13 и 14 января 2024 года Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана представил премьеру оперы П.И.Чайковского «Черевички». Волшебное сказочное действо, основанное на повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», родилось на глазах зрителей в дни святок.
Режиссер-постановщик: Сергей Новиков.
Дирижер-постановщик: Филипп Селиванов (лауреат Международных конкурсов).
Художник-постановщик: Ростислав Протасов (Заслуженный работник культуры России).
Художник по костюмам: Мария Высотская.
Художник по свету: Денис Енюков.
Хормейстер: Евгений Ильин (Заслуженный артист России).
Хореограф: Эдвальд Смирнов (лауреат Международных конкурсов).
Художник по видеопроекции: Дмитрий Иванченко.
Создание иллюзионных эффектов: Михаил Цителашвили.
В ролях:
Вакула, кузнец: Сергей Абабкин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Солоха, мать Вакулы, ведьма: Валентина Гофер (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Бес: Елисей Лаптев (лауреат Международных конкурсов, бас-баритон);
Корней Чуб, пожилой казак: Михаил Гужов (Заслуженный артист России, бас);
Оксана, дочь Чуба: Елизавета Кулагина (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Панас: Виталий Фомин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Пан Голова: Григорий Соловьев (лауреат Международных конкурсов, бас);
Осип Никифорыч: Давид Посулихин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Светлейший: Максим Перебейнос (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Церемониймейстер: Андрей Орехов (бас);
Дежурный: Николай Меликов (тенор);
Старый запорожец, Леший: Алексей Егоров;
Одарка: Регина Вахитова (сопрано);
Касьян Свербыгуз: Алексей Соломатин (бас);
Парубки, девчата, русалки, духи, придворные дамы, кавалеры, запорожцы: артисты хора;
Таракашки: учащиеся Московского хореографического училища при Театре танца «Гжель».
Основа всех основ, начало всех начал – бессмертная музыка Петра Ильича Чайковского, «нашего все», одного из безусловных символов отечественных культуры и искусства. Увертюра к опере «Черевички» - яркая, достаточно крупная музыкальная пьеса, которая с первых секунд погружает зрителей в волшебную сказку, окутанную покровом тайны волшебной рождественской ночи. Симфонический фрагмент – безусловный бенефис оркестра под управлением Филиппа Селиванова – знакомит публику с героями оперы – легкомысленной красоткой Оксаной (Елизавета Кулагина), романтически одухотворенным Вакулой (Сергей Абабкин), горячей, страстной, харизматичной Солохой (Валентина Гофер), коварным, обаятельным Бесом (Елисей Лаптев), а также второстепенными персонажами. Лирические, комические, добрые, хитрые, обволакивающие, завораживающие мотивы вызывают предвкушение чуда. И оно случается, сразу, как поднимается занавес.
На сцене – кухня в деревянной сельской избе с печкой, кое-какой мебелью и утварью. Здесь обитает ведьма Солоха со своим сыном, кузнецом Вакулой. Сюда приходят ее многочисленные гости. Хлебосольная хозяйка угощает гостей согревающими и горячительными напитками, очаровывая их своей невероятной энергетикой и роскошным пряно-медовым голосом. Вокруг нее увивается Бес. Правда, коварный представитель класса нечисти объявился в гостях не просто так, а с конкретной целью. С какой? Ответ известен со времен средней школы. Мистический персонаж заигрывает с хозяйкой, увивается вокруг нее, поигрывая длинным хвостом. Пластика и элегантность движений роднит этого героя с котом.
Но давайте-ка заглянем в следующий дом. Кому же он принадлежит? Одному из богатейших казаков Диканьки, казаку Корнею Чубу (Михаил Гужов), который живет с юной красавицей-дочерью, немного капризной, сладкоголосой Оксаной. Именно в нее отчаянно и безнадежно влюблен Вакула – воплощение средневекового трубадура. Пока отец гостит у Солохи, девушка принимает нагрянувшего кузнеца. Их эмоциональный диалог по-настоящему красив, музыкален, глубоко лиричен, но не лишен острого характера.
