20 и 21 февраля 2021 года в Московском театре оперетты проходят премьерные показы мюзикла Александра Журбина «Куртизанка» (либретто и стихи - Владислав Старчевский и Сергей Плотов). Сочинение написано по заказу театра. Спектакль приурочен к 75-летию композитора.
Режиссер-постановщик: Алина Чевик.
Музыкальный руководитель и дирижер: Константин Хватынец.
Балетмейстер-постановщик: Ирина Корнеева (Заслуженная артистка России).
Художник-постановщик: Сергей Новиков.
Художник по костюмам: Виктория Севрюкова (Заслуженный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Глеб Кардасевич.
Автор инструментовки: Игорь Хлопов.
Дирижер: Ариф Адашев.
Режиссер: Александр Маракулин.
Звукорежиссеры: Евгения Рогозина, Михаил Алексеев.
Ассистент художника по свету: Елена Ильина.
Технический ассистент художника по свету: Александр Киселев.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры России), Мария Ковалева, Людмила Семешко, Иван Староверов, Константин Тимофеев, Илья Харланов.
В ролях:
Вероника Франко, поэтесса, куртизанка: Наталия Быстрова;
Паола Франко, мать Вероники: Светлана Криницкая (Заслуженная артистка России);
Марко Веньер, молодой политик: Максим Катырев;
Пьетро Веньер, банкир: Александр Голубев (Заслуженный артист России);
Маффио Веньер, кузен Марко, поэт: Василий Ремчуков;
Фабио, друг Марко: Давид Левин;
Король Анри (Генрих III): Александр Бабик;
Дож Венеции: Глеб Косихин;
Министр Рамберти: Андрей Дементьев;
Судья-инквизитор: Никита Грабовский;
Паоло Веронезе, художник / Монах-иезуит: Александр Фролов;
Епископ де Ла Торре: Александр Каминский;
Адмирал Мартиненго: Константин Ужва.
Соло в оркестре:
П.Береславцев (скрипка);
М.Рыбина (скрипка);
И.Ситников (виолончель);
И.Мельников (виолончель);
М.Фридман (виолончель);
В.Витницкий (валторна);
К.Арсенов (валторна);
А.Орехов (труба);
М.Чиж (труба);
С.Тетеркин (кларнет);
Д.Ирьянов (кларнет).
Главная героиня спектакля - легендарная итальянская куртизанка и поэтесса эпохи Возрождения Вероника Франко (1546-1591). Дочь куртизанки Паолы Фракассы и купца Франческо Франко решила пойти по стопам матери. Она была подругой многих знатных, высокопоставленных венецианцев, вела открытый, светский образ жизни. Культурное и интеллектуальное развитие начала еще в детские годы, занимаясь науками и изящными искусствами вместе со своими братьями.
В 1565 году Вероника, познав замужнюю жизнь и едва достигнув 19 лет, была включена в список «всех основных и наиболее уважаемых куртизанок Венеции», входила в элитарную группу, считалась наиболее почитаемой дамой полусвета. В 1570-х стала частой гостьей различных литературных салонов, где читала свои стихи, сонеты и прочие лирические сочинения.
Вероника Франко виртуозно владела несколькими музыкальными инструментами, в том числе лютней и спинетом (маленькая разновидность клавесина, подходящая для домашнего музицирования), была знакома с творчеством античных поэтов. В круг общения куртизанки входили художники, политики, мыслители и поэты. В нее были влюблены представители элиты, в том числе король Франции Генрих III.
В октябре 1580 года Веронике пришлось отбиваться от обвинений в колдовстве и ереси, которые ей предъявила святая инквизиция. Документально зафиксировано, что куртизанка активно защищалась, используя венецианский диалект, уверенно отстаивала свою правоту и, в конце концов, сумела спастись от грозившей казни.
Спектакль основан на фактах биографии легендарной Вероники Франко, на исторических событиях. В нем есть не только вымышленные персонажи, но и реальные личности: король Анри (Генрих III), епископ де Ла Торре и мать героини Паола. Есть придуманные герои, которые делают сценическую жизнь уникальной личности по-настоящему яркой, изысканной, красивой, полной сложных испытаний и искренних чувств.
