интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Геликоновская "Аида" предстала в злате и черне

 
 
 

Геликоновская "Аида" предстала в злате и черне

Автор: Ольга Пурчинская от 28-06-2022, 06:19, посмотрело: 692

На финише своего 32-го сезона московский музыкальный театр «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана представляет премьеру шедевра Джузеппе Верди «Аида» (либретто Антонио Гисланцони). Постановка, рожденная на стыке бессмертной классики и современных возможностей, рождается на глазах публики с 28 июня по 8 июля 2022 года.

Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Валерий Кирьянов.
Художники-постановщики: Тауно Кангро (Эстония), Ростислав Протасов (Заслуженный работник культуры России).
Художник по костюмам: Ника Велегжанинова.
Художник по свету: Денис Солнцев.
Хореограф: Эдвальд Смирнов (лауреат Международных конкурсов).
Хормейстер: Евгений Ильин (Заслуженный артист России).

В ролях:
Аида: Ирина Окнина (сопрано);
Радамес: Шота Чибиров (тенор);
Амнерис: Юлия Никанорова (меццо-сопрано);
Рамфис: Михаил Гужов (Заслуженный артист России, бас);
Амонасро: Алексей Дедов (бас);
Царь Египта: Александр Киселев (Заслуженный артист России, бас);
Верховная жрица: Марина Карпеченко (Заслуженная артистка России, сопрано);
Гонец: Михаил Серышев (тенор);
Танцовщица: Юлия Горелова;
Жрецы, жрицы, придворные, солдаты, слуги, рабы, пленные эфиопы, египетский народартисты хора, артисты Московского академического театра танца «Гжель».

Соло в оркестре:
Татьяна Ларина (флейта);
Таисия Маслинская (гобой);
Арсений Ставцев (кларнет);
Валентин Азаренков (бас-кларнет);
Леонид Горшков (труба I);
Кирилл Иванов (труба II);
Юлия Комарова (арфа);
Татьяна Оробинская (Заслуженная артистка России, виолончель).

Двадцать шесть лет назад «Аида» уже существовала в пространствах «Геликона». Шли годы, менялись творческие и технические возможности, расширялся творческий потенциал. В начале третьего десятилетия Дмитрий Бертман представляет вниманию публики совершенно новую, яркую, оригинальную трактовку легендарного сочинения, когда-то написанного Верди к открытию Суэцкого канала. Сегодня зрителям предоставлена возможность увидеть спектакль, рожденный на стыке серьезных академических оперных традиций и современных постановочных решений.

Интернациональная команда художников-постановщиков – Ростислав Протасов (Россия) и Тауно Кангро (Эстония) - при чуткой поддержке художника по свету Дениса Солнцева воссоздала на сцене зала «Стравинский» образы и интерьеры Древнего Египта. Здесь можно увидеть святилища и храмы, подвалы и сады, характерные для одной из величайших цивилизаций далекого прошлого. Вместе с людьми гармонично сосуществуют эффектно стилизованные под старину статуи богов Птаха (Пта) и Исиды, Анубиса и Бастет, Осириса и Ра. Сцена окрашена преимущественно в два цвета – черный и золотой. Виртуозно выстроенная игра света позволяет придать действию мрачный или триумфальный, радостный или печальный, возвышенный или униженный оттенок. Долина реки Нил, разукрашенная нежными цветами, превращается в площадку для судьбоносных объяснений в любви и клятв в верности.

Музыкальный материал оперы впечатляет обилием заложенного в него драматизма. Дирижер-постановщик спектакля Валерий Кирьянов очень чутко балансирует между классическими текстами и современным их прочтением, преподнося бессмертные мелодии в свежем, оригинальном, близком каждому зрителю формате. Симфонический оркестр «Геликон-Оперы» под его управлением погружает публику в водоворот придворных интриг и горячих страстей, подлинных чувств и дипломатических хитростей.

Образы героев рельефно проступают на фоне готовящегося к важному военному походу народа. Молодая рабыня Аида (Ирина Окнина), влюбленная в полководца Радамеса (Шота Чибиров), разрывается между чувствами к человеку, завладевшему ее сердцем, и долгом перед родиной. Радамес, в свою очередь, влюблен в Аиду, но параллельно с удовольствием принимает аналогичные чувства от дочери фараона Амнерис.

Египетская царевна в постановке выведена на авансцену. Именно ее глазами зритель наблюдает за важнейшими событиями спектакля. Свидания Аиды с Радамесом причиняют ей невыносимые страдания, которые отражаются в движениях, походке и осанке. Мощный, эмоционально насыщенный голос Юлии Никаноровой дополняет яркий, величественный, интересный образ.

Ирина Окнина проживает роль порабощенной, но не сломленной эфиопской принцессы, которая, несмотря на неволю, продолжает верить, надеяться, любить и мечтать. Насыщенный голос теплого, солнечного оттенка, богатый красками, передает всю многогранную палитру чувств и эмоций Аиды – сильной и нежной, решительной и доверчивой, разрывающейся между любовью к человеку и родной стране.

Шота Чибиров представляет героя сильного, смелого, отважного и целеустремленного. Его голос завораживает красотой и выносливостью, выдавая головокружительно сложные пассажи в эпизодах, где эмоции бьют через край, а страсти накаляются до предела. Есть в нем и свет, и нежность, и романтический настрой, и героические мотивы, и прочие сценические краски.

Аида – рабыня, пленница. В спектакле она на протяжении большой части действия носит на шее веревку – символ тотальной несвободы. Девушка постоянно находится под контролем других персонажей. В такие минуты не остается иллюзий об истинном их отношении к порабощенной, но не сломленной эфиопской принцессе.

Михаил Гужов воплощает образ верховного жреца Рамфиса. Это жесткий, решительный человек своим мощным, громоподобным голосом передает волю богов царю, а затем и всем подданным. Речи его церемониальны, парадны, торжественны, но полностью лишены каких-либо чувств и эмоций.

Еще одна мятежная душа – царь Эфиопии Амонасро (Алексей Дедов), он же – отец Аиды. Это истинный правитель и бравый воин, человек, готовый поступиться личными интересами в угоду государственным делам. Этот персонаж хитер и коварен, но обладает выразительной харизмой и способностью вызывать доверие своего народа.

Опера «Аида» сильна не только сольными номерами, дуэтами и терцетами. По-настоящему ярко, празднично и эффектно звучат массовые сцены – номера, в которых принимают участие солисты и артисты хора. Мощное многоголосное звучание создает непередаваемую атмосферу. Акустические возможности зала «Стравинский» позволяют добиться потрясающего эффекта. Сцена возвращения войска во главе с Радамесом из военного похода на Эфиопию – один из сильнейших эпизодов действа.

В описании спектакля «Геликон-Опера» приглашает зрителей на премьеру и обещает, что равнодушных не будет. Действительно, постановка по-настоящему сильная, яркая, стильная, красивая и изысканная. Тема, доминирующая в сюжете, сегодня по-настоящему актуальна. Несмотря на то, что сценическое действие относится к стародавним временам, можно уловить много общего с современностью. Это, в очередной раз, дает ответ на вечный вопрос о том, как же так получается, что классика пользуется неизменным успехом.

На спектакли премьерной серии, которая пройдет с 28 июня по 1 июля и с 5 по 8 июля 2022 года, билетов давно не осталось. В следующий раз «Геликон» представит постановку в ноябре.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Страница спектакля на официальном сайте театра

Категория: Театр » Музыкальный театр