И вновь мы возвращаемся к Солохе, которая в рождественскую ночь принимает у себя гостей – всех видных мужчин села старшего поколения. Сюда же опять заглядывает Бес. Это одна из самых веселых сцен, активная, динамичная, начисто лишенная пошлостей. А ведь это ни что иное, как цепь свиданий, вытекающих одно из другого! А за окном избушки завывает вьюга, да такая, что невозможно отыскать свой дом, если только двигаться интуитивно.
Еще одна остановка – мы попадаем на заснеженную горку, с которой юноши и девушки катаются и где резвятся, играя в снежки. Это один из центров села, здесь всегда многолюдно и очень весело. Именно отсюда диканьковская молодежь отправляет колядовать. Прекрасный способ набрать себе множество гостинцев!
А вот обледеневшая речка с заснеженным мостом – напротив, пустынное место, где можно уединиться, подумать, успокоиться, помечтать. Ледяная гладь отражает звезды, поэтому даже ночью там светло. Вот вам и сказочные чудеса.
Наконец, столица, Петербург. Волшебство, да и только! Кузнец Вакула долетел туда из Диканьки буквально за несколько часов. Как после этого не поверить в чудеса? Поставщиком оных становится никто иной, как Бес. Он же превращается в отменное средство передвижения по воздуху.
Всех чудес, творящихся на сцене зала «Стравинский» на протяжении трех часов, упоминать не буду. Магию театра с блестящими вокальными и актерскими работами многократно усиливают современные технологии – игра света, видеоряд, а также яркие, красочные, сказочно красивые декорации и костюмы, исполненные в славянской стилистике.
Спектакль проходит на одном дыхании. Это очень живая, местами веселая, кое-где трогательная история, которая просто не может оставить равнодушными. Писать можно бесконечно долго, детально останавливаясь на каждом фрагменте, однако вместо тысячи слов лучше хотя бы раз это увидеть, подарить себе сказку. Несмотря на маркировку «16+», детям такое спектакль вполне можно показать. Они увидят яркое действо без грамма пошлости, услышат гениальную музыку и красивые голоса. А что еще для радости нужно?
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Театра
Режиссер-постановщик: Сергей Новиков.
Дирижер-постановщик: Филипп Селиванов (лауреат Международных конкурсов).
Художник-постановщик: Ростислав Протасов (Заслуженный работник культуры России).
Художник по костюмам: Мария Высотская.
Художник по свету: Денис Енюков.
Хормейстер: Евгений Ильин (Заслуженный артист России).
Хореограф: Эдвальд Смирнов (лауреат Международных конкурсов).
Художник по видеопроекции: Дмитрий Иванченко.
Создание иллюзионных эффектов: Михаил Цителашвили.
В ролях:
Вакула, кузнец: Сергей Абабкин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Солоха, мать Вакулы, ведьма: Валентина Гофер (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Бес: Елисей Лаптев (лауреат Международных конкурсов, бас-баритон);
Корней Чуб, пожилой казак: Михаил Гужов (Заслуженный артист России, бас);
Оксана, дочь Чуба: Елизавета Кулагина (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Панас: Виталий Фомин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Пан Голова: Григорий Соловьев (лауреат Международных конкурсов, бас);
Осип Никифорыч: Давид Посулихин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Светлейший: Максим Перебейнос (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Церемониймейстер: Андрей Орехов (бас);
Дежурный: Николай Меликов (тенор);
Старый запорожец, Леший: Алексей Егоров;
Одарка: Регина Вахитова (сопрано);
Касьян Свербыгуз: Алексей Соломатин (бас);
Парубки, девчата, русалки, духи, придворные дамы, кавалеры, запорожцы: артисты хора;
Таракашки: учащиеся Московского хореографического училища при Театре танца «Гжель».