Слово - авторам спектакля:
Алина Чевик, режиссер:
«Наша героиня, Вероника, куртизанка, и с точки зрения морали род ее занятий очень сомнителен. Но я считаю, что она, прежде всего, женщина, которая хочет быть любимой и счастливой, и поэтому наш спектакль о любви. Любовью можно оправдать очень многие поступки…».
Александр Журбин, композитор:
«Я писал эту музыку с удовольствием. Сюжет дал мне, как композитору, большой стилевой и эмоциональный диапазон…».
Владислав Старчевский, драматург:
«Это не просто история, связанная с венецианскими куртизанками XVI века, это судьба Вероники Франко, которая отстаивала равенство мужчин и женщин в любви, считала своим правом публично обсуждать социальные проблемы и давать практические советы в любовных делах. Так что ее можно считать одной из первых феминисток в истории».
Сергей Плотов, драматург:
«Куртизанка» - это рассказ об одной из самых выдающихся поэтесс своего времени, стихи которой дошли до сегодняшнего дня. Но не стоит искать в сюжете мюзикла биографической и исторической точности. Это, прежде всего, история любви, которая в любую эпоху оказывается сильнее всех испытаний и предрассудков».
Едва войдя в зал Московского театра оперетты, зрители попадают в волшебную, изысканную, прекрасную, манящую Венецию. Силуэты зданий любимого многими итальянского города высвечиваются на удивительной красоте занавесе, созданном специально для спектакля. В течение действия по каналам не раз проезжают гондолы, перевозящие героев с места на место. Управляют ими сладкоголосые менестрели-гондольеры, ласкающие своим пением слух молодых влюбленных.
Декорации и костюмы выполнены в эффектной стилизации современности под ренессансную моду и архитектуру. Здесь все роскошно, богато, сделано с любовью и со вкусом. В одеяниях можно узнать выразительные элементы аристократических образов, характерных для эпохи Возрождения.
Музыкальный материал спектакля изобилует мелодиями разных стилей и направлений. Здесь есть рок и рэп, классика и джаз. Все герои и персонажи переживают целую гамму чувств, окрашиваемых в разные оттенки. Любовные дуэты заполняют сердца и души нежным, лирическим, классическим звуком, ревность носит роковый характер, развлечения могут окраситься в поп- или рэперские тона.
Мелодии очень легко запоминаются, зрители в антракте и после спектакля напевают наиболее понравившиеся им номера. Так рождаются потенциальные шлягеры и хиты. Меломаны оценили не только легкие, веселые эпизоды, но и тяжелые, глубоко драматичные сцены. К ним добавляется яркий, интересный, остроумный, оригинальный текст. Мысли и чувства персонажей облачены в слова, которые приятно слушать.
Каждый артист, проживающий адаптированную ренессансную историю, не просто красиво поет и танцует, а вкладывает в образ душу, пуская в ход интеллект и воображение.
Жизнь Вероники Франко (Наталия Быстрова) поделена на две части. В начале она юная девушка, нежная, светлая, глубоко лиричная, романтичная. Затем, пройдя через ряд испытаний и став «самой лучшей куртизанкой», она обретает богатство и бесценный багаж знаний, становится страстной и экспрессивной, но предельно вдумчивой и внимательной. Голос актрисы звучит в разных стилях: это и классика, и рок, и джаз. Есть в ее исполнении и грандиозный рэп-баттл. Партнер по дуэли - коварный злодей, непризнанный гений, поэт Маффио (Василий Ремчуков), страдающий от неразделенной любви.
Лирический герой Марко (Максим Катырев) - воплощение величия, аристократизма и благородства. Статная фигура и бархатный, мягкий, завораживающий голос - важные штрихи к портрету высокородного человека, политика, воина, лидера, которому хочется верить. Кузен Марко Маффио - полная ему противоположность, бедный поэт. Он страстно влюблен в Веронику, но явно завидует ее поэтическому дару, почти маниакально стремится получить ее руку и сердце. К брату он не испытывает теплых чувств, считая его баловнем судьбы. Совсем другой характер у Фабио (Давид Левин), друга Марко. Он отлается развлечениям, но в трудный момент приходит на помощь.
