19 июня 2022 года Московский театр оперетты завершил сезон 2021-2022. Находясь на финишной прямой, артисты представили легендарную постановку «Летучей мыши» Иоганна Штрауса по пьесе Николая Эрдмана, на стихи Михаила Вольпина.
Спектакль «Летучая мышь» был поставлен в Московском театре оперетты в 1974 году. В 2015 постановка после некоторого перерыва и капитального обновления вернулась на сцену.
Авторы оригинальной постановки:
Режиссер-постановщик: Георгий Ансимов (Народный артист СССР).
Музыкальный руководитель: Мстислав Ростропович (Народный артист СССР).
Художник: Валерий Левенталь (Народный художник СССР).
Художник по костюмам: Мария Соколова.
Балетмейстер: Егор Сурков.
Над капитальным обновлением работали:
Режиссер: Татьяна Константинова (Заслуженная артистка России).
Музыкальный руководитель: Константин Хватынец.
Балетмейстер: Борис Барановский.
Хормейстер: Станислав Майский.
Художник: Владимир Арефьев (Народный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Балетмейстер-репетитор: Мария Карельских (Заслуженный работник культуры России).
Технический ассистент художника по свету: Александр Киселев.
Ассистент художника по свету: Елена Ильина.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Кристина Доровицына.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры России), Мария Ковалева, Елена Лигостаева, Иван Староверов, Константин Тимофеев.
В ролях:
Генрих Айзенштейн: Максим Катырев;
Розалинда, его жена: Анна Новикова;
Адель, их горничная: Екатерина Кузнецова;
Альфред: Александр Бабик;
Фальк, директор театра: Петр Борисенко (Заслуженный артист России);
Блинд, адвокат: Александр Каминский;
Франк, директор тюрьмы: Максим Новиков;
Дежурный по тюрьме: Дмитрий Лебедев;
Помощник дежурного: Константин Ужва;
Лесничий: Глеб Косихин;
Орловский: Павел Иванов;
Девушки на балу: Анастасия Пугина, Алина Френк, Ольга Ратникова;
Рассыльная: Анастасия Пугина;
Хор, балет и симфонический оркестр Московского театра оперетты.
Поклонники самого «легкого» жанра музыкального театра могут познакомиться с наиболее знаменитыми сочинениями этого жанра еще до визита в театр. Кто из любителей оперетты не смотрел хотя бы раз экранизацию «Летучей мыши» 1978 года? Режиссер Ян Фрид создал по-настоящему яркий, красочный, праздничный, манящий фильм. Обстановка на балу у князя Орловского там по-настоящему роскошная и богатая. К наиболее слабым сторонам экранизации относится, в первую очередь, значительно сокращенный музыкальный материал. Некоторые номера исполняются без одного-двух куплетов, какие-то отсутствуют в принципе. Кроме того, крайне редко в кино вокальные партии исполняют актеры, которые находятся в кадре.
В театре – совсем другое дело. Здесь все делается в четком соответствии с канонами «легкого» жанра: артисты танцуют как в балете, поют как в опере и играют как в драме. Результатом кропотливой, слаженной работы огромного коллектива становится яркий, веселый, изящный, элегантный, искрометный спектакль, который проходит на одном дыхании и опьяняет, как бокал шампанского, выпитый в приятной компании жарким летним вечером.
Пересказывать сюжет одной из самых известных и любимых в России оперетт не имеет никакого смысла, тем более, в упомянутом выше фильме Яна Фрида содержание почти такое же, как в постановке Московского театра оперетты 1974 года. Немного отличаются тексты некоторых вокальных номеров, зато многие диалоги остаются неизменными на протяжении, без малого, полувека. За это время сменилось уже несколько поколений зрителей. Сегодня дети, подростки, а также их родители, бабушки и дедушки вновь с искренним восторгом смотрят зрелищные массовые сцены, от души смеются над незадачливым охотником-коммерсантом Генрихом Айзенштейном (Максим Катырев) и его другом, директором театра Фальком (Петр Борисенко). Два состоятельных кавалера, известных своими любовными похождениями на весь высший свет Вены, не могут узнать загадочных красавиц, скрытых под масками. Одна из них – супруга Генриха Розалинда (Анна Новикова), вторая – ее горничная Адель (Екатерина Кузнецова).
Бал у князя Орловского (Павел Иванов) – праздник, который ежегодно притягивает огромное количество гостей. Хозяин – истинный аристократ, меценат и покровитель театра. Всех молодых актеров и актрис он знает, как никто другой. Кто же эта загадочная девушка, скрытая под маской баронессы, обладающая изысканными манерами, элегантно танцующая и будоражащая воображение виртуозным исполнением головокружительно сложных вокальных номеров? Наутро после празднества, когда маски будут сорваны, а все шампанское выпито, хозяина и его гостей ожидает великое множество сюрпризов.
Крайне занятны и интересны не только главные герои спектакля, но и второстепенные персонажи. Бурю зрительских восторгов неизменно вызывает сцена-интродукция между финалом бала-маскарада и итоговой развязкой. Всегда веселой, остроумной и актуальной становится беседа тюремного дежурного (Дмитрий Лебедев) и его помощника (Константин Ужва). Вернувшийся с карнавала директор (Максим Новиков) также вносит свой вклад в общее развлечение, как и адвокат Генриха Айзенштейна Блинд (Александр Каминский), и преданный поклонник Розалинды Альфред (Александр Бабик), оказавшийся за решеткой вместо ее супруга.
Музыкальный материал спектакля погружает публику в атмосферу великосветской Вены ее самого лучшего, золотого периода в истории, когда люди беззаботно жили, ходили друг к другу в гости и посещали всевозможные увеселительные мероприятия, в том числе балы. Некоронованный король высшего света – венский вальс – звучит на протяжении всего действия, перемежаясь чардашами, польками и другими классическими европейскими бальными танцами.
За почти полувековую историю жизни в Московском театре оперетты «Летучая мышь» выдержала не одну сотню представлений. Публика по-прежнему получает удовольствие от классической постановки знаменитого шедевра, созданной с учетом канонических традиций самого «легкого» жанра музыкального театра. Про назначение искусства максимально точно в своем тосте говорит князь Орловский: «Оно нас делает добрей, и благородней, и мудрей».
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Московского театра оперетты
Спектакль «Летучая мышь» был поставлен в Московском театре оперетты в 1974 году. В 2015 постановка после некоторого перерыва и капитального обновления вернулась на сцену.
Авторы оригинальной постановки:
Режиссер-постановщик: Георгий Ансимов (Народный артист СССР).
Музыкальный руководитель: Мстислав Ростропович (Народный артист СССР).
Художник: Валерий Левенталь (Народный художник СССР).
Художник по костюмам: Мария Соколова.
Балетмейстер: Егор Сурков.
Над капитальным обновлением работали:
Режиссер: Татьяна Константинова (Заслуженная артистка России).
Музыкальный руководитель: Константин Хватынец.
Балетмейстер: Борис Барановский.
Хормейстер: Станислав Майский.
Художник: Владимир Арефьев (Народный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Балетмейстер-репетитор: Мария Карельских (Заслуженный работник культуры России).
Технический ассистент художника по свету: Александр Киселев.
Ассистент художника по свету: Елена Ильина.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Кристина Доровицына.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры России), Мария Ковалева, Елена Лигостаева, Иван Староверов, Константин Тимофеев.
В ролях:
Генрих Айзенштейн: Максим Катырев;
Розалинда, его жена: Анна Новикова;
Адель, их горничная: Екатерина Кузнецова;
Альфред: Александр Бабик;
Фальк, директор театра: Петр Борисенко (Заслуженный артист России);
Блинд, адвокат: Александр Каминский;
Франк, директор тюрьмы: Максим Новиков;
Дежурный по тюрьме: Дмитрий Лебедев;
Помощник дежурного: Константин Ужва;
Лесничий: Глеб Косихин;
Орловский: Павел Иванов;
Девушки на балу: Анастасия Пугина, Алина Френк, Ольга Ратникова;
Рассыльная: Анастасия Пугина;
Хор, балет и симфонический оркестр Московского театра оперетты.
