился очень красочным благодаря слаженной работе международной команды – художника-постановщика Камелии Куу и художника по свету Томаса Хазе. Сценическое пространство представляет собой древний Пекин. Огромное сооружение напомнило мне Великую Китайскую стену, находящуюся в процессе своего становления. Центральная площадь города и роскошный дворец императора будоражат воображение красотой и величием. Очень важный элемент декорации – многочисленные люки, отдаленно напоминающие современные аналоги. В течение всего действа с ними будет связано немало событий, имеющих, в том числе, мистический характер.
Свет в этой постановке творит настоящие чудеса. Луна вырастает буквально на глазах у зрителей, а затем сияет так, что оказывается в состоянии затмить очень многое. Небесное светило волшебным образом перевоплощается то в исполинский гонг, то в дивный, прекрасный сад (причем наблюдать за ним мы можем как бы из огромного круглого окна).
Постоянно меняющее свой характер освещение становится той самой центральной силой, какая приводит в движение драматургию. Цвета очень чутко реагируют на малейшие колебания в настроении персонажей и в характере их взаимоотношений.
Турандот из оперы Дж.Пуччини очень мало похожа на принцессу из сказки К.Гоцци. И в том, и в другом произведении героиня загадывает претенденту на свою руку три загадки. В случае, если чужестранец справится, она станет его женой. Потерпев фиаско, смельчак лишится головы.
В литературном источнике героиня пытается перехитрить победившего ее принца, но все же сдается под натиском любви.
В музыкальном сочинении она совсем другая – жестокая, беспощадная. Не желая выполнять поставленное собою же условие, она пытает всякого, кто может ей помочь повернуть дело в свою пользу.
Режиссерское решение Дмитрия Бертмана «разделяет» сложный мир принцессы Турандот. Центральный персонаж оперы предстает в спектакле в двух «лицах». Душа и Тело. Голос и Внешность. Воплощают ее Певица и Балерина – Елена Михайленко и Ксения Лисанская.
Все мизансцены построены таким образом, что все жители Китая и гости видят высокую, легкую, изящную красавицу, гибкую, пластичную, похожую на самую лучшую фарфоровую статуэтку. Прелестное белое платье и величественная стать приковывают к принцессе не одну сотню восхищенных глаз.
Однако, стоит только Турандот запеть, как становится ясно, что внешность бывает обманчива. Кажется, этот мощный, глубокий, темпераментный, полный драматизма голос, окрашенный ледяными металлическими нотками, доносится откуда-то снизу (это не совсем иллюзия: пока принцесса наверху общается с подданными, ее голос доносится из подвалов, а кажется, что чуть ли не из Преисподней). Есть в нем что-то зловещее, вызывающее предчувствие, как минимум, серьезных неприятностей. Тонкая, элегантная, внешне практически совершенная принцесса контрастирует со страшной, находящейся в самом «боевом раскрасе» Турандот.
Заглавному персонажу противопоставлена юная рабыня Лиу (Юлия Щербакова). В отличие от жестокой принцессы, она способна любить. Ее сердце наполнено самым светлым чувством по отношению к своему господину, свергнутому императору Тимуру и в особенности его сыну Калафу. Она всегда рядом, когда нужна, ради любви готова даже пожертвовать жизнью.
Лиу – тонкая, хрупкая девушка, обладающая очень мелодичным, нежным, «хрустальным» голосом. Но слабость ее – не более, чем иллюзия: юное создание обладает невероятной внутренней силой, несгибаемой волей, непобедимым характером. Преданность тем, кого любит, она сохранит до самого конца, чего бы это не стоило.
Принцесса Турандот уже давно играет со своими женихами в «угадайку». Ставки всегда необычайно высоки: победа соперника должна повлечь за собой бракосочетание, поражение – его гибель. Много раз события развивались по одному и тому же сценарию, потому героиня и не задумывалась о том, что может быть иной финал. Вот почему она оказалась не готова выполнить свою часть уговора.
Принц Калаф (Виталий Серебряков) околдован невероятной красотой принцессы, и потому, несмотря ни на какие уговоры Лиу и старого отца, решает принять коварный вызов.
Центральный персонаж предстает умным, решительным, быстро соображающим и хитрым человеком. Предельная сосредоточенность и внимательность приносят ему заслуженную победу в состязании. Но подарит ли ему счастье игра не на жизнь, а на смерть?
Стройный стан, решительный характер, интеллект и красивый голос, проникающий глубоко в душу, надолго приковывают пристальное внимание к герою. Но только не со стороны принцессы!
Совершенно разными получились образы двух царей – свергнутого татарского правителя Тимура (Александр Киселев) и действующего владыки Поднебесной Альтоума (Дмитрий Пономарев). У первого чувствуется безграничная усталость от постоянных странствий и лишений, у второго – жажда власти и твердая уверенность в завтрашнем дне, полном достатка и удовольствий.
Есть в спектакле и веселые эпизоды. Связаны они, прежде всего, с тремя министрами – Пингом (Дмитрий Янковский), Пангом (Иван Волков) и Понгом (Виталий Фомин). Остроумный юмор, оригинальная походка, мимика и танцы добавляют несколько ярких пятен к мрачному полотну и ненадолго смягчают весьма острый сюжет.
Артисты хора предстали в образах горожан, гвардейцев, служанок принцессы, глашатаев и ассистентов палача. Роскошная, мощная, глубокая полифония создает эффект народных волнений, всеобщего смятения, страха перед очередным проявлением безграничной жестокости Турандот.
Симфонический оркестр театра «Геликон-Опера» под управлением легендарного Маэстро Владимира Федосеева погрузил зрителей в атмосферу Древнего Китая, слегка скорректированную музыкальными веяниями итальянского веризма. Каждого персонажа характеризует своя уникальная мелодическая «канва». Светлая, трепетная, нежная мелодика сопровождает образ Лиу. Личность Турандот «обрамляет» мощный, мрачный звук, вызывающий ощущение озноба. Трем министрам соответствует легкая, изящная музыка. Мелодии принца Калафа глубокие, сильные, они носят ярко выраженный «героический» оттенок.
Опера «Турандот» - не самая частая гостья на столичных подмостках. И это не удивительно: яркая, насыщенная музыка здесь тесно сосуществует с невероятной, накаленной до предела драматургией. Результат сложнейшей, грандиозной работы интернациональной команды профессионалов под руководством уникального режиссера теперь можно увидеть в театре «Геликон-Опера». Мы получили противоречивого Пуччини - грозного, агрессивного, но при этом глубокого и прекрасного.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии