10 и 11 июня 2022 года в Московском театре оперетты проходят премьерные показы мюзикла Максима Дунаевского на либретто Дмитрия Иванова и Владимира Трифонова «Каприз императрицы». Веселая, захватывающая музыкальная история заряжает положительными эмоциями и чувством патриотизма.
Режиссер-постановщик: Татьяна Константинова (Заслуженная артистка России.
Музыкальный руководитель и дирижер: Константин Хватынец.
Балетмейстер-постановщик: Ирина Корнеева (Заслуженная артистка России).
Художник-постановщик: Сергей Новиков.
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Глеб Кардасевич.
Автор инструментовки: Евгений Загот.
Автор видеоконтента: Алексей Борискин.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Кристина Доровицына.
Ассистент художника-постановщика по костюмам: Аделина Шутова.
Ассистент балетмейстера: Ульяна Бачерникова.
Ассистент художника по свету: Елена Ильина.
Технический ассистент художника по свету: Александр Киселев.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры России), Мария Ковалева, Елена Лигостаева, Иван Староверов, Константин Тимофеев.
В ролях:
Митя Виноградов, создатель русского фарфора: Иван Викулов;
Аленка, крепостная актерка: Екатерина Кузнецова;
Михайло Ломоносов, русский гений: Максим Катырев;
Собакин, старый князь: Владислав Кирюхин;
Савка, его сын: Никита Грабовский;
Елизавета, императрица: Анна Новикова;
Джина Скарлаттини, танцмейстерша: Марина Торхова;
Павлушка, подручный Виноградова / Церемониймейстер / Репортер: Александр Фролов;
Шут: Николай Рубцов;
Прусский посол: Константин Ужва;
Английский посол: Виктор Богаченко (Заслуженный артист России);
Французский посол: Давид Левин;
Хор, балет и симфонический оркестр Московского театра оперетты.
Исполнители трюков: Роман Бобрешов, Александр Тюрин, Михаил Филоненко, Олег Машаров.
Соло в оркестре:
М.Акинфина (флейта);
А.Владимиров (флейта);
И.Баканов (тромбон);
А.Рашин (тромбон);
В.Гапонцев (гитара);
А.Потапов (гитара);
А.Говоров (балалайка);
М.Киселев (балалайка).
События спектакля разворачиваются в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1762). Новое время, эпоха Просвещения. Высший свет Петербурга стремился тогда следовать всем новинкам европейской (главным образом французской) моды и расширять свой кругозор. Восхитительной красоты и невероятной роскоши наряды будоражили умы аристократов не меньше, чем жажда знаний, стремление к самопознанию и саморазвитию. Сама императрица хотела, чтобы в России производились такие же изысканные предметы роскоши, как и в крупнейших европейских державах – Великобритании, Франции, Пруссии и т.д.
В постанове есть место не только вымышленным персонажам, но и историческим личностям. Центральными движущими силами сюжета становятся императрица Елизавета Петровна (Анна Новикова) и русский гений Михайло Ломоносов (Максим Катырев). Легендарный изобретатель, ученый и поэт прошел грандиозный путь от простого провинциального крестьянина до всенародно признанного и уважаемого придворного. Оды, которые Ломоносов слагал в честь императрицы Елизаветы, занимают особое место в драматической канве спектакля. Одна из них, созданная на День восшествия на престол, положенная на музыку Максима Дунаевского, обретает статус арии.
Действие в спектакле происходит во времена правления Елизаветы Петровны, а это значит, что зрительскому взору предстает великосветский Петербург в апофеозе своей имперской роскоши и специфической европейской моды. По велению императрицы, обладающей прекрасной фигурой, на маскараде придворные дамы (по примеру самой правительницы) щеголяют в элегантных мужских костюмах. Кавалеры, напротив, предстают пред светлые очи Ее Величества в пышных, несколько вычурных бальных платьях. Комичные образы завершают напудренные парики с высокими прическами и мушки на лицах и в зоне декольте.
Одеяния крепостных актерок изобилуют пышностью и обилием красочных вышивок ручной работы. При этом они комфортны и пригодны для активного движения и непростой физической работы.
Музыкальный материал постановки оригинален и разнообразен. Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Константин Хватынец обозначил свою главную задачу как приведение к единому музыкальному ритму всего разнообразия мелодий и характеров. Действительно, звуковая палитра мюзикла очень интересна и самобытна. Здесь есть место и гимнически-торжественным выходам императрицы, и ее пространным речам, и искреннему, эмоциональному общению влюбленных героев, и коварным замыслам князя Собакина (Владислав Кирюхин) и его сына Савки (Никита Грабовский), и многому другому. Здесь можно услышать как отголоски светской и духовной музыки эпохи Просвещения, так и элементы современных музыкальных течений.