Светлана Криницкая предстала в роли матери Вероники, бывшей куртизанки Паолы Франко (Фракассы). Она поет низким, завораживающим голосом, мягко и вкрадчиво. Эта героиня в юности была вынуждена заняться спорным с точки зрения морали ремеслом, чтобы прокормить семью. Она получила прекрасное образование, стала мудрой и интересной.
Отец Марко, банкир Пьетро Виньер (Александр Голубев) - богатый, успешный бизнесмен. Этот персонаж уверен, что главное в жизни настоящего политика - не любовь, а семья. Желая делать карьеру в мире власть имущих, сын, на его взгляд, должен забыть о чувствах и жениться по расчету.
Один из самых комичных персонажей спектакля - французский король Анри (Александр Бабик). Иностранный монарх веселит народ, безжалостно коверкая малознакомый язык. Бешеная энергетика этого героя не может остаться незамеченной.
Вероника Франко - самая лучшая куртизанка, и среди ее друзей немало представителей элиты: венецианский дож (Глеб Косихин), министр Рамберти (Андрей Дементьев), адмирал Мартененго (Константин Ужва), епископ да Ла Торре (Александр Каминский) и другие благородные синьоры.
Сцена допроса куртизанки - кульминация спектакля, она решена вразрез с историческими фактами, но в лучших традициях мюзикла. Здесь есть боль, страх, отчаяние, ревность, обман, предательство, искренность, верность, преданность, честь, отвага, благородство и любовь. Музыкальный материал ключевого эпизода не подлежит забвению.
Как и оперетта, мюзикл относится к «легким» жанрам музыкального театра. В обоих случаях действие рождается благодаря синтезу вокала, хореографии, декламации и драматургии. Взаимодействие разных средств актерской выразительности создает очень сильные, надолго запоминающиеся спектакли, которые хочется смотреть и слушать снова и снова. Сценическая адаптация жизни Итальянской куртизанки Вероники Франко - постановка такого типа. Она предлагает нашему вниманию Венецию XVI века, которая жила, творила, любила, развлекалась, несмотря ни на какие беды и напасти, в том числе на войны, клевету и смертоносные эпидемии.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще Фотографии
Режиссер-постановщик: Алина Чевик.
Музыкальный руководитель и дирижер: Константин Хватынец.
Балетмейстер-постановщик: Ирина Корнеева (Заслуженная артистка России).
Художник-постановщик: Сергей Новиков.
Художник по костюмам: Виктория Севрюкова (Заслуженный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Глеб Кардасевич.
Автор инструментовки: Игорь Хлопов.
Дирижер: Ариф Адашев.
Режиссер: Александр Маракулин.
Звукорежиссеры: Евгения Рогозина, Михаил Алексеев.
Ассистент художника по свету: Елена Ильина.
Технический ассистент художника по свету: Александр Киселев.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры России), Мария Ковалева, Людмила Семешко, Иван Староверов, Константин Тимофеев, Илья Харланов.
В ролях:
Вероника Франко, поэтесса, куртизанка: Наталия Быстрова;
Паола Франко, мать Вероники: Светлана Криницкая (Заслуженная артистка России);
Марко Веньер, молодой политик: Максим Катырев;
Пьетро Веньер, банкир: Александр Голубев (Заслуженный артист России);
Маффио Веньер, кузен Марко, поэт: Василий Ремчуков;
Фабио, друг Марко: Давид Левин;
Король Анри (Генрих III): Александр Бабик;
Дож Венеции: Глеб Косихин;
Министр Рамберти: Андрей Дементьев;
Судья-инквизитор: Никита Грабовский;
Паоло Веронезе, художник / Монах-иезуит: Александр Фролов;
Епископ де Ла Торре: Александр Каминский;
Адмирал Мартиненго: Константин Ужва.
Соло в оркестре:
П.Береславцев (скрипка);
М.Рыбина (скрипка);
И.Ситников (виолончель);
И.Мельников (виолончель);
М.Фридман (виолончель);
В.Витницкий (валторна);
К.Арсенов (валторна);
А.Орехов (труба);
М.Чиж (труба);
С.Тетеркин (кларнет);
Д.Ирьянов (кларнет).