Поклонники самого «легкого» жанра музыкального театра могут познакомиться с наиболее знаменитыми сочинениями этого жанра еще до визита в театр. Кто из любителей оперетты не смотрел хотя бы раз экранизацию «Летучей мыши» 1978 года? Режиссер Ян Фрид создал по-настоящему яркий, красочный, праздничный, манящий фильм. Обстановка на балу у князя Орловского там по-настоящему роскошная и богатая. К наиболее слабым сторонам экранизации относится, в первую очередь, значительно сокращенный музыкальный материал. Некоторые номера исполняются без одного-двух куплетов, какие-то отсутствуют в принципе. Кроме того, крайне редко в кино вокальные партии исполняют актеры, которые находятся в кадре.
В театре – совсем другое дело. Здесь все делается в четком соответствии с канонами «легкого» жанра: артисты танцуют как в балете, поют как в опере и играют как в драме. Результатом кропотливой, слаженной работы огромного коллектива становится яркий, веселый, изящный, элегантный, искрометный спектакль, который проходит на одном дыхании и опьяняет, как бокал шампанского, выпитый в приятной компании жарким летним вечером.
Пересказывать сюжет одной из самых известных и любимых в России оперетт не имеет никакого смысла, тем более, в упомянутом выше фильме Яна Фрида содержание почти такое же, как в постановке Московского театра оперетты 1974 года. Немного отличаются тексты некоторых вокальных номеров, зато многие диалоги остаются неизменными на протяжении, без малого, полувека. За это время сменилось уже несколько поколений зрителей. Сегодня дети, подростки, а также их родители, бабушки и дедушки вновь с искренним восторгом смотрят зрелищные массовые сцены, от души смеются над незадачливым охотником-коммерсантом Генрихом Айзенштейном (Максим Катырев) и его другом, директором театра Фальком (Петр Борисенко). Два состоятельных кавалера, известных своими любовными похождениями на весь высший свет Вены, не могут узнать загадочных красавиц, скрытых под масками. Одна из них – супруга Генриха Розалинда (Анна Новикова), вторая – ее горничная Адель (Екатерина Кузнецова).
Бал у князя Орловского (Павел Иванов) – праздник, который ежегодно притягивает огромное количество гостей. Хозяин – истинный аристократ, меценат и покровитель театра. Всех молодых актеров и актрис он знает, как никто другой. Кто же эта загадочная девушка, скрытая под маской баронессы, обладающая изысканными манерами, элегантно танцующая и будоражащая воображение виртуозным исполнением головокружительно сложных вокальных номеров? Наутро после празднества, когда маски будут сорваны, а все шампанское выпито, хозяина и его гостей ожидает великое множество сюрпризов.
Крайне занятны и интересны не только главные герои спектакля, но и второстепенные персонажи. Бурю зрительских восторгов неизменно вызывает сцена-интродукция между финалом бала-маскарада и итоговой развязкой. Всегда веселой, остроумной и актуальной становится беседа тюремного дежурного (Дмитрий Лебедев) и его помощника (Константин Ужва). Вернувшийся с карнавала директор (Максим Новиков) также вносит свой вклад в общее развлечение, как и адвокат Генриха Айзенштейна Блинд (Александр Каминский), и преданный поклонник Розалинды Альфред (Александр Бабик), оказавшийся за решеткой вместо ее супруга.
Музыкальный материал спектакля погружает публику в атмосферу великосветской Вены ее самого лучшего, золотого периода в истории, когда люди беззаботно жили, ходили друг к другу в гости и посещали всевозможные увеселительные мероприятия, в том числе балы. Некоронованный король высшего света – венский вальс – звучит на протяжении всего действия, перемежаясь чардашами, польками и другими классическими европейскими бальными танцами.
За почти полувековую историю жизни в Московском театре оперетты «Летучая мышь» выдержала не одну сотню представлений. Публика по-прежнему получает удовольствие от классической постановки знаменитого шедевра, созданной с учетом канонических традиций самого «легкого» жанра музыкального театра. Про назначение искусства максимально точно в своем тосте говорит князь Орловский: «Оно нас делает добрей, и благородней, и мудрей».
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Московского театра оперетты