Спектакль создан в лучших традициях столичного театра оперетты, а это значит, что в либретто существует множество стильных, изысканных, элегантных шуток на острые, злободневные, актуальные темы. Например, создатели постановки не обошли вниманием специфические элементы западной моды, манера поведения и внешний вид европейских послов разительным образом отличается от представителей отечественного высшего общества. Русская императрица откровенно потешается над ними и хочет, чтобы в Российской империи появилось собственное богатство – фарфор самого высокого качества, который не будет уступать британским, французским и прусским аналогам. Сделать его нужно за месяц. Эту непосильную задачу правительница возлагает на плечи Дмитрия Ивановича Виноградова (Иван Викулов), который когда-то обучался различным наукам вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Самыми смешными, гротесковыми персонажами становятся иностранцы – прусский (Константин Ужва), французский (Давид Левин) и английский (Виктор Богаченко) послы, а также танцмейстерша Джина Скарлаттини (Марина Торхова). Их образы созданы в лучших традициях европейской моды эпохи Просвещения, а шутки и замечания не дают забыть и об актуальных событиях. От чопорной, строгой, но очень грациозной Джины разительным образом отличаются русские крепостные актрисы во главе с красавицей Аленкой (Екатерина Кузнецова), которых суровая мадам пытается обучить балету.
Жизнь русских дворян и их крепостных нередко становится центральной сюжетной линией разных видов искусства. При соприкосновении со спектаклем «Каприз императрицы» вспоминались такие шедевры, как комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», музыкальная кинокомедия «Табачный капитан» (режиссер Игорь Усов, композитор Игорь Цветков), оперетта Николая Стрельникова «Холопка» и многие другие.
Сумеет или не сумеет Дмитрий Иванович Виноградов удовлетворить каприз императрицы? Выполнит ли он высочайший заказ за отпущенный срок в один месяц? Удастся ли ему выкупить любимую девушку у богатого князя Собакина и обрести долгожданное счастье? Это далеко не полный список вопросов, который волнует зрителей на протяжении нескольких минут антракта. Продолжительность спектакля в двух действиях составляет примерно три часа. Время пролетает незаметно: действие захватывает с первых секунд и не отпускает до финального аккорда.
Постановка дарит массу положительных эмоций и создает настроение безграничной любви к своей стране, гордости ее ярким, самобытным, талантливым, всесторонне образованным и многогранно одаренным народом. Множество светлых умов и выдающихся деятелей России происходят из простого народа. Примером такого человека можно назвать Михайло Ломоносова, чье имя уже более двух с половиной столетий носит столичный университет, одно из ведущих учетных заведений страны.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Московского театра оперетты
Режиссер-постановщик: Татьяна Константинова (Заслуженная артистка России.
Музыкальный руководитель и дирижер: Константин Хватынец.
Балетмейстер-постановщик: Ирина Корнеева (Заслуженная артистка России).
Художник-постановщик: Сергей Новиков.
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Глеб Кардасевич.
Автор инструментовки: Евгений Загот.
Автор видеоконтента: Алексей Борискин.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Кристина Доровицына.
Ассистент художника-постановщика по костюмам: Аделина Шутова.
Ассистент балетмейстера: Ульяна Бачерникова.
Ассистент художника по свету: Елена Ильина.
Технический ассистент художника по свету: Александр Киселев.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры России), Мария Ковалева, Елена Лигостаева, Иван Староверов, Константин Тимофеев.
В ролях:
Митя Виноградов, создатель русского фарфора: Иван Викулов;
Аленка, крепостная актерка: Екатерина Кузнецова;
Михайло Ломоносов, русский гений: Максим Катырев;
Собакин, старый князь: Владислав Кирюхин;
Савка, его сын: Никита Грабовский;
Елизавета, императрица: Анна Новикова;
Джина Скарлаттини, танцмейстерша: Марина Торхова;
Павлушка, подручный Виноградова / Церемониймейстер / Репортер: Александр Фролов;
Шут: Николай Рубцов;
Прусский посол: Константин Ужва;
Английский посол: Виктор Богаченко (Заслуженный артист России);
Французский посол: Давид Левин;
Хор, балет и симфонический оркестр Московского театра оперетты.
Исполнители трюков: Роман Бобрешов, Александр Тюрин, Михаил Филоненко, Олег Машаров.
Соло в оркестре:
М.Акинфина (флейта);
А.Владимиров (флейта);
И.Баканов (тромбон);
А.Рашин (тромбон);
В.Гапонцев (гитара);
А.Потапов (гитара);
А.Говоров (балалайка);
М.Киселев (балалайка).
События спектакля разворачиваются в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1762). Новое время, эпоха Просвещения. Высший свет Петербурга стремился тогда следовать всем новинкам европейской (главным образом французской) моды и расширять свой кругозор. Восхитительной красоты и невероятной роскоши наряды будоражили умы аристократов не меньше, чем жажда знаний, стремление к самопознанию и саморазвитию. Сама императрица хотела, чтобы в России производились такие же изысканные предметы роскоши, как и в крупнейших европейских державах – Великобритании, Франции, Пруссии и т.д.