Главная героиня спектакля - легендарная итальянская куртизанка и поэтесса эпохи Возрождения Вероника Франко (1546-1591). Дочь куртизанки Паолы Фракассы и купца Франческо Франко решила пойти по стопам матери. Она была подругой многих знатных, высокопоставленных венецианцев, вела открытый, светский образ жизни. Культурное и интеллектуальное развитие начала еще в детские годы, занимаясь науками и изящными искусствами вместе со своими братьями.
В 1565 году Вероника, познав замужнюю жизнь и едва достигнув 19 лет, была включена в список «всех основных и наиболее уважаемых куртизанок Венеции», входила в элитарную группу, считалась наиболее почитаемой дамой полусвета. В 1570-х стала частой гостьей различных литературных салонов, где читала свои стихи, сонеты и прочие лирические сочинения.
Вероника Франко виртуозно владела несколькими музыкальными инструментами, в том числе лютней и спинетом (маленькая разновидность клавесина, подходящая для домашнего музицирования), была знакома с творчеством античных поэтов. В круг общения куртизанки входили художники, политики, мыслители и поэты. В нее были влюблены представители элиты, в том числе король Франции Генрих III.
В октябре 1580 года Веронике пришлось отбиваться от обвинений в колдовстве и ереси, которые ей предъявила святая инквизиция. Документально зафиксировано, что куртизанка активно защищалась, используя венецианский диалект, уверенно отстаивала свою правоту и, в конце концов, сумела спастись от грозившей казни.
Спектакль основан на фактах биографии легендарной Вероники Франко, на исторических событиях. В нем есть не только вымышленные персонажи, но и реальные личности: король Анри (Генрих III), епископ де Ла Торре и мать героини Паола. Есть придуманные герои, которые делают сценическую жизнь уникальной личности по-настоящему яркой, изысканной, красивой, полной сложных испытаний и искренних чувств.
Слово - авторам спектакля:
Алина Чевик, режиссер:
«Наша героиня, Вероника, куртизанка, и с точки зрения морали род ее занятий очень сомнителен. Но я считаю, что она, прежде всего, женщина, которая хочет быть любимой и счастливой, и поэтому наш спектакль о любви. Любовью можно оправдать очень многие поступки…».
Александр Журбин, композитор:
«Я писал эту музыку с удовольствием. Сюжет дал мне, как композитору, большой стилевой и эмоциональный диапазон…».
Владислав Старчевский, драматург:
«Это не просто история, связанная с венецианскими куртизанками XVI века, это судьба Вероники Франко, которая отстаивала равенство мужчин и женщин в любви, считала своим правом публично обсуждать социальные проблемы и давать практические советы в любовных делах. Так что ее можно считать одной из первых феминисток в истории».
Сергей Плотов, драматург:
«Куртизанка» - это рассказ об одной из самых выдающихся поэтесс своего времени, стихи которой дошли до сегодняшнего дня. Но не стоит искать в сюжете мюзикла биографической и исторической точности. Это, прежде всего, история любви, которая в любую эпоху оказывается сильнее всех испытаний и предрассудков».
Едва войдя в зал Московского театра оперетты, зрители попадают в волшебную, изысканную, прекрасную, манящую Венецию. Силуэты зданий любимого многими итальянского города высвечиваются на удивительной красоте занавесе, созданном специально для спектакля. В течение действия по каналам не раз проезжают гондолы, перевозящие героев с места на место. Управляют ими сладкоголосые менестрели-гондольеры, ласкающие своим пением слух молодых влюбленных.
Декорации и костюмы выполнены в эффектной стилизации современности под ренессансную моду и архитектуру. Здесь все роскошно, богато, сделано с любовью и со вкусом. В одеяниях можно узнать выразительные элементы аристократических образов, характерных для эпохи Возрождения.
Музыкальный материал спектакля изобилует мелодиями разных стилей и направлений. Здесь есть рок и рэп, классика и джаз. Все герои и персонажи переживают целую гамму чувств, окрашиваемых в разные оттенки. Любовные дуэты заполняют сердца и души нежным, лирическим, классическим звуком, ревность носит роковый характер, развлечения могут окраситься в поп- или рэперские тона.