Основа всех основ, начало всех начал – бессмертная музыка Петра Ильича Чайковского, «нашего все», одного из безусловных символов отечественных культуры и искусства. Увертюра к опере «Черевички» - яркая, достаточно крупная музыкальная пьеса, которая с первых секунд погружает зрителей в волшебную сказку, окутанную покровом тайны волшебной рождественской ночи. Симфонический фрагмент – безусловный бенефис оркестра под управлением Филиппа Селиванова – знакомит публику с героями оперы – легкомысленной красоткой Оксаной (Елизавета Кулагина), романтически одухотворенным Вакулой (Сергей Абабкин), горячей, страстной, харизматичной Солохой (Валентина Гофер), коварным, обаятельным Бесом (Елисей Лаптев), а также второстепенными персонажами. Лирические, комические, добрые, хитрые, обволакивающие, завораживающие мотивы вызывают предвкушение чуда. И оно случается, сразу, как поднимается занавес.
На сцене – кухня в деревянной сельской избе с печкой, кое-какой мебелью и утварью. Здесь обитает ведьма Солоха со своим сыном, кузнецом Вакулой. Сюда приходят ее многочисленные гости. Хлебосольная хозяйка угощает гостей согревающими и горячительными напитками, очаровывая их своей невероятной энергетикой и роскошным пряно-медовым голосом. Вокруг нее увивается Бес. Правда, коварный представитель класса нечисти объявился в гостях не просто так, а с конкретной целью. С какой? Ответ известен со времен средней школы. Мистический персонаж заигрывает с хозяйкой, увивается вокруг нее, поигрывая длинным хвостом. Пластика и элегантность движений роднит этого героя с котом.
Но давайте-ка заглянем в следующий дом. Кому же он принадлежит? Одному из богатейших казаков Диканьки, казаку Корнею Чубу (Михаил Гужов), который живет с юной красавицей-дочерью, немного капризной, сладкоголосой Оксаной. Именно в нее отчаянно и безнадежно влюблен Вакула – воплощение средневекового трубадура. Пока отец гостит у Солохи, девушка принимает нагрянувшего кузнеца. Их эмоциональный диалог по-настоящему красив, музыкален, глубоко лиричен, но не лишен острого характера.
И вновь мы возвращаемся к Солохе, которая в рождественскую ночь принимает у себя гостей – всех видных мужчин села старшего поколения. Сюда же опять заглядывает Бес. Это одна из самых веселых сцен, активная, динамичная, начисто лишенная пошлостей. А ведь это ни что иное, как цепь свиданий, вытекающих одно из другого! А за окном избушки завывает вьюга, да такая, что невозможно отыскать свой дом, если только двигаться интуитивно.
Еще одна остановка – мы попадаем на заснеженную горку, с которой юноши и девушки катаются и где резвятся, играя в снежки. Это один из центров села, здесь всегда многолюдно и очень весело. Именно отсюда диканьковская молодежь отправляет колядовать. Прекрасный способ набрать себе множество гостинцев!
А вот обледеневшая речка с заснеженным мостом – напротив, пустынное место, где можно уединиться, подумать, успокоиться, помечтать. Ледяная гладь отражает звезды, поэтому даже ночью там светло. Вот вам и сказочные чудеса.
Наконец, столица, Петербург. Волшебство, да и только! Кузнец Вакула долетел туда из Диканьки буквально за несколько часов. Как после этого не поверить в чудеса? Поставщиком оных становится никто иной, как Бес. Он же превращается в отменное средство передвижения по воздуху.
Всех чудес, творящихся на сцене зала «Стравинский» на протяжении трех часов, упоминать не буду. Магию театра с блестящими вокальными и актерскими работами многократно усиливают современные технологии – игра света, видеоряд, а также яркие, красочные, сказочно красивые декорации и костюмы, исполненные в славянской стилистике.
Спектакль проходит на одном дыхании. Это очень живая, местами веселая, кое-где трогательная история, которая просто не может оставить равнодушными. Писать можно бесконечно долго, детально останавливаясь на каждом фрагменте, однако вместо тысячи слов лучше хотя бы раз это увидеть, подарить себе сказку. Несмотря на маркировку «16+», детям такое спектакль вполне можно показать. Они увидят яркое действо без грамма пошлости, услышат гениальную музыку и красивые голоса. А что еще для радости нужно?
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Театра