В постанове есть место не только вымышленным персонажам, но и историческим личностям. Центральными движущими силами сюжета становятся императрица Елизавета Петровна (Анна Новикова) и русский гений Михайло Ломоносов (Максим Катырев). Легендарный изобретатель, ученый и поэт прошел грандиозный путь от простого провинциального крестьянина до всенародно признанного и уважаемого придворного. Оды, которые Ломоносов слагал в честь императрицы Елизаветы, занимают особое место в драматической канве спектакля. Одна из них, созданная на День восшествия на престол, положенная на музыку Максима Дунаевского, обретает статус арии.
Действие в спектакле происходит во времена правления Елизаветы Петровны, а это значит, что зрительскому взору предстает великосветский Петербург в апофеозе своей имперской роскоши и специфической европейской моды. По велению императрицы, обладающей прекрасной фигурой, на маскараде придворные дамы (по примеру самой правительницы) щеголяют в элегантных мужских костюмах. Кавалеры, напротив, предстают пред светлые очи Ее Величества в пышных, несколько вычурных бальных платьях. Комичные образы завершают напудренные парики с высокими прическами и мушки на лицах и в зоне декольте.
Одеяния крепостных актерок изобилуют пышностью и обилием красочных вышивок ручной работы. При этом они комфортны и пригодны для активного движения и непростой физической работы.
Музыкальный материал постановки оригинален и разнообразен. Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Константин Хватынец обозначил свою главную задачу как приведение к единому музыкальному ритму всего разнообразия мелодий и характеров. Действительно, звуковая палитра мюзикла очень интересна и самобытна. Здесь есть место и гимнически-торжественным выходам императрицы, и ее пространным речам, и искреннему, эмоциональному общению влюбленных героев, и коварным замыслам князя Собакина (Владислав Кирюхин) и его сына Савки (Никита Грабовский), и многому другому. Здесь можно услышать как отголоски светской и духовной музыки эпохи Просвещения, так и элементы современных музыкальных течений.
Спектакль создан в лучших традициях столичного театра оперетты, а это значит, что в либретто существует множество стильных, изысканных, элегантных шуток на острые, злободневные, актуальные темы. Например, создатели постановки не обошли вниманием специфические элементы западной моды, манера поведения и внешний вид европейских послов разительным образом отличается от представителей отечественного высшего общества. Русская императрица откровенно потешается над ними и хочет, чтобы в Российской империи появилось собственное богатство – фарфор самого высокого качества, который не будет уступать британским, французским и прусским аналогам. Сделать его нужно за месяц. Эту непосильную задачу правительница возлагает на плечи Дмитрия Ивановича Виноградова (Иван Викулов), который когда-то обучался различным наукам вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Самыми смешными, гротесковыми персонажами становятся иностранцы – прусский (Константин Ужва), французский (Давид Левин) и английский (Виктор Богаченко) послы, а также танцмейстерша Джина Скарлаттини (Марина Торхова). Их образы созданы в лучших традициях европейской моды эпохи Просвещения, а шутки и замечания не дают забыть и об актуальных событиях. От чопорной, строгой, но очень грациозной Джины разительным образом отличаются русские крепостные актрисы во главе с красавицей Аленкой (Екатерина Кузнецова), которых суровая мадам пытается обучить балету.
Жизнь русских дворян и их крепостных нередко становится центральной сюжетной линией разных видов искусства. При соприкосновении со спектаклем «Каприз императрицы» вспоминались такие шедевры, как комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», музыкальная кинокомедия «Табачный капитан» (режиссер Игорь Усов, композитор Игорь Цветков), оперетта Николая Стрельникова «Холопка» и многие другие.
Сумеет или не сумеет Дмитрий Иванович Виноградов удовлетворить каприз императрицы? Выполнит ли он высочайший заказ за отпущенный срок в один месяц? Удастся ли ему выкупить любимую девушку у богатого князя Собакина и обрести долгожданное счастье? Это далеко не полный список вопросов, который волнует зрителей на протяжении нескольких минут антракта. Продолжительность спектакля в двух действиях составляет примерно три часа. Время пролетает незаметно: действие захватывает с первых секунд и не отпускает до финального аккорда.
Постановка дарит массу положительных эмоций и создает настроение безграничной любви к своей стране, гордости ее ярким, самобытным, талантливым, всесторонне образованным и многогранно одаренным народом. Множество светлых умов и выдающихся деятелей России происходят из простого народа. Примером такого человека можно назвать Михайло Ломоносова, чье имя уже более двух с половиной столетий носит столичный университет, одно из ведущих учетных заведений страны.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Московского театра оперетты