Мелодии очень легко запоминаются, зрители в антракте и после спектакля напевают наиболее понравившиеся им номера. Так рождаются потенциальные шлягеры и хиты. Меломаны оценили не только легкие, веселые эпизоды, но и тяжелые, глубоко драматичные сцены. К ним добавляется яркий, интересный, остроумный, оригинальный текст. Мысли и чувства персонажей облачены в слова, которые приятно слушать.
Каждый артист, проживающий адаптированную ренессансную историю, не просто красиво поет и танцует, а вкладывает в образ душу, пуская в ход интеллект и воображение.
Жизнь Вероники Франко (Наталия Быстрова) поделена на две части. В начале она юная девушка, нежная, светлая, глубоко лиричная, романтичная. Затем, пройдя через ряд испытаний и став «самой лучшей куртизанкой», она обретает богатство и бесценный багаж знаний, становится страстной и экспрессивной, но предельно вдумчивой и внимательной. Голос актрисы звучит в разных стилях: это и классика, и рок, и джаз. Есть в ее исполнении и грандиозный рэп-баттл. Партнер по дуэли - коварный злодей, непризнанный гений, поэт Маффио (Василий Ремчуков), страдающий от неразделенной любви.
Лирический герой Марко (Максим Катырев) - воплощение величия, аристократизма и благородства. Статная фигура и бархатный, мягкий, завораживающий голос - важные штрихи к портрету высокородного человека, политика, воина, лидера, которому хочется верить. Кузен Марко Маффио - полная ему противоположность, бедный поэт. Он страстно влюблен в Веронику, но явно завидует ее поэтическому дару, почти маниакально стремится получить ее руку и сердце. К брату он не испытывает теплых чувств, считая его баловнем судьбы. Совсем другой характер у Фабио (Давид Левин), друга Марко. Он отлается развлечениям, но в трудный момент приходит на помощь.
Светлана Криницкая предстала в роли матери Вероники, бывшей куртизанки Паолы Франко (Фракассы). Она поет низким, завораживающим голосом, мягко и вкрадчиво. Эта героиня в юности была вынуждена заняться спорным с точки зрения морали ремеслом, чтобы прокормить семью. Она получила прекрасное образование, стала мудрой и интересной.
Отец Марко, банкир Пьетро Виньер (Александр Голубев) - богатый, успешный бизнесмен. Этот персонаж уверен, что главное в жизни настоящего политика - не любовь, а семья. Желая делать карьеру в мире власть имущих, сын, на его взгляд, должен забыть о чувствах и жениться по расчету.
Один из самых комичных персонажей спектакля - французский король Анри (Александр Бабик). Иностранный монарх веселит народ, безжалостно коверкая малознакомый язык. Бешеная энергетика этого героя не может остаться незамеченной.
Вероника Франко - самая лучшая куртизанка, и среди ее друзей немало представителей элиты: венецианский дож (Глеб Косихин), министр Рамберти (Андрей Дементьев), адмирал Мартененго (Константин Ужва), епископ да Ла Торре (Александр Каминский) и другие благородные синьоры.
Сцена допроса куртизанки - кульминация спектакля, она решена вразрез с историческими фактами, но в лучших традициях мюзикла. Здесь есть боль, страх, отчаяние, ревность, обман, предательство, искренность, верность, преданность, честь, отвага, благородство и любовь. Музыкальный материал ключевого эпизода не подлежит забвению.
Как и оперетта, мюзикл относится к «легким» жанрам музыкального театра. В обоих случаях действие рождается благодаря синтезу вокала, хореографии, декламации и драматургии. Взаимодействие разных средств актерской выразительности создает очень сильные, надолго запоминающиеся спектакли, которые хочется смотреть и слушать снова и снова. Сценическая адаптация жизни Итальянской куртизанки Вероники Франко - постановка такого типа. Она предлагает нашему вниманию Венецию XVI века, которая жила, творила, любила, развлекалась, несмотря ни на какие беды и напасти, в том числе на войны, клевету и смертоносные эпидемии.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще Фотографии